Использование в педагогической практике современных образовательных технологий

  • docx
  • 29.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ.docx

Использование в педагогической практике современных образовательных технологий

Главной особенностью преподавания физики в Донецкой Народной Республике является переход на новые Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №120-НП от 07.08.2020 г. и Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №121-НП от 07.08.2020 г.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Астрономия, одна из древнейших естественных наук, относится к областям человеческих знаний, получившем динамическое развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и вселенной.

«Астрономия» − введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом.

Программа по предмету «Физика» содержит некоторые темы астрономического содержания. Задача учителя не дублировать содержание астрономических вопросов на уроках физики, а раскрыть физические законы на примере астрономических явлений.

Астрономия как учебный предмет специфичен, именно эта черта отличает его от других дисциплин естественнонаучного цикла, изучаемых в общеобразовательных школах. В содержательном плане этот предмет содержит материал мировоззренческого характера, который завершается на изучении естественных наук. Упор на его обширные межпредметные связи с физикой, математикой, географией, историей и другими предметами является обязательным при освоении основных понятий предмета.

Содержание предмета позволяет проследить эволюцию научной мысли в исторической ретроспективе, поэтому изучение астрономии является мощным ресурсом, обеспечивающим формирование научной картины мира у обучающихся. В целях совершенствования преподавания учебного предмета «Астрономия» и повышения уровня предметных компетентностей учащихся рекомендуется:

·        планировать изучение курса астрономии с учетом его особенностей;

·        добиваться освоения учащимися соответствующей терминологии;

·        использовать на уроках современные образовательные технологии для повышения качества астрономического образования.

Своеобразность методов преподавания астрономии связана с единством учебного материала и наблюдений и с крайней ограниченностью по времени, выделяемого для изучения астрономического материала в средней школе.  Изучение астрономии складывается из нескольких элементов: 1) изложение нового материала; 2) наблюдение за астрономическим явлением или процессом; 3) решение задач; 4) закрепление изученного материала; 5) проверка знаний учащихся. Эффективность преподавания астрономии достигается при координировании и взаимосвязи между различными методами и формами обучения.

Для курса астрономии учебные конференции могут играть роль обобщающих занятий. При рабочем плане в 35 часов, преподаватель вынужден выдвигать некоторые важные темы на самостоятельное изучение, и для полноценной проверки выполнения заданий, педагог может выделить занятие на учебную конференцию. Так при изучении раздела «Природа тел Солнечной системы» в курсе астрономии может выдвинуть на самостоятельное изучение сведения о конкретных планетах, рассмотрев только с классом общие характеристики планет земной группы и планет-гигантов.

Для формирования культуры устной и письменной речи, развития академической лексики учащихся необходимо совершенствовать их умения работать со справочной литературой, комментировать различные информационные сообщения об астрономических явлениях, появляющихся в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, составлять тезисы, конспекты.

Домашнее задание должно быть дифференцированным, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, соответствовать санитарным нормам. Особое внимание следует уделить домашним астрономическим наблюдениям, работе с интернет-ресурсами, видео- и аудиоматериалами.

Использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, позволяет достичь более высоких предметных результатов деятельности обучающихся. Электронные пособия в форме печатного текста (как на мониторе компьютера, так и в виде раздаточного материала) способствуют формированию информационного умения обучающихся.

В качестве примера рассмотрим учебное пособие Астрономия. Семантические конспекты.

Содержание учебного пособия отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. №121-НП «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования» и конкретизирует содержание тем образовательного стандарта в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учебником Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.

Предлагаемое учебно-методическое пособие полностью охватывает содержание курса астрономии 11 класса.

Цель пособия - способствовать более глубокому и творческому усвоению учебного материала по астрономии, предоставление студентам дневной форм обучения помощи в изучении курса. Пособие дает возможность не только получить информацию, но и обобщить и систематизировать, повторить и закрепить учебный материал.

