Использование нейроупражнений в автоматизации звуков.
Нейроупражнения – это популярное название комплекса двигательных игр, направленных на развитие межполушарного взаимодействия. Они позволяют создать новые нейронные связи, что является основой познавательного и речевого развития детей. Кроме того, применение нейроупражнений в коррекционно-развивающей работе повышает работоспособность, улучшает мыслительную деятельность, снижает утомляемость, повышает иммунную систему, улучшает память, внимание, мышление и др. Основоположником «Гимнастики для мозга» является американский психолог Пол Э.Деннисон.
Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием используют на всех этапах логопедической работы.
Этапы постановки звуков.
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука.
А) «Качели» Выполняются руками, противоположные движению языка. Язык вверх – руки вниз, язык вниз - руки вверх. Также можно с приседанием: присели – язык вверх, встали – язык вниз.
Б) «Часики» Выполняются ногами, противоположные движению языка. Язык вправо – шаг влево, язык влево – шаг вправо. Также можно добавить руки к ногам: Руки повторяют движение языка, а ноги в противоположную сторону. Или наоборот.
В) «Грибок» , «Гармошка» Во время выполнения ребёнок выполняет прыжки или ходьбу на месте.
Г) «Часики + Качели» Логопед произносит направление языка вразброс (вверх, вниз, вправо и влево) а ребенок внимательно слушает и выполняет . Данное упражнение направлено на развитие слухового внимания и ориентацию в пространстве.
Д) Упражнения с карандашом. «Вкусное варенье» Делаем движение языком по губам и карандаш крутим по кругу на столе. Сначала крутим и язык и карандаш в одну сторону. Когда у ребенка стало получаться подключаем вторую руку и крутим синхронно с языком. После этого делаем движение карандащом в противоположную сторону движения языка. Затем также добавляем вторую руку.
«Качели», «Часики» При выполнении данных упражнений делаем «маятник» карандашом. Сначала одной рукой, а потом подключаем вторую руку. Далее когда это станет легко ребенку усложняем выполнением в противоположные стороны, т.е. Одна рука начинает с большого, а другая рука с мизинца.!!! Когда выполняет одна из рук, вторая рука не помогает.!!!
«Блинчик» При выполнении упражнения делаем упражнение «Подъемный кран». Усложнение служит нарисовать фигуры в воздухе: круг, квадрат, треугольник, кроме этого можно нарисовать любую букву, например ту которую будете ставить или ту которую изучаете на неделе или те, которые уже прошли. Самое сложное: выполнять разные движения руками, а именно, например, правая рисует квадрат, а левая круг.
«Индюк» При выполнении упражнения выполняем «вертолет». Сначала в одну сторону одной рукой, потом двумя, а потом в противоположные двумя.
Автоматизация звуков.
«Колечки» Проговариваем слоги и делаем колечки: прямые слоги – с большого пальца, обратные слоги с мизинца. Интервокальные слоги – с противоположных концов, т.е. правая с большого, а левая с мизинца. Усложнение: с закрытыми глазами.
«Мозайка» Выстраиваем с помощью мозайки расположение для пальцев ( на одном столбике расположен один гвоздик, то на другом столбике два) и проговариваем слоги, также можно и со словами. Возле каждого положения проговариваем слово. Кроме этого возможно варьировать с положением рук: один гвоздик это кулак, а два гвоздика это ладонь или ребро. Но также можно вставлять гвозди и тренировать зрительное внимание у ребенка ( в одном и другом столбике распологать гвоздики без логики и взаимосвязи).
«Кружочки и прямоугольники» По аналогии с мозайкой, только здесь кулак и ладонь стукает на каждую бумагу. Проговаривать слоги и слова.
«Повтори за мной» В этой игре проговариваем слова, предложения, скороговорки, чистоговорки.
«Деревянное пособие»в одну сторону, из середины в стороны, потом с краев в середину. Совмещаем разные поля и нужно проговаривать звук изолировано, слоги, слова, предложения, чистоговрки, скороговорки.
«Буквы на пальцах» - на каждом пальчике наклеены гласные, а на ладошке автоматизированная буква. Сначала буквы расположены одинаково, синхронно на двух руках, потом с разных пальцев начинают. Далее можно вообще букву наклеить вразброс. Усложнение: перекрестить руки и выполнять движение без букв. Только ориентироваться на команду логопеда. Хорошо для ориентации в направлении, слуховое внимание. Вопросы: какая рука сверху (снизу)? Где находится правая рука (левая)? Начинает правая рука с большого пальца, а левая с мизинца (и наоборот).
Кинезиологические упражнения:
«Пальцы вместе – пальцы врозь» усложнение: поднимаем руки вверх и плавно опускаем с другим положением рук.
«Кулак-ребро-ладонь» двумя руками.
«Кулак – ребро, «кулак - ладонь», «Ладонь – ребро» усложнение хлопок.
«лайк - мизинец» усложнение хлопок
«хлопок - кулак вертикально – хлопок – кулак горизонтально»
«кулаки вертикально – вместе(горизонтально) - хлопок»
«кулаки вертикально – хлопок – кулаки вместе(горизонтально) – шлёп (по коленкам)»
Таких упражнений очень много, можно найти при желании – это не секрет. Самое главное это выполнять в одном ритме, не сбиваться. Желательно сначала отработать это движение без слов, а потом добавить слова. Так эффективнее, по моему опыту.
Графические упражнения.
Выполняем движения с ручкой и проговариваем изолированный звук, слоги, слова, предложения, чистоговрки, скороговорки.
Правила:
1. Перед любым письменным упражнением делаем зарядку: растираем карандаш между ручек до кончиков пальцев. Потом кладем одну руку под другую и катаем карандаш сверху нее. Любое нейроупражнение с руками.
2. Лист берем без разлиновки.
3. Выполняем цветным карандашом, потом ручка, фломастер и др.
4. Ребенок был в хорошем настроении, энергичен, мотивирован (красивый альбом, который сам выбирал, или красивые карандаши (ручка))
5. Усложнение постепенное. Вначале вешаем листок вертикально и ребенок выполняет движения вертикально, а затем переходим на горизонтальное положение, прорисовываем ребенку точки куда вести руку, потом уже он самостоятельно. Выполняем вначале синхронно слева направо, а потом справа налево, от центра к середине, от середины к центру.
6. Выполняют сначала линии, потом геометрические фигуры, а затем уже рисунок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.