Использование НКРЯ в преподавании русского языка и литературы.
В настоящий момент существует три основных направления примене ния корпуса в образовании:
1) Составление заданий и упражнений с использованием корпусного материала;
2) организация самостоятельной исследовательской работы учащихся;
3) экспертиза учебников и словарей [Добрушина, 2009, с. 336].
Работа с корпусом выступает реализацией активных методов обучения, т.е. таких, которые мотивируют учащихся к самостоятельному и творческому освоению учебного материала. «Одно дело – выполнить “пассивную работу”: определить частеречную принадлежность слова в тексте, подобранном преподавателем, и совсем другое – “активная работа”: самому отыскать в корпусе случаи употребления заданного слова и выбрать из них хотя бы по одному на каждую возможную часть речи» [Добрушина, Иванова-Алленова, 2007, с. 175].
В отношении методов корпус максимально соответствует проблемным и проектным заданиям, поскольку, в отличие от иных средств обучения (учебника, словаря, презентации и др.), характеризуется глубоким учебно-исследовательским потенциалом. Исследовательские возможности корпуса поддерживаются такими его свойствами, как вариативность (отсутствие нормативной фильтрации), временнáя протяженность (включение текстов XVIII–XXI вв.), предоставление статистических данных (количество найденных документов и вхождений, частÓты найденных на странице словоформ, статистика по метаатрибутам, статистика по годам и др.), а также возможность ограниченного поиска по заданному подкорпусу.
Перейдем к рассмотрению конкретных корпусных заданий. Предложенные упражнения при некоторой адаптации они могут быть использованы и в школьных курсах русского языка и литературы.
Русский язык
Работа с многозначностью
Среди многообразных лексических тем, оптимально приложимой к корпусным исследованиям, является тема «Многозначность». Простейший путь корпусной работы учащихся с многозначными словами – поиск реальных примеров на каждое значение слова. Исследовательский градус такой работы может быть повышен введением дополнительных заданий, расширяющих представление о полисемии (табл. 1).
Упражнение 1
А. Познакомьтесь со словарной статьей прилагательного глухой из «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С.А. Кузнецова. Используя данные словаря, заполните первый столбец таблицы.
Введите в поисковую строку НКРЯ слово глухой и поработайте с первыми пятью страницами результатов (50 документов). Заполните второй и третий столбцы таблицы.
Б. Какой ЛСВ слова глухой можно считать наиболее употребительным, а какой – наименее? Какое из значений не встретилось вам ни разу? Попробуйте объяснить, с чем это может быть связано.
В. Выпишите предложения, в которых рассматриваемое слово не соотносится ни с одним из отмеченных в словаре значений. Прокомментируйте каждый пример.
Организация корпусной работы с лексической многозначностью
|
Значения слова (по словарю) |
Миниконтексты с лексико-семантическим вариантом |
Количество |
|
(1) ‘лишенный слуха’ |
глухой дед (солдат); глухой, как пень; глухие и слепые (немые); заведение для глухих |
18 |
|
(2) ‘неотзывчивый, невосприимчивый’ |
глух к человеческим мукам, глух к критическим замечаниям |
4 |
|
(3) ‘негромкий’ |
глухой голос (звук, взрыв, шум), глухое рычание; становиться глуше |
14 |
|
(4) ‘затаенный’ |
глухое раздражение (презрение) |
3 |
|
(5) ‘насыщенный по цвету’ |
[Глухие тучи. На глухом коричневом фоне. – контексты из словаря] |
0 |
|
(6) ‘максимальный’ |
глухая темнота (тишина), глухое беспа мятство |
5 |
|
(7) ‘заросший’ |
глухая тайга (чащоба), глухой лес (овраг), глухие грибные места |
8 |
|
(8) ‘закрытый, сплош ной’ |
глухое помещение, глухая стена (одежда), глухой забор (ворот) |
11 |
|
(9) ‘удаленный от центра’ |
глухое захолустье (имение), глухая деревня (провинция) |
18 |
|
(10) ‘такой, когда прекращается движение’ |
глухая ночь, глухой час, глухие сумерки |
7 |
|
(11) ‘безвыходный’ |
[Положение мое глухо. Дела наши глухи. – контексты из словаря] |
0 |
Представленное задание позволяет учащимся увидеть лексическую многозначность в реальном свете. Учебники, демонстрируя хрестоматийные и не вызывающие затруднений случаи (вроде малярная кисть – кисть винограда – кисть руки, железные гвозди – железный характер, костер горит – щеки горят), лишь знакомят с сутью явления, но не раскрывают его сложности. Работая с материалами корпуса, ребята неизбежно сталкиваются с примерами, которые вызывают трудности интерпретации. В качестве иллюстрации можно привести три предложения из подборки упражнения.
