ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Использование опорных конспектов
на уроках иностранного языка
Преподаватель
иностранного языка
Щедрова М.В.
Купино
2024
На практике обучения иностранному языку существует ряд проблем, заставляющих использовать опорные конспекты. Обучающиеся не воспринимают длительных монологических объяснений, поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы с использованием наглядных опор. Мнемическая деятельность обучающихся крайне низкая. Применение наглядных опор позволяет создать условия для произвольного усвоения языковых средств (лексики и речевых образцов) в процессе увлекательного взаимодействия друг с другом. Важно также знать, что среди обучающихся наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии и полное отсутствие знаний английского языка, на что следует обратить особое внимание.
Алгоритм работы с опорным конспектом (ОК) может быть представлен следующим образом. Организация ознакомления с "порцией" учебного материала включает: во-первых, показ. Можно сопровождать показ некоторыми пояснениями; во-вторых, объяснение, побуждающее обучаемого к размышлению, пониманию и осознанию воспринимаемого материала в целях последующей осмысленной тренировки и применения. Возможно в помощь себе привлечь различные ОК:
- опорные конспекты с использованием рисунков,
- лексико-семантические схемы (ЛСС),
- лексико-семантические опорные конспекты (ЛСОК).
Через показ и объяснение осуществляется ознакомление обучающихся с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается у обучающегося готовность к осуществлению тренировки. Успешно проводятся игровые коммуникативные упражнения с опорой на схематическую наглядность и опорные конспекты
Использование опорных конспектов на уроках иностранного языка дает возможность формировать навыки устной, а, в конечном счете, и письменной речи обучающихся благодаря логически выстроенной (первоначально совместно с обучающимися) схеме монологического высказывания. В связи с тем, что у многих обучающихся в наше время плохо сформированы навыки говорения, опорный конспект, отличающийся предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, логической взаимообусловленностью и взаимосвязью своих элементов при максимальной информативности позволяет, не теряя нить повествования и логику высказывания, думать о грамматически правильном построении предложений. Тренируется мнемотехника, то есть разные приемы запоминания — произвольные и непроизвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Изучение иностранного языка с использованием опорных конспектов способствует развитию познавательных функций психики обучающихся.
В ходе такой работы формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть совершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащается, если развивает абстрактное языковое мышление. Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции обучающихся заключается также и в том, что работа над иноязычным высказыванием способствует формированию логики мышления.
Использование опорных конспектов является немаловажной составной частью реализации личностно – ориентированного подхода в учебном процессе. Приемы вышеуказанной методики позволяют обеспечить удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых обучающихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого, а, следовательно, осуществлять на практике принцип дифференцированного подхода в обучении иностранному языку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.