Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1.Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования……………………………………………………………
1.1 Понятие системно-деятельностного подхода……………………………………….
1.2 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода.
2. Внедрение системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС нового поколения.
2.1.Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка..
2.2.Результаты внедрения системно-деятельностного подхода .
3. Заключение..
4.Используемые источники
Приложения
Введение
Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны - образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации, использовании новых информационных технологий потребовали совершенствования филологической подготовки выпускников. Выпускникам школы необходимо иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, они должны обладать способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, способностью свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, умением выступать перед аудиторией, применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Учащимся необходимо развивать способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне, на что и нацеливает ФГОС второго поколения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
1.Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.
1.1 Понятие системно-деятельностного подхода.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.
Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного подхода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
1.2 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1. написание учащимися варианта контрольной работы;
2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.
Традиционное обучение |
Инновационное |
1) базируется на принципе доступности; |
1) опирается на зону ближайшего развития; |
2) учащийся выступает в роли объекта ПД; |
2) учащийся действует как субъект собственной УД; |
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; |
3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; |
4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания |
4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; |
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; |
5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности |
6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. |
6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. |
Технология деятельностного метода –
механизм реализации
системно – деятельностного подхода (базовый и технологический уровни).
Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке.
(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)
Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
Ø актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
Ø создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
Ø устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
Ø актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;
Ø тренировку соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Ø мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
Ø фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
Ø восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
Ø соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.
Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
Оценка содержания урока:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
продуктивно
Оценка деятельности на уроке:
задумался
удивился
загорелся
убедился
принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
взволнованное
удовлетворенное
позитивное
отличное
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:
Ø более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
Ø возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
Ø существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
Ø возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
Ø значительно сокращается время обучения,
Ø наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся
2. Внедрение системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС нового поколения.
2.1.Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка
Технология системно деятельностного подхода мною осуществляется на уроках через реализацию принципов.
Принцип деятельности. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Принцип непрерывности- преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.
Принцип целостности- формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Принцип творчества.
Для их реализации я использую следующие методы
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности,
-Владение приёмами исследовательской деятельности,
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную и другие виды деятельности, обеспечивающих свободный поиск эффективного подхода к решению задач.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Системно деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Формы и методы диагностики, контроля и оценивания знаний
Для контроля и оценивания достижений и продуктов деятельности учащихся использую на уроках методы:
· метод самооценки, метод рефлексии (контрольный лист для самооценки);
· метод экспертной оценки;
· тесты, психологическую диагностику;
· комплексную систему отслеживания учебного продвижения учащихся (“портфолио” ученика);
· уровневую оценку компетентности.
Применение перечисленных форм и методов позволяет создать условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и, следовательно, внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования передо мной как перед учителем встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях.
Наша школа на протяжении нескольких лет является пилотной школой по внедрению ФГОС второго поколения по теме «Обновление содержания и технологий в условиях освоения ФГОС». Я как учитель активно принимаю участие в в эксперименте, и мною разработана рабочая программа по немецкому языку в 5,6 классе, которая отражает основные направления деятельности учителя, формирующего самостоятельную активную думающую личность. Моя программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования и контрольно-диагностических материалов. Качество программы было оценено в УИПК ПРО кандидатом педагогических наук В.А. Основиной. Публичное представление программы состоялось на дне открытых дверей в апреле 2013 года.
Правильно разработанное тематическое планирование впоследствии помогает грамотно составить проект урока, продумать все его этапы и добиться хороших результатов. Вот так выглядит календарно-тематическое планирование.
