ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Оценка 4.6
Библиография
pdf
воспитательная работа
29.08.2023
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
из опыта работы
ЦОТ в организации профориентационной работы плюсы и минусы.pdf

Сапожникова Н.А.,

методист центра профориентации

ГБУ ДПО «КРИРПО

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: ПЛЮСЫ И

МИНУСЫ

 

В современных условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий перед системой образования встаѐт новая задача – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, профессиональной деятельности в высоко информационной среде. 

Профессиональный выбор – одно из важнейших шагов, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.  Но практика показывает, что далеко не все подростки могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Поэтому роль профориентационной работы выросла и потребовала нового подхода к еѐ организации. 

С развитием IT-технологий, интернета, всѐ доступней и распростстанѐнней становится «виртуальная профориентация» – онлайн тестирование, виртуальные экскурсии в операционную, в сталеплавильный цех, картинную галерею. Модными становятся страницы блогеров: визажистов, парикмахеров, специалистов ногтевого сервиса, поваров и т.д. Все эти мастер-классы имеют место быть, если есть персональный компьютер, выход в интернет, техническая возможность к использованию средств дистанционного обучения, самодисциплина, самоконроль, первоначальные навыки и еще целый ряд условий. В помощь обучающимся на сайтах образовательных организаций создаются виртуальные кабинеты профориентации. Это одна из форм инновационной организации профориентационной работы. Цель создания кабинета – самостоятельное ознакомление с материалами о разных профессиях; физическими и психологическими требованиями к данным профессиям; свобода выбора трудовой деятельности в соответствии со своими возможностями и способностями, с учетом требований рынка труда; создание условий к профессиональной адаптации.  

Основными разделами стали: нормативные документы, планы работы, банк профессиограмм, методические материалы, профессиональные пробы, виртуальное тестирование, виртуальная экскурсия по техникуму, мастер классы (онлайн). 

Цифровые технологии позволяют комплексно решать задачи профессионального самоопределения: помогают школьникам познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях. 

Но школьникам недостаточно просто получить информацию о будущей профессии, определить свою профессиональную направленность, увидеть место получения будущего образования, главным критерием выбора является потребность «попробовать», «примерить на себя» будущую профессию. Учитывая это, в образовательных организациях выстроен практикоориентированный подход при проведении мероприятий с использованием интересных, инновационных технологий. Ребята становятся участниками путешествий, «Профессионального старта», сюжетно-ролевых, профориентационных игр, квестов, экскурсий. Эти мероприятия вызывают огромный интерес, становясь праздниками с большим охватом школьников.  Особое место в профориентационной работе занимают профессиональные пробы, которые проводятся с 2014 года. Программа профессиональных проб может быть рассчитана на 16 часов и дает возможность освоить первичные профессиональные навыки в условиях мастерских, приближенных к реальным производственным условиям. 

Профессиональная проба – это завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса и способствующий формированию целостного представления о содержании конкретной профессии или группы родственных профессий[3, с. 66]. 

Профессиональная проба является средством профессионального самоопределения обучающихся и направлена на повышение ценности предметных знаний, как ресурса для получения соответствующего профессионального образования; развитие профессионально значимых качеств и предпрофессиональных компетенций; корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения[2, с. 117]. 

Практика проведения профессиональных проб показала, что 65–85% от общего числа обучающихся, прошедших профессиональные пробы на базе техникума, стали их студентами. 

Показателем результативности проведения профессиональных проб является и тот факт, что среди студентов, прошедших пробы в техникуме, нет неуспевающих, они успешно адаптируются к новым условиям. 

При таком подходе формируется зрелость личности, которая постепенно приобретает стремление участвовать в профессиональной деятельности, осваивать нормы профессии, выполняя их на высоком уровне. Но это результат проведения очных профессиональных проб. В 2020 году в связи с переходом на дистанционный формат обучения, техникумы предприняли попытку проведения профориентации школьников в режиме онлайн. Опыт был печальным – интернет соединение не устойчиво, технические возможности ПК обучающихся не соответствуют современным требованиям, а самое главное во время онлайн проведения проб теряется один из еѐ этапов – выполнение практического задания в условиях, приближенных к реальным рабочим местам. Например, при проведении профессиональных проб по профессии «Повар, кондитер» не все обучающиеся готовы повторять за преподавателем выполнение простейших технологий приготовления и оформления холодных блюд и закусок; приготовления и оформления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий; при проведении профессиональных проб по профессии «Продавец продовольственных товаров» - оформить прилавочные витрины, проверить наименование, количество, комплектность, сортность, соответствие маркировки товара и т.д.  Во время участия в Фестивале профессий проекта по ранней 

профессиональной ориентации для учащихся 6-11-х классов «Билет в будущее» в онлайн формате при проведении практических мероприятий «Try-a-skill» в соответствии с макетами программ по компетенциям «Поварское дело» и «Веб-дизайн и разработка» практического занятия по компетенции «Поварское дело» не получилось, так как школьники лишь наблюдали за процессом приготовления напитка из петрушки, не пытаясь повторить это в домашних условиях. При проведении занятий по компетенции «Веб-дизайн и разработка» выявились проблемы технического характера – отсутствие у участников интернета на персональных компьютерах (на связь выходили с телефонов), необходимых приложений, программного обеспечения, что не давало возможности преподавателю корректировать их работу и оценить результат. Таким образом, цифровые технологии открывают много новых возможностей в профориентационной деятельности. И главным положительным моментом является расширение информационного поля, его доступность. Однако не стоит забывать, что ничто не может заменить живого общения с наставником, реального выполнения трудовых операций на профессиональном оборудовании с применением профессиональных инструментов и инвентаря. На наш взгляд, только такое погружение школьника в профессию позволит ему сделать осознанный выбор будущей профессиональной деятельности. 

 

Литература

1.                 Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов Российской Федерации. - URL: http://viro-

profportal.edu.ru/attachments/article/493/lychiepraktiki.pdf 

2.                 Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст] : метод.рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова, И. Ю. Вершинин, В. Ф. Белов; под общ. ред. Е. Л. Рудневой. — Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. – 88 с.  3. Профессиональные пробы: технологии и методика проведения [Текст]:  метод.пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер,А. В. Гапоненко; под ред. С. Н. Чистяковой. — Москва: Академия, 2011. — 208 с

Сапожникова Н.А., методист центра профориентации

Сапожникова Н.А., методист центра профориентации

Цифровые технологии позволяют комплексно решать задачи профессионального самоопределения: помогают школьникам познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить…

Цифровые технологии позволяют комплексно решать задачи профессионального самоопределения: помогают школьникам познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить…

Но это результат проведения очных профессиональных проб

Но это результат проведения очных профессиональных проб

Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст] : метод

Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст] : метод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2023