Использование народного фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

  • Мероприятия
  • pptx
  • 03.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование народного фольклора в патриотическом воспитании дошкольнтков..pptx

Управление образования Администрации города Новочеркасска

МБДОУ детский сад №53

Группа «Почемучки»

Выступление подготовила: воспитатель МБДОУ детского сада №53
Лазарь Елена Николаевна.

Педагогический проект
«По дорогам сказок»

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Родину свою познают!
А. Лесных

Пояснительная записка.

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. В настоящее время дети не любят слушать и читать художественную литературу, они очень увлечены компьютерными технологиями.

Цель проекта:

Создание условий для духовно нравственного
развития ребёнка через приобщение к русским народным сказкам.

Вид проекта : среднесрочный.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

База реализации: МБДОУ детский сад 53, старше- подготовительная группа
«Почемучки».

Задачи.

Образовательные:
-продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;
-обогащать и расширять словарный запас детей;
-формировать умение выразительно инсценировать эпизоды сказок.

Развивающие:
-развивать умение передавать характер героя при драматизации сказок;
-развивать творческие способности детей в различных видах деятельности;
-развивать слуховое восприятие, мышление, воображение и фантазию.

Воспитательные:
-воспитывать любовь к русским народным сказкам;
-побуждать к сотворчеству детей, педагогов
и родителей в совместной деятельности;
- воспитывать отзывчивость и дружелюбие.


Актуальность

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку
особенно интересной и волнующей для детей.
Она является незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой
личности ребенка.

Проблема:

На сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Опрос родителей и детей нашей группы показал, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Гипотеза:
Чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам,
тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа
для формирования личности.




Нормативная база.

Концепция о правах ребёнка от 13.07.1990 г.
Федеральный Закон №272
«Об образовании в Российской Федерации» от 28.12.2012 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 27.10.2013 г. №1155
4. Устав МБДОУ детского сада №53





Предполагаемый результаты:
Дети узнают больше о русских народных сказках, их героях. Научатся сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Расширится и обогатится словарный запас детей, появится устойчивый интерес к драматизации сказок и участию в театрализованной деятельности.
Наша библиотека пополнится новыми книгами.

Этапы реализации проекта

1 этап- Подготовительный  - Познакомить родителей с задачами проекта, определить их роль в реализации проекта.  - Анкетирование родителей –
«Какие сказки читаете детям?  - Изучение методической литературы по теме.  - Подбор материала: наглядно-дидактических пособий, аудио, видеоматериала, атрибутов для игр- драматизаций, настольного и игрового театра.  - Оформление книжного уголка.  - Планирование деятельности педагога и детей. 

2 этап- Основной
 1.Реализация плана проекта с детьми;
2.Рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
3.Чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанным сказкам;
4.Беседа с детьми «Что такое сказка?»;
5.Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

6.Отгадывание загадок по сказкам;
7. Аппликации, ручной труд из природного
и бросового материалов, конструирование
из бумаги по мотивам сказок.
8.Создание картотеки русских народных сказок;
9.Создание книжки-малышки;
10.Драматизация сказок.

3 этап- заключительный
1.Подведение итогов проектной деятельности;
2.Рассказывание сказок;
3.Театрализация сказок.
Работа с родителями.  Совместное участие во Всероссийской Акции
«Ценности будущего в традициях народной культуры»
Участие в Семейном проекте «Бабушкины сказки».
Создание папки – передвижки «Роль сказки в жизни ребёнка»,
«Сказка лечит», Консультация «Как читать сказку». Мастер – класс «Сотвори свою сказку! »
Участие в изготовлении атрибутов,
декораций к сказкам
«Заюшкина избушка», «Гуси лебеди».


Название мероприятий

Тема

Речевое развитие, познавательное развитие:
 
 


Беседы
 
 
 
 
Речевые игры

Презентации:
«Русские народные сказки»;
«Персонажи русских народных сказок – какие они».
 
1.Разные виды сказок;
2.Сказки волшебные и сказки о животных;
3.Чему учат все сказки;
 
1. «Из какой сказки этот предмет»;
2. «Назови сказку»;
3. «Угадай сказочного героя»;
4. «Угадай сказку по песенке героя»;
5. «Какие сказки перепутались»;

Название мероприятий

Тема

Дидактические игры













Социально – коммуникативное развитие

«Расскажи сказку по серии картинок» «Составь сказку» «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» «Из какой сказки волшебная вещь?» «Подбери иллюстрацию к сказке» «Сложи картинку и узнай сказку» «Сложи сказку», «Что лишнее?» Инсценировка сказок с использованием масок и театра-ширмы:
1. «Колобок»,
2. «Заюшкина избушка»,
3. «Гуси- лебеди»

Название мероприятий

Тема

Художественно – эстетическое развитие







Физическое развитие

Продуктивные виды деятельности:
Аппликация «Избушка лубяная и ледяная»
Рисование «По дорогам сказок»
Лепка «Колобок»
Коллективная работа «Моя любимая сказка»
- подвижные игры («Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Зайка серый умывается»);
Пальчиковая гимнастика: («Снежинки»; «Хитрый зайчик»; «Снежок»; «Мы во двор пришли гулять»; «На дворе мороз и ветер»; «Ждали праздника мы долго».)

Результат реализации проекта «По дорогам сказок»:
У детей появился интерес к русским народным сказкам; повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения;
Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.
Повысился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».
Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которые им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах.

В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

Точки роста: Стремление детей к сочинению
собственных сказок. Словесное творчество детей
помогает углубленному восприятию
литературных произведений.
Чтение сказок- одна из семейных традиций.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

СПАСИБО
За
внимание