Использование приоритетных каналов восприятия информации в процессе обучения детей с ОВЗ с применением ИКТ
Оценка 4.7

Использование приоритетных каналов восприятия информации в процессе обучения детей с ОВЗ с применением ИКТ

Оценка 4.7
docx
24.08.2020
Использование приоритетных каналов восприятия информации в процессе обучения детей с ОВЗ с применением ИКТ
Использование приоритетных каналов восприятия в процессе обучения детей с ОВЗ.docx

Токарева Наталья Владимировна

Учитель-дефектолог

Муниципальное общеобразовательное учреждение Удельнинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование приоритетных каналов восприятия информации

в процессе обучения детей с ОВЗ с применением ИКТ

           

Из теории известно, что существует три сенсорных канала поступления информации в сознание человека: визуальный, или зрительный (информация представляет собой набор зрительных образов); аудиальный, или слуховой (информация представляет собой набор звуковых образов); кинестетический (информация представляет собой объединение ощущений: вкусовых, осязательных, обонятельных, ощущений тела).

В процессе общения, в том числе и делового, человек способен принимать и обрабатывать информацию, используя все каналы. Однако, у любого есть один канал, через который он главным образом воспринимает, думает, запоминает. Такой канал называется приоритетным. В зависимости от приоритетного канала восприятия каждому человеку присуща своя модальность (качественная характеристика ощущений).

В соответствии с этим всех людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков (рис. 1). То, что значимо для одного типа, несущественно для другого, и это необходимо учитывать в процессе обучения.

Информация
 


 


ОщущенияСлуховаяЗрительная

 


Кинестетический
канал
Аудиальный
канал
Визуальный
канал

 

 

 

Сознание человека
 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1  Сенсорные каналы поступления информации в сознание человека

 

 

 

Данные статистических исследований показывают, что около 40% людей являются визуалами, 40% - кинестетиками и 20% - аудиалами (рис. 2).

 

 

Рис. 2  Процентное соотношение типов модальности у людей

 

Как же определить к какому типу относится человек, кто он – визуал, кинестетик или аудиал?

Приведем характеристики каждого из типов человека, которые помогут нам распознать его тип модальности.

Человек аудиал, если он:

Ø  при принятии важных решений останавливает свой выбор на том, что лучше всего звучит;

Ø  при общении на него оказывает сильное влияние тональности голоса другого человека;

Ø  его настроение проще всего узнать по звуку его голоса;

Ø  ему доставляет удовольствие объяснять что-либо, рассказывать по многу раз одну и ту же историю;

Ø  человек любит  слушать музыку. Любая мелодия способна поднять ему или, наоборот, испортить настроение. Подбор музыки и исполнителей также зависит от настроения;

Ø  он с лёгкостью запоминает голоса людей, может их узнать;

Ø  предпочитаете получать информацию через радио, аудиокниги и другим слуховым каналам получения информации.

Человек визуал, если:

Ø  он принимает решение в пользу того, что выглядит для него наиболее удачным образом;

Ø  его внешний вид говорит о том, что происходит в его жизни;

Ø  на него оказывают влияние разные цвета;

Ø  об окружающих его людях он судит, как правило, по их внешнему виду, не взирая на поговорку, что «по одёжке встречают….»;

Ø  у него хорошая фотографическая память, он легко запоминает комбинации цифр и при случае с точностью воспроизводит её;

Ø  он хорошо ориентируется на местности.

Человек кинестетик, если:

Ø  он при принятии важных решений, опирается на свои чувства;

Ø  при разговоре легко чувствует состояние своего собеседника;

Ø  он легко и с удовольствием выбирает удобную мебель, например кресло или диван: ему достаточно однажды присесть на предмет мебели, чтобы понять комфортен ли этот предмет в повседневной жизни;

Ø  он предпочитает одежду из натуральных, приятных к телу тканей. Он ценит, в первую очередь, комфорт при ношении одежды, а не её яркость и эффектность;

Ø  он всегда записывает ту информацию, которую хочет запомнить.

Проанализировав таким образом состав класса можно определить в каком процентном отношении он делится на модальные группы. Это дает нам возможность принять решение о том, каким каналам восприятия необходимо уделить особое внимание в процессе подготовки и проведения урока. Это, естественно, должно сказаться и на оформлении самого урока (где больше рассказать, где показать, где дать потрогать).

