Методические приёмы формирующие критическое мышление
-кластер
-мозговой штурм
-синквейн
-«знаем /хотим узнать / узнали»
-учимся вместе
-ажурная пила
-зигзаг
-insert
-5-“w”
-бриллиант
является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Метод “Mind-Map”(Карта памяти)
служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования
Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
Cluster-Method (гроздь)
Monday
Weekdays
Seasons
Winter
Spring
Summer
Autumn
Example:
Tuesday
Wednesday
Thursday
Friday
Saturday
Sunday
Calendar
это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн
Название (обычно существительное) ———————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————
Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, can hurt
Planet
Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Как это делать
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске.
В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»
We know |
The symbols of Easter are |
spring cakes |
paskha |
We want to know |
How |
to bake springs cakes |
to make paskha |
Now I know how to |
Paint and decorate eggs |
bake springs cakes |
make paskha |
Example:
«Учимся вместе» (Learning Together)
Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:
« Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
Вторая — находит указатели, слова-помощники;
Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Как это делать при работе с грамматическим материалом
Ажурная пила (Jigsaw)
Например, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:
« Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».
Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», схемам».
Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.
Как это делать при работе с грамматическим материалом
Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер.
Учитель предлагает обратиться к материалу урока.
Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом.
Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д.
Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам
и обучают других в группе
Зигзаг
Этот приём работает на стадии осмысления содержания
I —interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
« V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.
В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Инсерт (INSERT)
Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией
Example: Text “The Lost World”. Read and fill the table. Spotlight-10, Module – 4 d Literature “Earth Alert!”
Приём - таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?«5-W» — Method
Who | What | When | Where | Why |
Professor | During the | August | The Amazon | They invented Time Machine |
Прием для стимулирования размышления после чтения текста
оставьте за мной последнее слово
Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Эвристический метод
Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Example:
сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации
активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях
сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений
Технология критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.