Использование правополушарного рисования для развития творческого потенциала дошкольников
Выступление на ЕМД 8.11.2021
Подготовила: педагог дополнительного образования Кадонцева О.А
Наше эпоха - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ни для кого не секрет, что современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления детей. Успешная личность в современном мире должна обладать гибким продуктивным мышлением и развитым активным воображением.
Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой проблеме специалистов дошкольной педагогики обоснованно и актуально.
Психологической основой творческой деятельности является воображение. Проблема развития воображение не является новой, но она очень актуальна и на сегодняшний день. Многие ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали, как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А. Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна. Исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым. Проблемой развития детского воображения занимались также Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.
Они подчеркивали, что воображение дает возможность человеку опережать развитие событий, предвидеть будущее и планировать его, видеть мир полнее и ярче. Значит, воображение, является одной из важнейших способностей человека. А развивается оно особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой способности.
В дошкольной педагогике огромную роль играет изобразительная деятельность, так как именно здесь имеются большие возможности для развития воображения. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на инновационные методы рисования. Одним из них является правополушарное рисование. Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме», т.е. правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменения восприятия окружающей действительности, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы, формируется отношения к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария, и ребенок, не обращая внимание на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Это способствует активному участию воображения в процессе создания рисунка.
Метод правополушарного рисования включает в себя набор разных упражнений, которые позволяют настроиться на творчество и дают свободу рисовать не так как «правильно», а просто включить свои способности и интуицию в процессе создания рисунка.
На занятия правополушарной живописью потребуются гуашевые краски 12 разных оттенков, 3 качественных кисти разной толщины и много бумаги. Сначала педагог знакомит обучающихся с красками. Детям предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Сначала это вызывает замешательство, но затем ребенок полностью вовлекается в процесс рисования.
Затем мы переходим к упражнениям по созданию фона пейзажей, портретов, натюрмортов. Существует несколько приемов создания фона: горизонтальный, круговой, радужный, вертикальный и смешанный. Для того, чтобы включить правое полушарие, фон рекомендуется рисовать левой рукой Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы не путались, можно завязывать на кисть цветную ленту. А во время рисования педагог может обращать внимание на то, какой рукой мы рисуем фон.
Далее происходит знакомство с приемами правополушарного рисования. Их несколько:
· Зеркальное рисование. Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга.
· Рисунок вверх ногами. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, света и тени, цветах.
· Рисование воображаемых предметов. Оно заключается в том, что прежде, чем что-то нарисовать, детям необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
· Быстрое рисование— это очень быстрое срисовывание ребенком какого-нибудь предмета или объекта. Такое рисование, позволяет не дать левому полушарию мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима.
Правополушарное рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического.
На занятиях по правополушарному рисованию мы часто с детьми обращаемся к таким темам, как: деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони или вербы), полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики), букеты цветов к празднику, отражение в воде. Как правило, у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.
В процессе создания рисунков главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Нельзя говорить ребенку, что он рисует неправильно, не нужно навязывать свои символы и свое видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Из собственного опыта могу сказать, что дети полюбили правополушарное рисование и используют его с большим удовольствием. Данный инновационный метод в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста и способствует их творческому развитию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.