ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДИУМНОЙ КОНСТРУКЦИИ
В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Предметно-пространственной среде отводится важная роль в развитии детей дошкольного возраста.
В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
Дошкольник получает представления о действительности от взрослых и из того, что его окружает. Важней- шим источником опыта и стимулом к деятельности ребенка является пространство, в котором он находится.
Именно оно и формирует знания об окружающем мире, внося свой вклад в физическое, интеллектуальное, нравственное и эстетическое становление личности.
Предметно-пространственная среда должна создавать благоприятные условия для познания мира и развития ребенка в процессе его самостоятельной и коллективной занятости. Она подразумевает возможность трансфор- мации пространства в зависимости от характера деятельности.
Работа в реновационной группе полностью удовлетворяет все условия и требования ФГОС ДО.
Акцентируем внимание на полифункциональной подиумной конструкции, которая заменяет стационарные кровати в спальном помещении. Данная конструкция позволяет получить дополнительную полезную террито- рию. Спальня становится не закрытым помещением, которое используется только во время сна, а частью обще- го группового пространства, что позволяет предоставить детям больше возможностей для развития.
Воспитателю это дает дополнительные варианты организации образовательной деятельности с воспитанни- ками.
Наш подиум имеет свои зоны – игровая, математическая, зона развития речи.
Это позволяет использовать его в рамках непосредственной образовательной деятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольники с удовольствием изучают геомет- рические фигуры, состав числа, величину, порядковый и количественный счет, занимаются конструированием.
Зона развития речи предполагает знакомство с алфавитом, определением количества слогов в слове, чтение художественной литературы.
Подиумная конструкция незаменима при организации интегрированных занятий. Например, развитие речи и рисование: в спальне на подиуме ребята знакомятся с новым произведением, обсуждают прочитанное, а в груп- повом помещении приступают к рисованию. Смена образовательного пространства в рамках одного занятия помогает воспитателю удержать внимание дошкольников. Стоит отметить, что такой подход позволяет препод- носить новый материал в нестандартной форме, что значительно улучшает усвоение изучаемого.
В игровой области подиума детям предложены игры-бродилки, «крестики-нолики», шашки. Кроме того, он достаточно мобилен, что позволяет организовать разнообразные игры на каждом уровне конструкции. Таким образом, дошкольники самостоятельно выбирают род игровой деятельности. Также подиум и сам может встра- иваться в детскую игру и по замыслу детей превращаться во что угодно – в театральную сцену, дом, зритель- ный зал, магазин.
Пространство группы в настоящее время стало более гибким и трансформируемым для разных игр и заня- тий, оно может преображаться и выглядеть каждый раз по-новому.
Среда в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Прово- дит большую часть своего времени. Она выступает не только условием саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма воспитателя, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и твор- ческого подхода к работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.