Использование пословиц и поговорок в становлении личности детей младшего школьного возраста на уроках математики
Оценка 4.8

Использование пословиц и поговорок в становлении личности детей младшего школьного возраста на уроках математики

Оценка 4.8
doc
17.06.2021
Использование пословиц и поговорок в становлении личности детей младшего школьного возраста на уроках математики
Аушева М.doc

 

Аушева М.Б. ст. преподаватель кафедры ПМНО ИнгГу,    г. Магас

Мейриева А.С. к.ф-м.н,  доцент кафедры ПМНО ИнгГу,    г. Магас

 

Использование пословиц и поговорок в становлении личности детей младшего школьного возраста на уроках математики

 

В простоте слова –                                                                                                                                                                               самая великая мудрость.                                                                                                      Пословицы и песни кратки,                                                                                                                      а ума и чувства вложено в них на целые книги.                                                                                                                                                                                                                         А.М Горький

 

      

Аннотация.  В статье рассматриваются  пословицы и поговорки  применяемые на уроках математики. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

  Ключевые слова:  пословицы, поговорки, начальная школа,  словарный запас, народного творчества, народная мудрость, активизации познавательной деятельности.

 

          Но, к сожалению, никто из учащихся не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи. А ведь пословицы и поговорки потому и живут столетиями в народной речи, что в меняющихся  жизненных  условиях  всякий раз обретают новый смысл, применяются к новым людям, событиям делам, не утрачивая своей актуальности.

      Язык народа – это не только система знаков, средств общения и информации: он – хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.  

       Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том, или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле.

      Сегодня старинные пословицы ещё живут в нашем языке: и в разговоре, и в книгах. Пословицы ещё украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Но уже всё чаще мы слышим язык шаблонный, сухой, где много иноязычных слов.

        У любого народа есть много пословиц и поговорок. Трудно сказать, как давно среди народов Мира начали ходить пословицы и поговорки. Эти мудрые изречения создавались и накапливались народами в течение многовековой истории.

      Пословица – краткие устойчивые народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. По сравнению с поговоркой - остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, пословица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение.

        Начальная школа – это начало длинной  дороги в мир познания и чудес. Ведь именно в начальных классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения.  Адаптация ребенка в любом обществе имеет большое значение в его жизни. Задача состоит не только в том, как научиться правильно, держать ручку, писать, но и в умении общаться, дружить, думать, творить.

       Необходимо воспитывать у детей уважение к живому народному языку - сокровищнице народной мудрости.

   В своей статье я хочу отразить воспитательный элемент   использования пословиц и поговорок на уроках математики в начальных классах.

     Мне кажется, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ведь в пословицах остаётся много свежего, волнующего своей значимостью.

        Изучение пословиц и поговорок может сыграть огромную роль в интеллектуальном и нравственном развитие младших школьников, поможет пополнить словарный запас учеников. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой.

         Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребятишек.

        В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

     Поговорка, по определению народа, – «цветочек», пословица – «ягодка».

В пословицах запечатлен жизненный опыт народа: Один и у каши сирота.

 За одного битого двух небитых дают. - Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идёт на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

Данный к месту рубль лучше ста рублей, данных не к месту.

Старый друг лучше новых двух.

      Пословицы также полезно предлагать детям на уроках математики, их можно предложить с заданием.

       Например:                                                                                                                  Вставить в пословицы пропущенные названия чисел:                                                                     1) «… раз отмерь, …раз отрежь» (7, 1)                                                                                            2) «Не имей …рублей, а имей …друзей» (100)                                                                          3) «…в поле не воин» (1)                                                                                                                4) «… человека знают – узнают все …» (3, 30)                                                                                        5) Все за …, … за всех. (1,1)                                                                                                                        6) … сестрицы – мастерицы, друг дружке помощницы. (2)

      Пословица о математике – это форма поэтического народного творчества, имеющая тысячелетние корни. Многие информационные источники подтверждают, что данный вид творчества родился в период первобытнообщинного строя, когда еще не существовало письменности. Продолжительно пословицы передавались устно, из поколения в поколение. Пословицы о математике отличаются глубоким смыслом. Этот вид народного творчества побуждает призадуматься и, быть может, даже разгадать какой-то глубокий и тайный смысл. Они могут точно раскрыть отношение к человеку, ситуации или явлению. Структура этого лаконичного выражения или словосочетания обычно состоит из двух или трех логических частей; основная часть точно описывает предмет или явление, а вторая выражает мнение или оценку каких-то действий:

 «Одна голова – хорошо, а две – лучше».

