Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Оценка 4.9
Документация
doc
физическая культура +1
Взрослым
06.09.2018
Основной целью оздоровительной работы на занятиях в своем коллективе ( ансамбль спортивного танца " Очарование"): сохранение и укрепление здоровья детей;формирование двигательной активности; развитие эмоционально-волевых качеств; воспитание гармонично- развитой личности.Использую следующие инновации :танцевально-игровая гимнастика;совместная работа с семьей;дыхательная гимнастика;пальчиковая гимнастика;точечный массаж и т. д.
Использование инновационных технологий в физкультурно Кольтякова.doc
Использование инновационных технологий в физкультурно
оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Кольтякова А.А.,
руководитель ансамбля спортивного танца «Очарование»
МОУ лицей «МОК № 2»
Основной целью оздоровительной работы на занятиях в ансамбле
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей
стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако
здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в
тщательной заботе с самого раннего детства.
Результаты статистики
свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет.
Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические,
медицинские. Одна из таких причин невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе
говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности
не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не
следует забывать, что младший школьный возраст самое благоприятное время для
формирования основ здорового образа жизни, т.е. выработки правильных привычек,
которые в сочетании с обучением школьников приемам совершенствования и
сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
спортивного танца «Очарование» считаю:
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных
функций.
2. Формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно
двигательного аппарата, простудных заболеваний.
3. Развитие эмоциональноволевой сферы, интеллектуальных функций.
4. Воспитание гармонично – развитой, творческой личности.
Предполагаемые итоги комплексной оздоровительной работы
1. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни.
2. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности.
3. Формирование основ гигиенической культуры.
4. Воспитание у детей потребности в здоровье /соматическом, физическом,
психическом/.
При подборе и разработке методического, дидактического и практического
материалов, в своей работе, использую следующие технологии: книгу Фирилева
Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СаФидансе».
1 Танцевальноигровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для
педагогических детских и школьных учреждений. СПб.: 2000г.
и Волошиной Л.Н.«Играйте на здоровье!». Программа и технология физического
воспитания детей 5 – 8 лет. М.: 2004 г.,
а так же: познакомилась и изучила целый ряд авторских методик оздоровления /по
К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой, Б.Толкачеву, Уманской/, где предпочтение
отдается развитию двигательной активности, приобретению навыков правильного
дыхания, профилактике и коррекции нарушений опорнодвигательного аппарата,
простудных заболеваний.
Оздоровительновоспитательную работу разделена на три направления:
1. Система физкультурнооздоровительных упражнений на занятиях.
2. Интеграционная деятельность.
3. Совместная работа с семьей.
Физкультурнооздоровительная деятельность на занятиях это
оздоровительный бег, общефизические упражнения
дыхательная гимнастика
точечный массаж, самомассаж, дренаж
офтальмотренаж (зарядка для глаз)
кинезиологическая гимнастика
пальчиковая гимнастика
динамические творческие паузы
Цель оздоровительного бега (дозированного): дать детям эмоциональный заряд
бодрости и душевного равновесия; тренировать дыхание, улучшать газообмен,
укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег отлично действует на
верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердца, легкие, вызывает
активное потоотделение; вырабатывает выносливость, подготавливает организм к
более интенсивным нагрузкам, однако его надо строго дозировать, регулировать
физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Цель общефизических упражнений: повысить психоэмоциональный и мышечный
тонус, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам,
активизировать обменные процессы. Их можно проводить в форме ритмической
гимнастики под музыку, включать в них дыхательные упражнения,точечный
массаж, дренаж.
Целью дыхательных упражнений является обеспечение полноценной работы
бронхов, очищение слизистой дыхательных путей, укрепление дыхательной
мускулатуры. Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной
мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим
заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках, мы познакомились с
разными методиками проведения дыхательной гимнастики, изучили процесс дыхания
и его значимость для развития детского организма, старались понять роль
дыхательных упражнений для оздоровления детей. Известно много методик
2 дыхательной гимнастики (по К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой, системе йоги и др.),
но нам думается, что механически следовать какойлибо из них не целесообразно,
надо брать оттуда только то, что доступно детям дошкольного возраста. От дыхания
во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность,
например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри
влияют на функции мозга, такие упражнения составляют кинезиологическую
гимнастику, о которой будем говорить ниже. Для тренированности дыхательной
мускулатуры проводим с детьми дыхательные звуковые упражнения, используя
музыкальный аккомпанемент. Например, имитация через дыхание урагана, легкого
ветерка, надувание шариков и т.д. Произнесение гласных звуков с дыханием без
напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых
фигур. Но хочется сказать, что в начале оздоровительного цикла, знакомим детей с
разными типами дыхания и мы учимся дышать поразному, например, обучая
грудному дыханию, предлагаем держать ладони на груди, «понюхать как пахнут
цветочки», сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчиков» (выдох). Упражнение
«Покачай ладошку» помогает педагогом обучить детей брюшному дыханию. Лежа на
спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская
животик с помощью дыхания. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает
и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.
