Использование результатов ВПР в повышении качества образования в школе.
Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов проводит измерение учебных достижений учащихся не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. В этом нам сопутствуют ВПР, РПР, НИКО и другие оценочные процедуры. Остановимся на ВПР.
Всероссийские проверочные работы позволяют:
выявить уровень форсированности как предметных, так и метапредметных результатов,
позволяют взглянуть на результаты образования комплексно: выявить важные аспекты оценки готовности обучающегося продолжать образование дальше.
ВПР являются внешними оценочными процедурами, четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны.
Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Правильное использование и интерпретация проведения оценочных процедур административным аппаратом ОО усиливает внутреннюю работу всей школьной образовательной системы
Особенность всероссийской проверочной работы обучающихся является:
· единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ, и их оцениванию;
· использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Всероссийские проверочные работы:
· не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;
· вместо КИМ – варианты проверочной работы;
· федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;
· можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;
· вместо демоверсии – образец проверочной работы;
· единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Стратегия Внешней системы оценки качества знаний заключается в том, что не только осуществляется контроль и анализ качества знаний по предмету, но и оказывается своевременная поддержка как учителю, так и ученику.
Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений оказывают содействие в преодолении проблем через индивидуальное консультирование педагога, анализ результатов ВПР, выявление провальных моментов и причин несоответствия класса результатам, диагностирование процесса развития обучающихся через административные формы контроля (срезы, тесты, собеседования – с использованием практико-ориентированных заданий, включенных в ВПР).
Процедуры оценки качества ВПР, действительно, обеспечивают повышение качества образования, помогают учителям улучшить их педагогическую практику, глубже понять уровень современного образования, выявить механизмы его повышения. Вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети, способствуют объективному оцениванию предметных результатов своего ребенка.
Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР
1.
Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная
образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового,
критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником
на следующей ступени образования.
Проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки
учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения
знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно
учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.
В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из
критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью
преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки
обучающихся, и повышения качества обучения школьников
3. Решения относительно школы.
Администрация образовательной
организации:
- может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности
работы школы при проведении самообследования школы.
- Использовать результаты в рамках ВШК( внутришкольного контроля) по предмету и
классу с низким % выполнения работы.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории.
Неудачный результат ВПР является своевременным сигналом как для учащегося, так и для всей школы. ВПР может стать инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии методической работы.
Учителя должны своевременно проводить анализ ВПР по официальным демоверсиям, которые публикуются на сайте ВПР СТАТГРАД и ФИПИ. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.
Результаты ВПР 4-х классов являются базовой основой для дальнейшего обучения, помогают учителям-предметникам и учителям начальных классов строить дальнейшую стратегию образования с учетом реального положения.
Список литературы
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
2. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика. 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2010. - 31с.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.