«Использование метода проектов при проведении повторительно-обобщающих уроков»
Оценка 4.6

«Использование метода проектов при проведении повторительно-обобщающих уроков»

Оценка 4.6
docx
11.01.2024
«Использование метода проектов при проведении повторительно-обобщающих   уроков»
Использование метода проектов при проведении повторительно.docx

«Использование метода проектов при проведении повторительно-обобщающих   уроков»

 

Александрова С.Ф., учитель математики

 МБОУ г. Иркутск СОШ №1

 

       Сколько человек живет, столько и учится — это аксиома. Важнейшая цель образования — это формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Достижению этих целей во многом способствуют уроки повторения, обобщения и систематизации знаний. Обобщение и систематизация знаний – это не только эффективный способ активизации учебного процесса, повышения качества знаний, умений, но и средство формирования познавательной самостоятельности и инициативности обучаемых. Результативность таких уроков зависит не только от содержания учебного материала, но и от формы, которую изберет учитель для повторения и обобщения этого материала. В данной статье я остановлюсь на использовании метода проектов при проведении повторительно - обобщающих уроков.

Приведу несколько примеров таких уроков.

     «Решение уравнений (неравенств)»

     Решение уравнений – одно из важнейших умений, которое формируется у учащихся на протяжении всех лет обучения математике

Линейные, квадратные, дробно рациональные, биквадратные – вот далеко не полный перечень уравнений, навыки решения которых формируются в основной школе. Как правило, эти уравнения без труда распознаются учащимися и имеют четкий алгоритм решения.

     Качественные изменения в подходах к решению уравнений происходят в старших классах, где формируются умения решать различные виды уравнений (тригонометрические, показательные, логарифмические, иррациональные).

Существует несколько стандартных методов решения различных уравнений. Однако, каждый метод, стандартный прием применим лишь для узкого класса уравнений. И поэтому мало усвоить приемы решения, нужно, чтобы ученик умел распознать тип уравнения и определить, какой прием применим в каждом конкретном случае. Уроки обобщающего тематического повторения как раз и призваны решить эту задачу.

На том, как провести эти уроки, остановлюсь подробно. При проведении таких уроков я использую метод проектов, не как дань моде, он здесь просто необходим.

     Учащиеся разбиваются на группы (количество групп в идеале должно равняться числу типов уравнений, которые охватывает данная тема). Сами группы должны подбираться дифференцированно, по уровню компетентности учеников.

1 этап. Всем группам дается одинаковое задание найти соответствие между названиями типов уравнений и самими предложенными уравнениями (тем, кто затрудняемся можно разрешить пользоваться записями).

    После проверки правильности выполнения 1 задания, приступаем ко второму этапу.

2 этап. Каждой группе учитель оставляет один комплект карточек (уравнение + название) и предлагает решить уравнение. Далее следует проверка (группы могут проверить друг у друга или проверку может взять на себя учитель).

3 этап. Учащимся предлагается подробно, вербально описать способ решения своего уравнения, написать своего рода инструкцию.

    Далее идет обсуждение, учащиеся вносят поправки, замечания и «утверждают» текст каждой «инструкции».

4 этап. Далее, учащееся обмениваются полученными памятками, и пишут для них «показания к применению», то есть, как отличить уравнение данного вида, от других. Затем, вновь обсуждение, «утверждение» и все работы объединяются в единое учебно-справочное пособие, по решению уравнений, которое дети используют в дальнейшем.

    Таким образом, решены главные задачи и урока обобщения и урока проекта:

обобщить полученные знания, применить их на практике;

воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную познавательную деятельность;

реализовать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности.

Крометого ребята получат удовольствие от процесса творчества, от собственных маленьких открытий и у них возникает желание больше узнать по предмету.

    Учение похоже на путешествие. Так возникла идея цикла уроков – «Путешествия по планете Чисел». По интерактивной карте мы пытаемся переместиться от одного места к другому — от незнания к знанию, от неумения к умению. На повторительно-обобщающих уроках дети, рассказывая о том, чему научились и что узнали, путешествуя по городам и странам (например, страна Обыкновенных дробей, города Сложения, Умножения и пр.), составляют путеводители и буклеты, в которых описывают законы страны, правила, которые нужно соблюдать. На таком уроке учитель применяет и сочетает игровые, проектные и информационные технологии. Трудоемкость подготовки такого урока полностью компенсирует его результативность.

    Литературное творчество и математика вещи несовместимые? Отнюдь! Литературно-математические проекты нередки в моей практике, например, урок геометрии «О чем рассказал параллелограмм». Смысл такого урока состоит в том, что знания, по данной теме, приобретенные ранее применяются не как обычно для решения задач, доказательства теорем, что конечно очень важно, а переходят в разряд общеучебных и общекультурных умений ученика, т.е. компетенций. Результатом этого проекта стали мини – сочинения (сказки, стихи, интервью). Таким образом, достигаются цели и задачи, присущие уроку данного типа: обобщены и систематизированы знания о выпуклых четырехугольниках, продолжено формирование ключевых компетенций планиметрии. Но результат неизмеримо эффективнее. Происходит развитие творческих способностей у детей, развитие логического мышления; развитие коммуникативности, которая формируется вследствие делового общения и сотрудничества в процессе коллективной работы.

    Таким образом, делаю вывод, что уроки обобщения и систематизации знаний и учений дают наилучший результат, если они формируют и укрепляют межпредметные связи.

    Некоторые итоги. Многообразие форм проведения повторительно-обобщающих уроков, дает наибольшую свободу для проявления творческих способностей ученика. Такие уроки приучают рассуждать, анализировать, подводить специфические знания под общее правило, делать выводы. И это важно для молодого человека, который должен выйти во взрослую жизнь со своеобразным путеводителем – со своим стилем мышления и творческим почерком. Пусть это будет не законченной и стройной концепцией жизни, а только первым шагом в формировании столь важного атрибута личности. Ведь сколько человек живет, столько и учится.


 

Использование метода проектов при проведении повторительно-обобщающих уроков»

Использование метода проектов при проведении повторительно-обобщающих уроков»

Всем группам дается одинаковое задание найти соответствие между названиями типов уравнений и самими предложенными уравнениями (тем, кто затрудняемся можно разрешить пользоваться записями)

Всем группам дается одинаковое задание найти соответствие между названиями типов уравнений и самими предложенными уравнениями (тем, кто затрудняемся можно разрешить пользоваться записями)

Но результат неизмеримо эффективнее

Но результат неизмеримо эффективнее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024