Для снятия стрессов у детей, особенно первого года обучения
(первоклассников),
использую элементы самомассажа, которые проводятся в
игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с
ушками», такие упражнения не занимают много времени, их можно проводить перед
выступлениями, они очень эффективны и активизируют работу всего организма.
Если говорить о кинезиологической гимнастике, о которой упоминала выше, то
она делится на несколько блоков.
Первый блок – упражнения на развитие межполушарного взаимодействия –
улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий мозга,
способствуют улучшению запоминания. Приведем в пример несколько упражнений:
1. «Качание головой»
Покачаем головой – неприятности долой.
2. «Кивки»
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
3. «Поворот»
Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.
4. «Потанцуем»
Любим все мы танцевать – руки, ноги поднимать.
5. «Отдохни» (лежа)
Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. (в сочетании со звуковой
гимнастикой)
Второй блок – Упражнения для развития творческого (нагляднообразного
мышления), развивает правое полушарие мозга.
3 Третий блок – Упражнения для развития абстрактнологического мышления,
развивает левое полушарие.
1. «Язычок»
Язычок вы покажите – на него все посмотрите.
2. «Ротик»
Чтобы лучше нам жевать, надо ротик открывать.
Эти упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности,
развивают математические способности. Упражнения просты в выполнении, их
можно использовать в разные режимные моменты.
Для профилактики близорукости, как возможного последствия длительной
зрительной нагрузки, педагоги используют офтальмотренаж – специальную
гимнастику для глаз. Длительность этой зарядки 23 минуты, возможно сочетание
различных упражнений.
Занятия в ансамбле проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа во
второй половине дня. Дети набираются в ансамбль по желанию на начало учебного
года, после осмотра и консультаций с врачом – педиатром и медицинской сестрой.
На занятиях я применяю еще музыкотерапию и арттерапию.
Музыкотерапия – это воздействие музыкой на ребенка в целях оздоровления всего
организма. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное
настроение, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться,
координировать речь и движения, сочетать ритм музыки с ритмом движений, темп
музыки с темпом движения.
Арттерапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения.
Арт – терапия позволяет ребенку освободиться от зажимов, расслабиться, снять
запреты, быть свободным.
Учеными получены данные, что после занятий арттерапией, происходят
изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма в
положительную сторону, не зря говорится, что арттерапия это излечение искусством.
Очень интересно провожу интеграционную деятельность, т.е. система
оздоровительных интегрированных, игровых познавательных занятий с показом
слайдов, эвристические беседы о здоровом образе жизни – это партнерская
совместная деятельность педагога и детей. Вся интеграционная деятельность
построена с применением нетрадиционных методик оздоровления.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
сохранение и укрепление здоровья детей, развитие сенсорных и моторных
функций;
формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно
двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
привитие навыков элементарного самомассажа, точечного массажа, дренажа;
развитие эмоциональноволевой сферы и игровой деятельности;
формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения,
доброты, самокритичности).
4 Цикл игровых познавательных занятий реализует следующие задачи:
формирование первоначальных представлений о строении тела и функциях
органов человека
развитие умения обосновывать и соблюдать правили гигиены;
развитие творческого, критического мышления, вариативных представлений о
поведении человека в различных ситуациях;
постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие
вопросы и задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;
развитие интеллектуальных функций: мышления, память, воображение,
восприятие, ориентировки в пространстве и т.д.
Говоря о совместной работе с семьей, хочу подчеркнуть, что ни одна даже самая
лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если
она не решается совместно с семьей. Совместную работу с семьей, строю на
следующих основных положениях:
1. Единство.
Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка
понятны не только нам, как педагогам, но и родителям, если семья знакома с
основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы.
2. Системность и последовательность работы в течение всего года
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье. Учет способностей
ребенка и интересов семьи, беседы с родителями.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критики и самокритики.
В соответствии с перечисленными положениями в работу с семьей включила:
обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная
гимнастика, самомассаж, дренаж и разнообразные виды закаливания).
И в заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную
деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию благоприятных
условий для развития позитивных личностных качеств детей для поддержания их
эмоциональнокомфортного состояния, ориентируются не только на усвоение детьми
знаний и представлений, но и становлении их мотивационной сферы здорового образа
жизни, учитывают, что дети, изучая себя, особенности своего организма, получая и
используя знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и
физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в
формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
5
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.