Использование проектной деятельности в условиях СПО

  • pdf
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Использование проектной деятельности при изучении литературы.pdf

Использование проектной деятельности при изучении  дисциплины «Литература» в условиях СПО

 

Лазина Надежда Александровна, преподаватель, 

Центр – колледж прикладных квалификаций,

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

                                                                                         Тамбовская область, г.Мичуринск

 

В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма. Квалифицированный специалист кроме профессиональных навыков должен обладать такими деловыми качествами, как предприимчивость, креативность, способность быстро ориентироваться, принимать решения и работать творчески. Использование проектной деятельности в учебном процессе СПО способствует формированию у выпускников всех этих качеств.

Проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования. Ее использование дает возможность непрерывного личностного роста для всех участников образовательного процесса: обучающегося, преподавателя, родителей. У студентов, работающих над проектом, формируются умения, которые сопряжены непосредственно с практической деятельностью. Они помогают обучающимся самостоятельно искать, анализировать, отбирать нужную информацию, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и находить пути к решению поставленных задач.

Проектная деятельность имеет большое количество плюсов по нескольким причинам:

                    понятна и проста для обучающихся;

                    соответствует всем требованиям к современному образованию;

                    помогает сформировать у обучающихся мотивацию к работам исследовательского характера [1]. 

Впервые о проектной деятельности заговорил в своих работах Джон Дьюи в начале 20-го века. Педагог видел основное назначение проектной деятельности в том, чтобы дети учились ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения. Таким образом, обучающиеся решали «насущные проблемы здесь и сейчас». Отсюда и формулировка главной цели метода проектов – научить ребенка выявлять проблемы в какойлибо сфере и определять пути ее решения [2] .

На сегодняшний день актуально использовать проектную деятельность на занятиях по литературе, так как среди обучающихся все больше наблюдается отсутствие читательского интереса, низкий уровень учебной мотивации, узкий кругозор, отсутствие навыков анализа и  обобщения. Проектная деятельность позволяет преподавателю  повысить практическую направленность содержания предмета, разнообразить формы организации учебной деятельности, а обучающимся  – проявить творческую инициативу, получить опыт познавательной и учебной деятельности, научиться самостоятельно добывать знания и применять их в жизни [3]. Ее использование позволяет развивать интерес обучающихся к изучению классической литературы. Это очень важно, так как именно литература способствует становлению духовного мира человека и формирует в сознании обучающихся такие морально-нравственные понятия, как честность, доброта, отзывчивость. 

Большую роль в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности играет поэзия. Однако реальность современного мира такова, что интерес к ней снижается. Использование проектной деятельности позволяет изменить отношение обучающихся к стихотворному жанру. В центре – колледже прикладных квалификаций активно работает литературный кружок «Вдохновение».  Члены кружка в рамках проекта «Проба пера» имеют возможность расширить знания по теории стихосложения, развить навыки анализа поэтического текста. Они изучают творчество известных русских поэтов, а также поэтов Тамбовского края, выявляя общую тематику произведений и особенности. В рамках проекта отдельно проводятся занятия – мастерские, на которых обучающиеся работают над созданием собственных лирических произведений. На заключительном этапе отбираются лучшие стихотворения, которые объединяются в сборник, и проводится конкурс стихов.

На занятиях по литературе при изучении творчества А.П. Чехова обучающиеся работают над проектом «Портрет русского интеллигента». Проект способствует воспитанию нравственных качеств на примере личности, судьбы, жизни и творчества русского классика.

Данная работа включает в себя несколько этапов: 

        мотивационный (работа над портретом А. П. Чехова, написанным И. Бразом);             – подготовительный этап (определение целей и задач проекта, распределение учащихся по группам, планирование работы каждой группы);

        основной (поиск информации по теме, отбор, анализ, систематизация, обобщение материала);

        заключительный (презентация результатов и оценка работ).

Форма организации работы над проектом: блочно-модульная. Например, блок «По страницам великой жизни» включает в себя:

1)                 высказывания знаменитых людей об интеллигентности (М1. Диалоги об интеллигентности);

2)                 семья Чеховых, самовоспитание – основа формирования личности Чехова (М2. Портрет семьи Чеховых);

3)                 поездка на Сахалин, активная общественная деятельность в мелиховский и ялтинский периоды жизни (М3. Гражданская позиция Чехова – служение людям).

Блок «Художественный мир Чехова» состоит из следующих модулей : – М1. Чехов – писатель; – М 2. Чехов и театр; – М3. Чехов и музыка; – М 4. Чехов и медицина.

Работа над данным проектом позволяет обучающимся развить исследовательские умения и навыки и сформулировать ответ на вопрос: «Что значит – быть интеллигентным человеком?».

В центре – колледже прикладных квалификаций особое внимание уделяется патриотическому воспитанию обучающихся. Поэтому на занятиях по литературе в рамках проекта «Вечной памятью живы» изучаются произведения о Великой Отечественной войне. В ходе подготовки обучающиеся совершенствуют свои навыки владения проектной деятельностью. Работа ведется по группам. Проект состоит из трех блоков, которые включают в себя прозу, лирику и художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Первый блок содержит анализ произведений В. Быкова,  Л. Кондратьева, Ю. Бондарева. Особое внимание уделяется повести  В. Быкова «А зори здесь тихие», по которой впоследствии ставится мини – спектакль. Второй блок посвящен поэзии. Он включает в себя 4 модуля: стихи О. Берггольц, поэму А. Твардовского «Василий Теркин», творчество В. Высоцкого о войне и стихотворения, ставшие песнями. Результат работы: литературно – музыкальная композиция, включающая в себя лирические произведения о войне и песни военных лет. Третий блок проекта посвящен художественным фильмам о Великой Отечественной войне. Группа знакомится с военным киноискусством, изучает историю создания фильмов, актерский состав. Объектом исследования являются картины: «Батальоны просят огня», «В бой идут одни старики», «Горячий снег». Результат работы – показ фрагментов художественных фильмов и викторина «Знаешь ли ты фильмы о ВОВ?».

Данный проект позволяет рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе. Обучающиеся приходят к убеждению, что писатели разных времен, показывая подвиг человека на войне, особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. В ходе работы над проектом они еще раз подтверждают для себя справедливость старинной мудрости: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мертвых, не любят живых». 

Таким образом, современные стандарты требуют нового подхода к образованию. Включение студентов в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.         Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.

2.         Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев – 2-е изд., испр. и доп.– М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

3.         Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей / Н. П. Шуберт // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С.78–80.