Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
10.01.2020
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
проблема.docx

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

                                                            Он взрослых изводил вопросом «почему?»

                                                            Его прозвали «маленький философ».

                                                            Но только вырос он, как начали ему

                                                            Преподносить ответы без вопросов.

                                                            И с этих пор он больше никому

                                                            Не задает вопросов «почему?»

      В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить. Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

      Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».

      Как же научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?

      Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач. Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

– постановки, формулирования проблемы;

– выдвижения предположений и гипотез;

– выбора, проверки, обоснования гипотез;

– подведения итогов, вывод.

      Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

      Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

      Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

      Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников позволяет решить ряд дидактических задач:

– привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес;

– поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

– помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

– побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

– помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

      Важными способами усиления познавательного интереса у детей являются использование игровых моментов, элементов новизны, эмоционального изложения материала. Куда интереснее не просто поиграть с Мишкой, а помочь ему помирить Белочку и Ежика, «прогуляться по лесу», «пойти в гости к бабушке с дедушкой», «перебраться через речку» и т.п. Использование на занятиях игровых и проблемных ситуаций позволяет реализовывать и воспитательные задачи. Дети с удовольствием откликаются на призыв помочь, впитывают в себя представления о дружбе, отзывчивости, доброте, помощи, сочувствии.

      Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. Использование проблемных ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.

      Предлагаю вниманию педагогов конспект игрового занятия по ФЭМП для детей второй младшей группы с использованием таких проблемных ситуаций, как «перебраться через реку, не строя мост и не переплывая», «поделить поровну яблоки для Белочки и Ежика».

 

                                        «Малыши спешат на помощь»

Задачи:

– совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше;

– упражнять в  сравнении двух контрастных по высоте предметов знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже;

– формировать навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине;

– упражнять в определении геометрических форм (круг), цвета;

– развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей, умение решать проблемные ситуации;

– удовлетворять желание детей принимать непосредственное участие в совместной деятельности со взрослым, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

– воспитывать желание помогать, дружеские отношения в коллективе.

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал: письмо, речка, две елочки (контрастные по высоте), игрушка Мишка, «яблочки» (мячики красные и зеленые), две корзинки одинакового размера.

Раздаточный материал: двухполосные карточки для каждого ребенка, круги двух цветов (красные и зеленые).

 

                                                        Ход занятия

I часть

Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес мне письмо, которое прислал нам Мишка из леса! Хотите, я его сейчас вам прочитаю? (Ответы детей.)

«Дорогие дети! Мои друзья Белочка и Ежик поссорились. Я хочу пригласить вас к нам в лес, чтобы вы помогли мне их помирить».

Воспитатель: Ну что, ребята,  поедем с вами в гости к Мишке, чтоб помочь ему и его друзьям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, мы  с вами  отправимся в очень увлекательное путешествие. Но чтобы оно получилось полезным и интересным, надо внимательно меня слушать!

Воспитатель: А давайте подумаем, на чем мы можем отправиться в лес? (Дети выбирают и договариваются, на чем они поедут.)

Воспитатель: Сегодня я хочу быть вашим шофером. Все за мною становись, друг за другом  повернись. А чтоб нам в пути не было скучно, споем нашу веселую песенку. («Мы едем, едем, едем».)

Воспитатель: Ребята, под веселую песенку мы с вами доехали до реки. Как же нам теперь дальше добираться до леса, ведь перед нами протекает речка? (Ответы детей.)

Воспитатель: А давайте посмотрим,  может, есть возможность, не построив мост и не переплывая, перейти через реку? (Ответы детей.)

(Дети вместе с воспитателем ищут самое узкое место в реке, где можно перешагнуть, сравнивают его с широким местом реки.) 

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до леса, посмотрите, как много деревьев в лесу. А какие деревья бывают в лесу? (Ответы детей.)

Игровое упражнение «Высокий — низкий»

Воспитатель предлагает детям показать, какие высокие деревья растут в лесу – дети поднимают руки вверх и встают на цыпочки, и низкие – дети приседают.

Воспитатель вносит мягкую игрушку Мишку.

Воспитатель: Посмотрите, вот и Мишка нас встречает! Давайте с ним поздороваемся.

Мишка: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы откликнулись на мое письмо и так быстро приехали.

Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Как только мы прочитали в письме о твоей беде, мы с ребятами сразу решили приехать к тебе в лес и помочь помириться Белочке и Ежику. Но что же все-таки случилось, почему они обиделись друг на друга?

Мишка: Белочка и Ежик никак не могут поделить яблочки, поэтому и поссорились. Я очень прошу вас, ребята, помогите мне их помирить.

Воспитатель: Ну, что, дети, поможем Мишке? (Ответы детей.)

 

II часть

(Дети садятся за стол. На тарелочках лежат «яблочки» (круги) двух цветов и двухполосные карточки.)

Воспитатель: Посмотрите, что перед вами лежит в тарелочках? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие они по размеру? (Ответы детей.)

Воспитатель: А какой они формы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какого цвета «яблочки»? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как же нам поделить эти «яблочки» поровну? (Дети высказывают свои предложения, приходят к общему мнению, отдать Белочке красные «яблочки», Ежику – желтые. Могли быть и другие варианты деления. Например, дети могли раскладывать: одно – Белочке, и одно – Ежику и т.д.)

Воспитатель: Хорошо. Давайте положим «яблочки» красного цвета на верхнюю полосу карточки для Белочки. Сколько яблочек красного цвета? (Ответы детей.)

Воспитатель: А теперь под каждым красным «яблочком» положите желтое «яблоко» для Ежика. Сколько желтых «яблок» вы положили? (Ответы детей.)

Воспитатель: Каких яблок больше, красных или желтых? (Ответы детей.)

(Желтых «яблок» оказывается на одно больше.)

Воспитатель: Как же сделать так, чтобы красных и желтых «яблок» стало поровну? (Ответы детей.)

(Дети уравнивают группы предметов путем уменьшения на одно желтое «яблоко».)

Воспитатель: Теперь желтых «яблок» стало столько, сколько и красных «яблок». Их поровну. Значит, и Белочке, и Ежику мы поделили «яблочки» поровну. А лишнее «яблочко», я думаю, вы можете взять себе или отдать Мишке.

Мишка: Спасибо, ребята, вы мне и моим друзьям очень помогли. Теперь я знаю, что все нужно делить поровну, и тогда никто не будет обижаться.

Воспитатель: А теперь, дети, нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Мишке «до свидания».

(Дети прощаются с Мишкой.)

Мишка: До свидания, ребята, и счастливого пути!

Воспитатель: До свидания, Мишка! Пиши нам в детский садик, если опять понадобится наша помощь.

(Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад.)

 

III часть

Подвижная игра «Собери яблочки»

(На полу разбросаны «яблоки» красные и зеленые (мячи двух цветов). Воспитатель предлагает детям собрать «яблочки» в корзинки. Для игры выбираются две пары детей, задача которых собрать мячи своего цвета в корзинку. Побеждает тот, кто быстрее соберет свои «яблочки».)

Итог

Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня ездили? (Ответы детей.) Вы такие сегодня молодцы! А теперь вы самостоятельно можете путешествовать по группе!

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020