Представляет собой четко структурированное изложение курса астрономии с акцентами на понятиях и закономерностях дисциплины, методах и алгоритмах решения основных типов задач. Подобранные семантические конспекты, графики, таблицы, схемы, рисунки, иллюстрация курса астрономии направлены на формирование у обучающихся универсальных способов деятельности: использования для познания окружающего мира методов наблюдения, измерения, моделирования; формирование умения выполнять анализ астрономических методов наблюдений и исследований, сравнения этапов формирования Солнечной системы, Солнца, планет и малых тел.

Пособие имеет введение, содержание, приложение, список рекомендованной литературы. В приложениях отражен перечень основных вопросов, по основным разделам пособия и практические задания для закрепления изученного материала задания для проверки знаний (тестовые задания, вопросы, упражнения, примеры решения задач). Наличие предметного указателя максимально облегчит поиск нужной информации.

С о д е р ж а н и е

1. Астрономия как наука.  История развития астрономии, ее отрасли

2. Небесные светила и небесная сфера    

3. Астрономия и определение времени.  Типы календарей

4. Видимое движение Солнца. Видимые движения планет.  Законы

5. Методы астрономических  наблюдений.  Исследования планет с помощью космических аппаратов

6. Малые тела Солнечной системы - астероиды, кометы, метеориты

7. Этапы формирования Солнечной системы

8. Проявления солнечной активности и их влияние на Землю

9. Звезды. Планетные системы других звезд    

10. Эволюция звезд. Черные дыры

11. Строение Галактики. Звездные скопления и ассоциации. Туманности

12. Мир галактик. Квазары. Проблемы космологии

13. Происхождение и развитие Вселенной

14. Вероятность жизни на других планетах. Вопрос существования других вселенных.

В пособии конспективно рассмотрены основные проблемы астрономии, как науки в историческом плане. Приведены основные астрономические определения, рассмотрены различные подходы в определении времени. Представлены основные закономерности видимого движения Солнца и планет, сформулированы законы Кеплера.

Анализируются методы астрономических наблюдений и исследований, в том числе с помощью космических аппаратов. Рассмотрены этапы формирования Солнечной системы, Солнца, планет и малых тел; проанализировано влияние солнечной активности на Землю.

Дана классификация звезд и их планетных систем. Представлены современные взгляды астрофизики на эволюцию звезд и Галактик. Рассмотрены проблемы космологии, происхождения и развития Вселенной, вопросы существования других Вселенных и вероятность жизни на других планетах. Подборка справочных материалов о планетах Солнечной системы, звездах и звездных скоплениях, планетарных туманностях, галактиках, кометах. 

Рассказывается о физических процессах, определяющих наблюдаемые астрономические явления, о новейших гипотезах и моделях, о загадках астрофизики, которые еще предстоит разгадать. Исследуются и синтезируются факты из истории космоса и развитии планеты Земля. Даются определенные прогнозы на будущее, заключающиеся в рекомендациях по использованию природных ресурсов и мерах предупреждения стихийных и техногенных катастроф.

Приведены материалы для проведения занятий по решению задач по темам: системы координат и измерения времени в астрономии; видимые и действительные движения планет, законы Кеплера, определение масс, размеров, формы небесных тел и расстояний до них; атлас звездного неба. Решение задач по астрономии формирует у школьников навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, целенаправленного поиска и получения необходимой информации, позволяет углубить и расширить знания по прикладным вопросам астрономии, являющимся неотъемлемой частью предмета.     

Пособие поможет преподавателям использовать данный учебный материал в учебной и внеаудиторной работе, кружковой работе, при преподавании астрономии и других смежных дисциплин как в школах обычного типа и с углубленным изучением физико-математических дисциплин, так и на практических занятиях по астрономии. Это готовые материалы для преподавателя астрономии, которые можно удобно использовать на каждом своем занятии. Пособие будет полезно в распределении учебного материала по занятиям и для его систематизации. Студенты с его помощью смогут самостоятельно изучить любую тему по конспекту. Логически последовательное изложение материала формирует у студентов практические навыки применения новых знаний в других науках: математика, физика, история.

В заключение необходимо подчеркнуть еще раз, что несмотря на особенность предмета астрономии, астрофизики и космологии, связанную с изучением процессов, проходивших на огромных масштабах в пространстве и времени, эти науки опираются на очень богатый наблюдательный материал и результаты других разделов физики.