Как говорит Задорнов, оптимист и на кладбище видит плюсики; так и здесь – глухое общежитие, нищие люди, создающие праздник при помощи бутылки, они всё равно действительно жили… (Комментарии к фильму «Все будет хорошо», 2008–2011).
Кажется, в одном из старых изданий было «кушать».
Я поспешил вычеркнуть: фальшивое и глухое к тому же совсем уж слово (А.Мильчин. В лаборатории редактора Лидии Чуковской. «Октябрь», 2001).
Значит – вновь тайна, сплошная, глухая и немая тайна, неразгаданностью которой обеспокоен Дух и Разум (А. Азольский. Лопушок. «Новый Мир», 1998) [НКРЯ].
Если в первом примере употребление слова еще как-то можно соотнести со словарными значениями (например, ‘удаленный от центра’ или ‘закрытый, сплошной’), то образные словосочетания глухое слово и глухая тайна являются авторскими и хуже поддаются интерпретации.
Работа с неологизмами
Следующее упражнение ориентирует учащихся на анализ функционирования неологизмов в современной русской речи. Нужно сразу же оговориться, что далеко не все новейшие слова отражены в текстах корпуса. К примеру, активно употребляемые сегодня лайфхак, хайп, маффин и косплей не зафиксированы в нем ни разу, прилагательное фейковый встречается лишь единожды, а глаголы спойлерить и апгрейдить – дважды. Тем не менее, материалы корпуса могут быть использованы для наблюдения за жизнью отдельных, более или менее укоренившихся в языке, новых слов.
Как известно, первый период бытования заимствованных неологизмов отмечен вариативностью, которая может быть связана с различными аспектами их языкового существования. По словам И.В. Нечаевой,«не в последнюю очередь проблемы освоения иноязычного по происхождению слова касаются его письменного употребления. Признаком письменной адаптации, вероятно, следует считать приобретение словом постоянного графического облика», который является необходимым условием орфографического нормирования единицы [Нечаева, 2012, с. 325]. Для того чтобы студенты могли воочию увидеть языковую материю в процессе становления, можно предложить им упражнение 2.
Упражнение 2
Используя материалы НКРЯ, предположите, какое написание слов закрепится в русском языке: блоггер или блогер, ремейк или римейк, сандвич или сэндвич, риэлтор или риелтор, фаст-фуд или фастфуд, Интернет или интернет, Фейсбук или фейсбук. Делая выводы, опирайтесь не только на статистические данные, но и на закономерности русского языка.
Сравните Ваши выводы с данными «Русского орфографического словаря» под ред. В.В. Лопатина (РОС) или орфографического академического ресурса «АКАДЕМОС». Как Вы думаете, изменятся ли рекомендации этих источников в скором времени?
Выполнение этого задания не требует от учащихся владения сложным поисковым инструментарием корпуса. Чтобы получить необходимые данные, достаточно по очереди вводить разные варианты написания в строку лексико-грамматического поиска и фиксировать количество найденных вхождений (см. второй столбец табл. 2). Чуть более сложные операции необходимо осуществить для сравнения написаний с прописной и строчной буквы (Интернет/интернет, Фейсбук/фейсбук). В этом случае фиксируется:
1) общее количество вхождений слова;
2) количество вхождений слова с заглавной буквы (лексико-грамматический поиск → дополнительные признаки → слово с заглавной буквы);
3) количество вхождений слова с заглавной буквы в начале предложения (та же последовательность действий + параметр «в начале предложения»).