      Поговорка – из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы, в которых сгущают их содержание. Учитель может сформулировать пословицу или поговорку в начале, в середине или в конце урока с целью оценить работу учащихся на уроке, дать характеристику отдельных нравственных качеств человека. Кроме того, разбор поговорок предоставляет учителю возможность формировать важные логические умения. Их разбор позволяет учителю переключить внимание учащихся, изменить вид деятельности на уроке. Они могут быть использованы как итог вычислений, выполняемых учащимися. Я считаю, что если увязать в игровой и занимательной форме на русском, а также на своем родном  языке, то это вызовет интерес и будет способствовать прочному усвоению учебного материала.

«Что за гуси пролетают                                     «Фу г1ажаш я

По семерке в каждой стае?                              Сигала йолхараш

Вереницею летят                                               Тай техача сана

Не воротишь их назад»                                     касарах ворх1 ворх1

                                                                             Юхаерзалургьяц ужаш»

Лучше одна перепелка в руках, чем сотня в небесах.  -   Арарча б1аьннел карара цхьа лекъ тол.

 Надо знать: почему глаз и ушей по двое, а язык всего один. Б1арг, лерг шишша долча мотт ца1 мара х1ана бац ха доаг1а.

Благородный человек девять своих плохих поступков исправляет одним благородным; неблагородный – одним плохим поступком перечеркивает девять своих хороших дел.

Эздеча саго цхьан дикаца шийх даьнна ийс г1алат тоадаьд, воацачо – ийссе дика толхадаьд.   

Две горы не сошлись, а два человека встретились. -Ши лоам  в1ашаг1акхийттабац, ши саг в1ашаг1акхийттав.

Двое врагов не уживутся под одной крышей. -Ши моастаг1а цхьан тхов к1ала тарлац.  Ши ткъам болаш яле а, котамах лаьча хургдац.

Одним выстрелом двух зайцев не убить. - Цкъа яьннача топо ши пхьагал йийнаяц.

    Пословицы и поговорки, которые содержат в себе цифры, учащимися воспринимаются намного лучше, т.к. работа с цифрами идет на каждом уроке в первом классе.

      Активность учеников и их работоспособность на уроке увеличивается при использовании пословиц и поговорок. Дети быстро реагируют на то, что учитель высказался в их адрес поговоркой или пословицей. Например, учитель устав от шума и невнимания класса на уроке, может произнести фразу: «У вас ноль внимания» и учащиеся поймут, о чем идет речь. 

     Применения  пословиц и поговорок  на уроках математики очень широк. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для обучения тому, как одну и ту же мысль можно выразить разными словами.  Они делают речь живой, красочной. Знание  пословиц и поговорок приобщает к народной мудрости, обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, логическое мышление, творческое воображение. От урока к уроку растет запас выученных пословиц и поговорок. Например,  на уроках математики можно использовать    старинные русские  меры. То это такое: «Поутру с сажень, в полдень – с пядень, а к вечеру через поле хватает»? (Тень).

Малые старинные русские меры длины- локоть и пядь. 

Локоть -древнейшая мера длины, расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям). Как мера длины на Руси встречается с 11 века). Сохранились поговорка: «Сам с ноготок, а борода - с локоток»,  Скажешь на ноготок, а перескажут с локоток.

Пядь - древнерусская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного при их наибольшем удалении (размер колебался от 19 см до 23 см). до настоящего времени говорят « Не отдать ни пяди земли», подразумевая не отдать, не уступить даже самой малости части свой земли.  Об  очень умном человеке часто говорят: Семь пядей во лбу.    

Шаг (одна из древнейших мер длины, средняя длина человеческого шага = 71 см)

Шагнул и царство покорил. 

Аршин (старорусская единица измерения длины)   

Каждый купец на свой аршин меряет.  

