Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.
Доклад на семинар по теме:
«Использование интерактивных технологий в формировании
ИКТ – компетенции учащихся»
Только 45 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести
опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его,
увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен
проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного
помощника, который при умелом использовании может взять на себя
значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои
наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты.
Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения
информационных технологий в практике преподавания информатики.
На первых этапах применяю информационные технологии для создания
дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и
программы MS Office:
текстовый редактор Word;
электронные таблицы Microsoft Excel;
технологию сканирования и обработки текстовой и графической
информации;
технологию подготовки презентации учебного материала при помощи
программы PowerPoint.
Так же я подготовила видеоурок с применением интерактивной доски.
Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых
распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На
уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, интерактивные
модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии,
поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя.Учитывая устаревшее оборудование кабинета информатики и недостаточное
финансирование образования, применение данных технологий является одним
их выходов из сложившейся ситуации.
Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у
учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие
индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно
рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и
вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и
слушатели.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения.
Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения
учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве
партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном
для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер
значительно расширяет возможности представления информации.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний,
связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации,
путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и
интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С
помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные
процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный
материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом
этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как
индивидуально, так с помощью интерактивной.
Примеры использования презентаций на уроках информатики:
Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией. Работа с устными упражнениями.
Использование презентации при повторении пройденного материала.
Демонстрация условия и решения задачи.
Демонстрация геометрических чертежей.
Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
Проведение тестов.
Проведение физкультминуток.
Проведение рефлексии.
Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.
Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и
систематизации знаний и способов деятельности.
Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.
На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока:
при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при
повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик
должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент
нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при
повышении квалификации учителей.В заключении хотелось бы сказать о том, что применение
информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс
во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более
интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать
свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во
благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно
проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,
я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим
навсегда».