«Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе ДОУ»
Оценка 5

«Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе ДОУ»

Оценка 5
docx
14.11.2022
«Использование  технологии коллекционирования  в образовательном процессе  ДОУ»
Коллекционирование.docx

«Использование  технологии коллекционирования
 в образовательном процессе
 ДОУ»

 

 

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует  развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Для формирования познавательной активности  дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.   Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки,  календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад  ребята редко приходят с пустыми руками. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждого ребенка отыщется сумочка или коробочка с ненужными, на наш взгляд, предметами: пуговицами, камешками, стеклышками, фантиками и тд. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если ребенок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.  Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют  его познавательную  деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама,  папа и окружающие его взрослые  поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Зачем собирать коллекцию? Идея собирать какую-нибудь коллекцию обычно приходит к ребёнку в старшем дошкольном возрасте. И это, как правило, подражание сверстникам, которые увлечены собирательством каких-нибудь аксессуаров. Это могут быть фигурки героев популярных мультиков или бумажные фантики, коллекционные куклы, машинки или сборные модели кораблей. Что бы это ни было, такое занятие приносит ребёнку большую пользу для развития.

1. Коллекционируя, ребёнок становится более собранным, аккуратным, привыкает бережно относиться к вещам - ведь только в этом случае его коллекция сохранится и её можно будет с гордостью продемонстрировать друзьям.

2. Коллекционирование учит ребёнка планировать, систематизировать, группировать экземпляры коллекции наилучшим образом. И все эти качества развивают логическое мышление.

3. Дизайнерские способности и эстетический вкус тоже не останутся без дела, ведь коллекцию нужно выгодно подать, красиво расположив все предметы на специальных подставочках.

Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности.

Особенность коллекционирования заключается в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений.

 Цель данной технологии -  развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством  создания коллекций.

Задачи:

·              формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; 

·              формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

·               способствовать проявлению избирательных интересов;

·              развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

·               расширять кругозор воспитанников;

·              прививать навыки культуры и оформления  коллекции и сбора материала; 

·              формировать бережное отношение к хранению коллекций;

·              обогащать и активизировать словарь детей;

·              активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.                                                                                                                                  Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и  дети приносят  их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних  - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. 

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые  разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап (подготовительный)

-накопление знаний у детей о предмете коллекционирования (наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий и самих предметов).

2 этап  (основной)

-получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;

- собирается материал для коллекции;

- принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;

-предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

3 этап (заключительный) 

-организация выставок коллекций;

-выставок творческих работ детей;
-презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

На классификационную таблицу прикрепляются замещающие  картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома,  что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
         В младшем возрасте у детей наблюдается чистое
собирательство», которое лежит в основе будущего
коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики,  а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.
         Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
         В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.
         Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».

Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости  помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

 «Коллекционирование»  - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Оно позволяет реализовать все образовательные области, хорошо оно тем, что исходит из непосредственного интереса детей.

Понятно, что дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители.

Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей.

Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Деятельность и мастерство педагога заключается в том, чтобы подхватить эмоциональный интерес одного ребенка и из индивидуального  плана перевести в общий. Очень важно, чтобы и педагоги и дети понимали, что коллекционирование, это не просто собирательство, это – прежде всего, изучение объектов. Их должно быть не только много, но важно знать их особенности.

Ребенок оценивает, подходит объект для его коллекции или нет. А может он станет началом новой коллекции. Мы не просто собираем, мы с этим работаем, сравниваем. Коллекционирование дает нам материал для развития аналитической функции мышления детей: анализ, сравнение. Почему   они в одной коллекции, что у них общего, чем отличаются.

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

·              в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)

·              в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры

·              в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд

·              в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий

·              в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.

·              в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества –рисунки, аппликации, макеты

·              в конструировании.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);  в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Заключение. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И  наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то  птичье перышко или улетающий осенний листок.

 

 

 

 

 


 

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе

Современные дети тоже собирают коллекции

Современные дети тоже собирают коллекции

Дизайнерские способности и эстетический вкус тоже не останутся без дела, ведь коллекцию нужно выгодно подать, красиво расположив все предметы на специальных подставочках

Дизайнерские способности и эстетический вкус тоже не останутся без дела, ведь коллекцию нужно выгодно подать, красиво расположив все предметы на специальных подставочках

Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей

Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия

И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник,…

И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник,…

Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания

Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно…

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно…

ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022