Тема урока |
Этапы урока |
Методы |
Планируемые результаты |
Учебные действия |
||
предметные |
метапредметные |
личност-ные |
||||
Общение: устное и письменное |
Мотивация (самоопре-деление) к учебной деятель-ности |
Эври-стическая беседа |
Знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельно-сти; знать приемы эффектив-ного ауди-рования; разграни-чивать устную речь и пись-менную. |
Использовать раз-ные пра-вила и приемы аудирова-ния си-туации речи, вычиты-вать ин-форма-цию из схемы. |
Осознавать необходи-мость вла-дения немецким языком для учебной де-ятельности. |
Анализ устных и письмен-ных выс-казываний, работа с текстом, анализ жизненных ситуаций, приводи-мых деть-ми. |
Исходя из вышесказанного, я включаю в свой урок немецкого языка следующие шесть основных этапов:
· мотивация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
· целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
· осознание недостаточности имеющихся знаний (этот этап способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
· взаимопроверка, взаимоконтроль;
· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Я считаю, что мой урок немецкого языка в условиях введения ФГОС должен быть:
• организован в современном оборудованном кабинете, должен иметь интересное начало и результативное окончание;
• я планирую свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулируя тему, цель, задачи урока;
• мой урок должен быть проблемным и развивающим: как учитель я сама нацеливаюсь на сотрудничество с учениками и направляю учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• стараюсь организовать проблемные и поисковые ситуации, активизирую деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• постоянно провожу учет уровня и возможностей учащихся;
• планирую обратную связь.
Приведу несколько примеров из практики.
1. Создание проблемной ситуации
2. Работа с текстом
3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
4. Составление кластера
Например, обобщая тему «Морфология» в 5 классе создается такой кластер:
5. Синквейн
Составим синквейн на тему «Школа».
Школа.
Просторная, светлая.
Учит, заботится, любит,
Сеет доброе, разумное, вечное.
Учитель.
Также уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.
В рамках деятельностного подхода организую работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.
Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями могут быть как спонтанные речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися.
Предлагаю посмотреть, как все сказанное выше реализуется в практической деятельности на примере урока, организованного на основе системно – деятельностного подхода, по теме “Причастие как часть речи”, 7 класс.
1. Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.
В основе урока – работа с текстом. Такое содержание учебной деятельности соответствует цели компетентностного обучения языку, способствующего формированию языковой способности личности.
На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.
Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты заданий:
Прочитайте выразительно стихотворение.
Озаглавьте текст.
Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.
Какие художественные средства используют авторы стихотворений?
Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.
Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.
Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)
Изучение новой темы урока.
Исследовательское задание классу:
Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).
После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи?)
Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.
Вопросы для целеполагания:
Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова?
IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).
Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения Беседа по итогам сравнения двух текстов:
Сделайте свой вывод.
Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:
Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.
Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:
“Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.
А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:
“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.
После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:
Вопросы для рефлексии:
Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.
Задание 1:
Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.
Эвристическое задание:
Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.
По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.
Домашнее задание:
Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.
Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.
2.2 . Результаты внедрения системно-деятельностного подхода
Таким образом, сравнив свою деятельность в качестве учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаю, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Я могу отметить, что за последние годы у меня существенно повысилось качество знаний в 5-ых, 6-ых классах.
Итоги административных контрольных работ
по иностранному языку
за 2013-2014 учебный год
За 2012-2013 уч. год качество знаний и результаты итоговых контрольных работ постоянно повышались.
Использование системно-деятельностного подхода в старших классах позволило добиться высоких результатов при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Диаграмма успешности участия в олимпиадах
Сравнительный анализ результатов Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе за последние три года показывает, что количество призеров и победителей увеличивается.
Предмет |
Победители |
Призеры |
Всего2012 |
Всего 2011 |
Русский язык |
1 |
10 |
11 |
4 |
Литература |
4 |
4 |
8 |
4 |
Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами Всероссийского конкурса «Русский медвежонок» . 2012-13 учебном году получили призы и дипломы пять человек, во Всероссийском конкурсе «Мир знаний» 2 человека, Всероссийских молодежных предметных чемпионатах три человека, в региональном Интернет-чемпионате «К вершинам профессий» 2 человека и Международной олимпиаде по основам наук 2 человека . В этом учебном году 4 призера и 1 победитель на муниципальном уровне олимпиады по русскому языку и 4 призера и 1 победитель по литературе.
3.Заключение
Таким образом, системно – деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, формирует такие базовые компетенции, как общекультурная, информационная, коммуникативная.
4. Используемые источники
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю. В. Громыко. -- М. : Московская академия развития образования, 1996. -- 546 с.
3. Зинченко, А. П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. -- Тольятти, 2000. -- 184 с.
4. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
5. Лобок А. М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru
6. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
10. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. -- М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.
11. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.
12. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.