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1)      дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2)      дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3)      дети с нарушениями речи;

4)      дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5)      дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6)      дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

7)      дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8)      дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Эти особенности детей ОБЯЗАТЕЛЬНО должны учитываться при выборе приоритетных каналов получения информации на уроке. Иллюстративный материал, использующийся в ходе занятий, должен учитывать все модальные группы, имеющиеся в классе.

Например, для аудиалов можно рекомендовать восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух.

Для кинестиков хорошо подходит следующее упражнение. Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Для визуалов можно порекомендовать следующую игру. На короткое время покажите детям картинку человека , затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения с учетом модальности каждого ребенка.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей с ОВЗ, и способствует формированию ключевых компетенций. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации различного типа способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Приведем простой пример. На уроке в классе нам нужно объяснить учащимся тему «Размен крупных купюр мелкими». В таблице 1 приведены наиболее походящие варианты подачи информации для каждого типа модальности учащихся. То есть в процессе объяснения необходимо использовать все три варианта подачи информации, акцентируя каждый вариант для соответствующей группы модальности.

 

Таблица 1 Наиболее подходящий вариант подачи информации для типа модальности

 

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Прослушивание записи голосовой фразы «Одну купюру 1000 руб. можно обменять на 2 купюры по 500 руб.»

Показ видеоролика о размене купюры 1000 руб. Дать возможность учащимся самим это проделать с макетами купюр.

Прослушивание записи голосовой фразы «Одну купюру 1000 руб. можно обменять на 10 купюр по 100 руб.»

Показ видеоролика о размене купюры 1000 руб. Дать возможность учащимся самим это проделать с макетами купюр.

 

Комплексное применение всех трех вариантов дает хороший результат по группам модальности, кроме того, у обучающихся включаются в работу все виды памяти. Применять разные варианты подачи информации наиболее удобно именно с применением средств ИКТ.

Рекомендации педагогам по осуществлению дифференцированного подхода к детям с ОВЗ:

Ø соотносить    объем и          сложность      учебного        материала      с возможностями ребенка;

Ø учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность;

Ø изменить тактику работы с ребенком в случае возникновения динамических изменений ( при утомлении, пресыщении);

Ø не предлагать для выполнения сразу более одного задания, большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных его частей, периодически контролируя выполнения каждой части и внося необходимые коррективы;

Ø использовать на уроке групповые методы работы, позволяющие каждому ребенку выполнять определенную, посильную для него, часть задания и вносить тем самым свой вклад в достижение общего результата;

Ø создавать ситуации успеха, представляя ребенку возможность проявить свои сильные стороны;

Ø устраивать паузы активного отдыха с чередованием легких физических упражнений и расслабления;

Ø использовать игровые приемы, дидактические игры, учитывать приоритетные каналы восприятия информации каждым ребенком;

Ø всемерно поддерживать ребенка, поощрять в нем проявления инициативы и самостоятельности;

Ø предъявлять к ученику адекватные требования, соответствующие его уровню развития;

Ø применять знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учебе, поощрять ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;

Ø по возможности придерживаться постоянного расписания занятий, так как дети с задержкой психического развития отличаются забывчивостью;

Ø направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т. п.);

Ø совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе: обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения, формировать общие и учебные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. А занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом приоритетных каналов восприятия информации способствует эффективному решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ребенка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации Герасимов С. В.

2. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003.

3. Козина Н. И. Методические   рекомендации для работы  с  детьми  с ОВЗ на уроках математики. – МОУ Красногуляевская СШ, 2005.

4. Широкова Т. ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. . – [Электронный ресурс]   https://www.maam.ru

5. Мансуров В. М. Особенности восприятия информации аудиалом, визуалом,  кинестетиком. – [Электронный ресурс]   https://psiho.guru

6. Студинская Е. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.  – [Электронный ресурс]  https://ist.na5bal.ru

7. Годовникова Л. В.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.

8. Гилева Н. А. Особенности обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.  – [Электронный ресурс]  http://econf.rae.ru

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Токарева Наталья Владимировна

Токарева Наталья Владимировна

Рис. 1 Сенсорные каналы поступления информации в сознание человека

Рис. 1 Сенсорные каналы поступления информации в сознание человека

Человек кинестетик, если: Ø он при принятии важных решений, опирается на свои чувства; Ø при разговоре легко чувствует состояние своего собеседника; Ø он легко и…

Человек кинестетик, если: Ø он при принятии важных решений, опирается на свои чувства; Ø при разговоре легко чувствует состояние своего собеседника; Ø он легко и…

Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость

Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные…

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2020