Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка
Оценка 4.9

Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка

Оценка 4.9
docx
13.11.2020
Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка
Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка.docx

Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка

 

                                             

Обучение устной речи – одна из наиболее важных практических целей обучения иностранному (английскому) языку. Учащиеся должны научиться овладевать навыками ведения беседы на английском языке, понимать на слух иностранную речь, выражать правильно свои мысли, давать свою оценку прочитанному материалу.

В настоящее время в организации процесса обучения устной речи имеется ряд недостатков. Содержание речи бывает подсказано учителем в виде наводящего вопроса, наглядного материала и даже предложения на русском языке. Это ведет к тому, что ученик, имеющий достаточно большой запас языкового материала, становится совершенно беспомощным вне урока, когда к нему обращаются на иностранном языке вне урока.

Все это требует использования коммуникативных упражнений на уроках английского языка.

Для стиля устной речи типично употребление вводных слов, междометий. (Oh, I`m glad to see you!). Стиль устной речи отличается от стиля письменной речи большей краткостью выражения. Для стиля устной речи типичны некоторые особенности произношения (использование кратких форм – won`t, can`t etc.). Устная речь, в которой воплощаются не только суждения, но и различные настроения, чувства и эмоции характеризуется богатством интонационных красок.

                                   

 

                                           Устная речь

                                      /                          \

                           Диалог                       Монолог

(Цепь реплик или высказываний,            (Речь одного лица, выражающего

которые возникают одно за другим        свои мысли, намерения).

в условиях непосредственного

общения двух или более лиц).

 

На характер монологической и диалогической речи влияет тематика и содержание разговора, род деятельности и возраст участников и другие факторы.

При обучении иностранному языку в школе целью является неподготовленная устная речь. Учащимся необходимо научиться использовать усвоенный языковой материал для выражения своих мыслей в соответствии с речевой ситуацией.

Принципы обучения устной речи:

·        Принцип коммуникативной направленности.

·        Учет дифференцированности устной речи.

·        Моделирование типичных коммуникативных ситуаций.

·        Обучение устной речи как коммуникативной деятельности.

·        Интенсивная речевая практика.

·        Поэтапность формирования речевых умений.

·        Адекватность упражнений характеру формируемого действия.

 

 

Коммуникативные упражнения

·       Респонсивные упражнения

1.   Вопросно-ответные упражнения.

Форма вопрос-ответ является довольно частым диалогическим единством в реальных актах общения. Вопросы – всегда коммуникативны. Они нацелены на собеседника и требуют от него отклика (это может быть даже кивок или жест).

Такой вид упражнений следует различать по:

ü Источнику для ответов

ü Типу вопросов.

ü Адресу вопросов.

ü Технике применения.

2.Репликовые упражнения.

В репликовых упражнениях реакция учащихся не программируется.

ü Утверждение – вопрос.

(Ответная реплика выражает удивление, сомнение).

-It takes me an hour to get there.

-Do you live so far?

ü Утверждение – утверждение

(Ответная реплика выражает подтверждение, согласие).

-Sometimes it`s very cold here in winter.

-Yes, it`s really very cold .

ü Утверждение – отрицание.

(Ответная реплика выражает несогласие, протест).

-There are 30 days in October.

-That isn’t right. October has 31 days.

Однако эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести беседу, участвовать в диалоге.

3.Условная беседа.

Возникает в условиях непринужденности.

Виды речевых стимулов к беседе:

а) запрос информации о интересующем лице, объекте, событии.

б).информирование кого-либо о чем-либо.

в). Выражение своего отношения к чему-либо.

г).обмен мнениями, впечатлениями.

д). установление контакта.

е).поддержания разговора.

Все виды респонсивных упражнений полезны в плане подготовки учащихся к ведению беседы. Также необходимо проработать формулы, выражающие положительное или отрицательное отношение собеседника к услышанному. (Fine! Impossible! etc.). Такие технико-коммуникативные сигналы, с помощью которых осуществляется управление выдачей информации. (Pardon? Say it again, please.). Формулы, позволяющие говорящему выразить свое отношение к высказыванию. (I think…., In my opinion…..).

·       Ситуативные упражнения

ü Дополняемые ситуации

Это простейшая разновидность ситуативных упражнений, суть которой состоит в том, что учащимся предлагается дополнить описание ситуации, сделать вывод. Само описание ситуации дается лаконично. Ситуация может носить характер личного наблюдения или изложения какого-либо события.

 

ü Проблемные ситуации

Это упражнения, экспозиция которых содержит некую внеречевую задачу, анализируя проблему, учащиеся подробно описывают пути ее разрешения.

ü Воображаемые ситуации

ü Ролевые ситуации

     В основе описания ситуации лежит указание на социально-коммуникативные роли участников разговора. Главное при работе над этими ситуациями – «вживание в образ». Экспозиция может дополняться некоторыми деталями обстановки или тематикой беседы.

·       Репродуктивные упражнения

ü Пересказ

В процессе подготовки к пересказу следует использовать следующие приемы: постановка выяснительных вопросов, перевод трудных мест, проработка новых лексических единиц.

На первых порах следует вести план-конспект, в виде последовательности ключевых слов.

ü Сокращенно-выборочное изложение

Задания могут быть следующими: пересказ текста в 5 предложениях, сжатая передача содержания текста, передача текста так, как если бы пересказывающий был участником описываемых событий, пересказ от лица героя.

ü Пересказ-перевод

Следует ориентировать учащихся не на дословный перевод, а на передачу смысла речевого произведения.

ü Драматизация

Импровизируемый пересказ 2-3 учащимися. Необходимо следить внимательно за репликами партнеров, а не только хорошо знать содержание текста.

·       Описательные упражнения

В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию. Это может быть: простые изображения в виде иллюстраций, картинок; изображения, созданные с использованием ИКТ.

ü Описание элементарных изображений

ü Описание фабульных сюжетов

ü Описание статических сюжетов

ü Описание реальных обьектов

·       Дискутивные упражнения

ü Учебная дискуссия

ü Комментирование

·       Композиционные упражнения

ü Устный пересказ

Приемы подготовки к пересказу:

Ø Выбор темы

Ø Составление ситуаций на основе одного или нескольких данных предложений.

Ø Элементарная композиция

Ø Композиционное развитие элементарных ситуаций

Ø Проработка разговорных формул (To  begin with…/My story is about…./ To sum it up….)

 

·       Инициативные упражнения

    Учащийся должен уметь привлечь внимание собеседника, начать разговор, заинтересовать.

ü Вопросы учащихся

ü Пресс-конференция

ü Композиция диалогов с упором на инициативные реплики

ü Интервью

ü «Обратись ко мне»

 

Список литературы:

    1.»Настольная книга преподавателя иностранного языка» Минск, 2000.

    2. « Коммуникативные упражнения на английском языке» В.Л.Скалкин, М., «Просвещение» 1983.


 

Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка

Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка

Устная речь / \

Устная речь / \

Коммуникативные упражнения ·

Коммуникативные упражнения ·

That isn’t right. October has 31 days

That isn’t right. October has 31 days

Проблемные ситуации Это упражнения, экспозиция которых содержит некую внеречевую задачу, анализируя проблему, учащиеся подробно описывают пути ее разрешения

Проблемные ситуации Это упражнения, экспозиция которых содержит некую внеречевую задачу, анализируя проблему, учащиеся подробно описывают пути ее разрешения

Описательные упражнения В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию

Описательные упражнения В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию

Вопросы учащихся ü Пресс-конференция ü

Вопросы учащихся ü Пресс-конференция ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2020