Организация корпусной работы с графической вариативностью неологизмов
|
Варианты написания |
Количество вхождений в НКРЯ |
Данные «Русского орфографического словаря» |
|
блогер блоггер |
65 19 |
блогер |
|
ремейк римейк |
56 87 |
ремейк |
|
сандвич сэндвич |
153 263 |
сандвич и сэндвич |
|
риэлтор риелтор |
303 108 |
риелтор |
|
фаст-фуд фастфуд |
7 31 |
фастфуд |
|
Интернет интернет |
4500 3100 |
Интернет и интернет |
|
Фейсбук фейсбук |
30 30 |
– |
Литература
Учебная исследовательская работа с корпусом может вестись в следующих направлениях.
1. Работа в рамках одного текста. В данном случае исследование может быть сосредоточено на изучении заглавия, деталей, говорящих фамилий или пространства персонажа.
2. Работа с произведениями одного автора. При работе с подкорпусом произведений одного автора можно провести исследования ведущих образов и мотивов, а также проследить динамику их развития. Для этого направления лучше всего подходят поэтические тексты.
3. Работа с корпусом в целом. Корпус позволяет провести анализ большого объема художественной литературы, значительно превосходящего привычный школьный канон текстов. Чтобы учащийся не потерялся среди многочисленных примеров, лучше всего обратиться к исследованиям интертекстуальности и прецедентных текстов, которые, как правило, дают небольшую, но интересную выборку.
Разберем несколько упражнений, соответствующих предложенным направлениям.
Работа с заглавием произведения.
Заглавие – важнейший компонент композиции любого произведения. Его отличает высокая семантическая насыщенность: как правило, в заглавии зашифрованы основные пласты содержания, а также ведущие образы, символы и идеи. Заглавие находится в сложных внутритекстовых связях с самим текстом, одновременно предваряя его и вырастая из него. Анализ произведения с помощью корпуса может высветить разнообразные связи текста и его названия. Рассмотрим довольно простой, но показательный пример.
Упражнение 5
С помощью корпуса найдите контексты со словом сад в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Используя полученный список контекстов, ответьте на вопросы.
1. Как связан образ вишневого сада с развитием сюжета пьесы? Найдите контексты, отмечающие завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
2. Найдите контексты, характеризующие представление о вишневом саде Раневской, Ани, Трофимова, Лопахина. Чем они отличаются друг от друга?
3. Назовите цвета, характеризующие сад. Что означает цветовая символика сада? Опишите эволюцию образа сада.
Задание предполагает знание текста пьесы и наличие его электронной версии у учащегося, т.к. корпус выдает лишь фрагменты контекстов, которые нередко требуется уточнить с помощью поиска по полной версии пьесы.
Работа ведется в подкорпусе произведения с помощью стандартного лексико-грамматического поиска. Задав в поисковой строке слово сад, мы получим 41 контекст. Вопросы, предложенные в упражнении, призваны направить учащегося в его аналитической деятельности. Они выстроены от простого к сложному: если на первые вопросы можно ответить подбором контекстов, то последние требуют интерпретации и выводов.
Найденные отрывки прекрасно отражают сюжетную линию и свидетельствуют о том, что все элементы пьесы, от завязки до развязки, сосредоточены вокруг центрального образа произведения – вишневого сада (табл. 4).
Организация корпусной работы с текстом пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (элементы сюжета)
|
Завязка |
|
1. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги… |
|
Развитие действия |
|
1. Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. 2. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно… 3. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. |
|
Кульминация |
|
1. А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишневый сад уже про- дан сегодня. 2. Продан вишневый сад? 3. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! 4. Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в свом уме, что все это мне представляется… |
|
Развязка |
|
1. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай! 2. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором сту- чат по дереву. |
Второе задание предлагает посмотреть на сад глазами разных героев произведения. В итоге учащийся должен получить результат, представ ленный в табл. 5.
