В данной статье представлены интерактивные и инновационные методы обучения в вузе, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики.
Внедрение интерактивных методов обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода.
Кузнецова Е.В.
Kuznetsova E.V.
г. Киров, Россия, ГБОУ ВПО Кировская
государственная медицинская академия,
Kirov, Russia, Kirov Medical University State Medical Academy
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
USING INTERACTIVE AND INNOVATION METHODS
OF TEACHING IN HIGH SCHOOL
В данной статье представлены интерактивные и инновационные методы обучения в
вузе, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и
способствуют интеграции теории и практики.
Внедрение интерактивных методов обучения является одним из важнейших
направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательным
условием эффективной реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания, интерактивные методы
преподавания, компетентностный подход.
This article presents an interactive and innovative teaching methods in high school that
optimize the learning process, increase its quality and facilitate the integration of theory and
practice.
Introduction of interactive teaching methods is one of the most important ways to improve
the preparation of students in the modern university, and a prerequisite of effective implementation
of the competency approach.
Keywords: innovative teaching methods, interactive teaching methods, competence
approach.
Модернизация высшего профессионального образования в Российской
Федерации характеризуется переориентацией его на инновационную личностно
развивающую парадигму и компетентностный подход как приоритетный, что
отражено в ФГОС ВПО 3го поколения.
Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна
предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий», потому что в современных условиях
развивающего обучения встает необходимость обеспечить максимальную
активность самого студента в процессе формирования его ключевых
компетенций. Удельный вес таких занятий в учебном процессе долженсоставлять 20–30% аудиторных занятий, в зависимости от направления
подготовки.
Многие основные методические инновации сегодня связаны с
использованием инновационных интерактивных методов обучения. Внедрение
интерактивных форм обучения одно из важнейших средств совершенствования
профессиональной подготовки студентов в современном вузе. Преподавателю
теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины,
давая теоретические знания в аудитории, но и необходимо несколько иначе
подходить к современному учебному процессу.
Для начала уточним смысл данного понятия. Слово «интерактив»
английского происхождения, от слова «interact», «İnter» это «взаимный», «act»
действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или
находится в режиме беседы, диалога с чемлибо (например, компьютером) или с
кемлибо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде
всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
преподавателя и студента.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что
интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких,
при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс
организован таким образом, что практически все студенты учебной группы
оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность
понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного
материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад,
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит этов атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не
только получать новое знание, но и развивает саму познавательную
деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и
сотрудничества.
Интерактивные методы принесут наибольший эффект не только
обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на
обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения,
но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей
мировоззренческой и нравственной позиции.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту
классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают
осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И
активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств
вовлечения студентов в учебнопознавательную деятельность.
Интерактивные формы и методы можно применять на всех этапах занятий.
В современной педагогической литературе описано достаточное количество
интерактивных методов, среди которых можно выделить следующие:
творческие задания, работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
использование общественных ресурсов (экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные занятия (издание газет,
конференции);
интерактивная лекция,
работа с наглядными пособиями,
видеоматериалами, использование вопросов, Сократический диалог, деловые,
ролевые и имитационные игры;
изучение и закрепление нового материала посредством обучающих игр
(«студент в роли преподавателя», «каждый учит каждого»),
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Займи
позицию (шкала мнений)», проективные техники, дебаты, круглый стол; разрешение проблем, casestudy анализ определенных ситуаций
(«Дерево решений», «Мозговой штурм», «Брейнсторм», «Анализ казусов»).
тренинги (личностного роста, креативности, психологические).
Интерактивное обучение характеризуется:
субъектной позицией
учащегося, опыт которого служит основным источником учебного познания;
активностью педагога, которая уступает место активности студента; задачей
педагога является создание условий для проявления инициативы обучающихся.
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и
имитационные. В основу такой классификации, адекватной организации
процесса обучения в вузе, положен признак воссоздания контекста
профессиональной деятельности. Неимитационные технологии (проблемная
лекция, семинардиспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», кооперативное
обучение, работа в парах и малых группах, метод круглого стола и т.п.) не
предполагают построение моделей изучаемого явления или деятельности. В
анализ конкретных
основе имитационных технологий (неигровых:
профессиональных ситуаций; игровых: учебная деловая игра, дидактическая
игра, имитационный тренинг, игровое проектирование и т.п.) лежит
то есть
имитационное или имитационноигровое моделирование,
воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной
системе.
Интерактивные методы обучения помогут решить следующие проблемы:
формирование у обучающихся интереса к дисциплине;
оптимальное усвоение рабочего материала;
развитие интеллектуальной самостоятельности, поскольку студентам
необходимо индивидуально искать пути и варианты решения проблемы;
обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения;
обучение уважению права каждого на собственное мнение, его
достоинства;
установление взаимодействия между учащимися; формирование у студентов мнений, отношений, профессиональных и
жизненных навыков.
Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения – одно из
важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в
современном вузе и обязательное условие эффективной реализации
компетентностного подхода.