 Большие  расстояния в старину измерялись верстами (другое название поприще) – отсюда и выражения  « мерить версты», т.е. ходить пешком на большие расстояния.  

Семь верст молодцу не крюк.

На версту отстанешь — на десять догоняешь.
  От мысли до мысли пять тысяч верст.

В переводе на современную систему мер  верста межевая равна 2,16 км, сажень - 216 см,  аршин – 72 см, а вершок – 4,5 см.

Вершок - Старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка».  До сих пор бытуют выражения: «Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик», «От горшка - три вершка» (так говорят о рослом, плечистом человеке).

Миля (путевая мера для измерения расстояния, введённая в Древнем Риме, использовалась до введения метрической системы мер)

Семимильные шаги.

Сажень (одна из наиболее распространенных на Руси мер длины) - «Косая сажень в плечах».  

Десятина (мера земельной площади – десятая часть).

 Перемерял журавль десятину, говорит: верно.

Золотник - Старинная русская мера веса (массы), около 4,3 г. Предполагается, что слово происходит от «златник» – название монеты. С конца 16 века золотник служил единицей веса драгоценных металлов и камней -  Мал золотник, да дорог.

Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.

Пуд (старинная русская мера веса, равная 40 фунтам или 16 килограммам).  Свой золотник чужого пуда дороже. 

Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь.

Фунт (старая русская мера веса, равен 409,5 г или 96 золотникам).

Вот так фунт! (выражает разочарование или удивление) 

Фунт пуду должен уступить» (т. е. надо иметь уважение к старшим, более сведущим, опытным).

Дюжина (старинная мера собирательного счёта однородных предметов, равная двенадцати).

 Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут. (обидная характеристика ленивого, малоспособного работника)

Старинные меры объема - чарка, ведро, стакан, половник, бутылка и т.д.  Вёдрами ветра не смеряешь, солнца в мешок не поймаешь.

  В заключение  хочется отметить, что  использование на уроках математики в начальных классах  пословиц и поговорок позволяет развивать логическое и образное мышление, речь, воспитывать трудолюбие, ответственность, пополнять активный словарный запас, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Она  может проводиться как на уроках, так и использоваться в виде различных заданий во внеклассной деятельности, на конкурсах, викторинах. Приобщение к культуре  родной страны  через элементы фольклора дает учащимся  ощущение сопричастности к своему народу.

Использованная литература

1.     С.И. Селиванова. Русский фольклор: основные жанры и персонажи.- М.: Университетская книга; Логос, 2008.-200с.

2.     В.П. Жуков.  Словарь русских пословиц и поговорок.- М.; 1991.

3.     С.Н. Олехник. Старинные занимательные задачи. .- М.; Просвещение, 1985.

4.     Ю.А. Айдаев., А.О. Мальсагов. Народные пословицы чеченцев и ингушей. – Грозный: Чечено-Ингушское издательство1982.-48с.

5.     М.Б. Аушева, З.Х. Зурабова. Использование малых форм фольклора устного народного творчества (пословицы, поговорки и т.д.) на уроках математики в начальных классах.


Аушева М.Б. ст. преподаватель кафедры

Аушева М.Б. ст. преподаватель кафедры

Пословицы дошли к нам с давних времён

Пословицы дошли к нам с давних времён

Мне кажется, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того,…

Мне кажется, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того,…

Не имей …рублей, а имей …друзей» (100) 3) «…в поле не воин» (1) 4) «… человека знают – узнают все …» (3, 30) 5)

Не имей …рублей, а имей …друзей» (100) 3) «…в поле не воин» (1) 4) «… человека знают – узнают все …» (3, 30) 5)

Что за гуси пролетают «Фу г1ажаш я

Что за гуси пролетают «Фу г1ажаш я

Применения пословиц и поговорок на уроках математики очень широк

Применения пословиц и поговорок на уроках математики очень широк

Семь верст молодцу не крюк.

Семь верст молодцу не крюк.

Дюжина (старинная мера собирательного счёта однородных предметов, равная двенадцати)

Дюжина (старинная мера собирательного счёта однородных предметов, равная двенадцати)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2021