муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19 тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru
Консультация для воспитателей на тему:
«Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками»
Подготовила: |
воспитатель высшей |
квалификационной |
категории-Пластун Л. И. |
2023 г.
Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей по ЛЕГО - конструированию в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
· познакомить воспитателей с образовательным конструктором и формами организации, содержанием и методами обучения детей конструированию с применением ЛЕГО – конструктора;
· показать технологии работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО - конструирования;
· формировать у воспитателей мотивацию на использование в образовательной деятельности ЛЕГО - конструктора.
Ход консультации
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки - воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи.
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка.
Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – ЛЕГО - конструирование.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детскими психологами доказано, что, если в жизни ребенка не присутствует образная игра - он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. ЛЕГО - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов ЛЕГО, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Детей увлекающихся ЛЕГО - конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых предусмотрены целые ЛЕГО комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
1. Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки - способы воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели - детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Модель-задача - не даются способы решения
Постановка таких задач - эффективное средство активизации мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям - образца нет, рисунка (схемы) нет, способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.
В процессе конструирования – формируется умение анализировать.
Конструирование по условиям - способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО -конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием, речевым и физическим.
Посредством использования ЛЕГО - конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы, как в её инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Познакомимся с задачами, которые решаются на занятиях по ЛЕГО - конструированию в различных образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие
Одна из основных целей в ЛЕГО - конструировании – научить детей эффективно работать вместе. ЛЕГО позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Игра «Сделай по словесной инструкции»
Два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.
Время игры –2–3 минуты. Предлагаю провести анализ работы. Давайте посмотрим на работы.
Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?
Познавательное развитие
В процессе ЛЕГО - конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».) С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. ЛЕГО формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.
Игра «Чья команда быстрее построит?»
Цель - как можно быстрее собрать из конструктора Лего – цифры по памяти. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать.
Речевое развитие
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из ЛЕГО дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Можно использовать элементы описания игрушки, животного; сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник и др., сюжетов литературных произведений с помощью построек из конструктора).
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. С детьми можно рассказывать знакомые сказки и сочинять свои сказки и истории, конструируя сюжеты из ЛЕГО.
Игра «Придумай свою историю»
Каждой команде предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, дерево, страх). Педагоги моделируют историю с этими словами.
Например: «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева (педагоги строят кота, дерево, спасателя и т. д.)».
2 пример: собака, дом, радость. И др.
Художественно-эстетическое развитие
ЛЕГО - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. ЛЕГО используется и на музыкальных занятиях.
Игра «Собери узор»
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на пластине. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т. д.
Посмотрим, что напоминает нам получившийся узор и зарисовываем. (украшенный платочек, цветочная поляна, поднос с фруктами, овощами или сладостями и т. д.)
Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук ЛЕГО – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор ЛЕГО можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Игра «Равновесие»
Участники игры кладут кирпичик Лего на голову, ведущий даёт задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др. Задача участников - не уронить кирпичик.
Организация и проведение занятия с ЛЕГО в детском саду
Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:
1. Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
2.1. показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
2.2. самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
2.3. физкультминутка, видеозарядка с ЛЕГО - человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ.
Анализ проводится с учётом таких критериев:
- аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
- технические умения и навыки; степень самостоятельности проделанной работы;
- целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.