Подборка демонстрирует многогранность образа сада – каждый герой видит в нем что-то свое, при этом как к реальному объекту к нему относится только прагматичный Лопахин. Для Раневской сад – это символ ее детства, молодости и жизни в целом, для Пети Трофимова – символ отжившего прошлого, а взгляд Ани отражает переход между этими двумя позициями: если в детстве ей казалось, что это лучшее место на земле, то теперь она склоняется на сторону Пети.
Организация корпусной работы с текстом пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (высказывания героев)
|
Раневская |
|
• Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. • Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! • О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! |
|
Лопахин |
|
Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. |
|
Аня |
|
Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад. |
|
Трофимов |
|
Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. |
Понять, что скрыто за символом сада, помогает третье задание. Ориентируясь на контексты, можно выбрать следующие цитаты, связанные с цветовой символикой: Сад весь белый; Весь, весь белый!; покойная мама идет по саду… в белом платье!; Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо… Очевидно, что основной цвет, характеризующий сад, – белый.
В первую очередь сад белый из-за цветения, но символически белый цвет связан с чистотой и детством, а также святостью. Не случайно в одном из контекстов белизна сада напрямую ассоциируется с небесными силами: Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…. Вишневый сад предстает своеобразным раем в глазах его хозяев.
Выполнение заданий подводит учащегося к финальной работе – анализу образа вишневого сада в целом. При последовательном разборе контекстов, представленных корпусом, хорошо видна динамика. В пер- вой трети контекстов сад описан как реальное место, имеющее особенное местоположение (в двадцати верстах от города), размер (очень большой) и даже упоминание в «Энциклопедическом словаре». Во второй трети сад представлен как место воспоминаний Раневской и Гаева, созвучный с образом рая, а в третьей – образ окончательно перестает быть связанным с реальностью и превращается в символ (Вся Россия наш сад и Мы насадим новый сад).
Корпусная работа с литературным произведением позволяет отступить от последовательного чтения текста и сосредоточить внимание учащегося на центральном образе, в данном случае – образе вишневого сада, а также вполне наглядно показать его развитие.
Описанное задание подойдет для самостоятельной работы учащегося во время подготовки к практическому занятию по пьесе «Вишневый сад», т.к. оно ориентировано на комплекс основных вопросов, связанных с произведением. Собранные во время выполнения задания материалы послужат подспорьем при работе на занятии и при подготовке к экзамену.
Работа с заглавием может быть ориентирована не только на рассмотрение ведущего образа, но и на формулирование основных идей произведения. Подробный анализ заглавия «Преступления и наказания», выполненный с помощью корпуса, представлен в работе А.В. Матюшкина [Матюшкин, 2017, с. 11–18].
В рассмотренном выше упражнении корпус выступает как своего рода инструмент пословного поиска в рамках заданного текста. В следующем задании учащемуся предложено обратиться к более обширным материалам и изучить более интересные возможности корпуса.
Лингвистический комментарий художественного текста
В последнем задании учащемуся предложено провести исследование, совмещающее литературоведческую и лингвистическую работу. Такая работа может быть проведена в рамках курса «Филологический анализ текста», который предполагает синтез знаний по теории литературы, стилистике, лингвистике текста и поэтике.
Упражнение 8
Представьте, что вы готовите комментарий для романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Первая же строка первой главы – «Мой дядя самых честных правил…» – вызывает затруднения: одни исследователи романа считают, что это прямая отсылка к басне И.А. Крылова «Осёл и мужик» (1819), а именно к строке Осёл был самых честных правил, другие – что отсылки нет и выражение самых честных правил соответствует нормам разговорной речи XIX в. Какую точку зрения вы выберете? Может быть, есть третий вариант? Чтобы найти ответ, проанализируйте употребление словосочетания честные правила и конструкции «самый + прилагательное + правило» с помощью НКРЯ.
Для выполнения задания учащемуся требуется узнать, была ли конструкция «кто-либо самых честных правил» уникальной для первой трети XIX в. Поиск в основном корпусе по запросу «честный + правило» выдает 62 документа, первые восемь относятся к XVIII в. и началу XIX в. Словосочетание используется в них для позитивной характеристики человека и соседствует с такими определениями, как
«благородный характер» и «добрый нрав»: Мы в первое знакомство наше подружились, и я нашел в нем человека умного, честных правил и заслуженного. (Д.И. Фонвизин. Выбор гувернера, 1790–1792);
Двоюродный дядя по матери Луки Андреича, человек старого века, честных правил и при грубой наружности внутренно чувствительный (Ф.В. Ростопчин. Ох, французы!, 1812) [НКРЯ].
Для поиска конструкции «самый + прилагательное + правило» необходимо вбить первое и третье слово в окно поиска, а для второго слова выбрать только часть речи – прилагательное. Судя по выдаче корпуса, конструкция использовалась с конца XVIII в. до середины XIX в. с различными прилагательными: Он самых благочестивых правил был человек (И.М. Долгоруков. Повесть о рождении моем.., 1788–1822); Директор Экономии, первый член по мне Казенной палаты, некто Неофит Прокудин был человек самых развращенных правил. (И.М. Долгоруков. Повесть о рождении моем.., 1788–1822); Некоторые модные лавки содержатся на самых строгих правилах. (Предположительно И.А. Крылов. Модные торговки, 1789) [НКРЯ].
Конструкция продолжает быть употребительной на протяжении всего XIX в., например, у Н.В. Гоголя в «Ревизоре» находим такой пример употребления: И такой прекрасный, воспитанный человек, самых благороднейших правил! (1836).
Результаты поиска в корпусе убедительно показывают, что выражение «самых честных правил» могло употребляться в начале XIX в. и само по себе не предполагало прямой отсылки к басне И.А. Крылова. Вероятнее всего, современники А.С. Пушкина не ассоциировали начало «Евгения Онегина» с ней.
Однако учащийся не обязан прийти к однозначным выводам. Он может не согласиться со статистикой корпуса или же попробовать доказать, что А.С. Пушкин предполагал отсылку к басне «Осёл и мужик», т.к. она давала первой строке романа дополнительные смыслы. В данном упражнении приоритетным является умение собрать материал с помощью корпуса, проанализировать его и обосновать свою точку зрения.
В заключение хотелось бы дать общепедагогический комментарий относительно включения корпуса в учебный процесс. Как показывает практика, главные трудности при выполнении корпусных заданий связаны с отсутствием у обучающихся хотя бы начальных умений и навыков пользования корпусами. Значительная часть времени уходит на освоение инструментария корпуса и его приложение к решению конкретных задач. Это приводит к выводу о том, что самостоятельную корпусную работу необходимо предварять несколькими несложными (и, может быть, даже рутинными) практическими заданиями, которые помогут освоиться с корпусом и постичь его основные механизмы. Для успешного выполнения исследовательского задания у учащегося не должно возникать проблем с определением нужных в данном случае инструментов, он должен уметь выбирать и комбинировать их самостоятельно. Чтобы облегчить задачу, на начальном этапе работы с корпусами желательно формулировать задания таким образом, чтобы они содержали не только вопросы, но и инструкции по поиску ответов (не просто «найдите», «проверьте», «проанализируйте», а «задайте подкорпус Х и найдите в нем», «задайте грамматический признак Х и проверьте», «выберите среди семантических признаков категорию Х и проанализируйте»). Впоследствии от таких «опор» можно отказаться.
Специфика работы с корпусом состоит еще и в том, что ее результаты всегда индивидуальны и вариативны, поскольку в ходе решения задачи можно опираться на разный объем данных, пользоваться разными инструментами, обращать внимание на разные детали. Несовпадение выводов нередко приводит студентов в замешательство, поскольку в их сознании прочно укоренен стереотип о существовании единственного верного ответа. Частое обращение к корпусным упражнениям позволяет успешно его преодолеть.
В общем и целом работа с корпусом доставляет учащимся удовольствие и оценивается ими как познавательная и интересная. Кроме того, выполнение корпусных заданий помогает учащимся почувствовать вкус настоящего филологического анализа и становится первым шагом на пути к серьезному научному исследованию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.