Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания
Оценка 4.8

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
история
8 кл—9 кл
29.01.2018
Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания
Цель: Организовать деятельность участников занятия по ознакомлению с приемами, формами и методами по применению исследовательской технологии на уроках истории и обществознания. Освоить практическое применение некоторых приемов работы по исследовательской технологии. Формы и приёмы работы: 1. Теоретическое изложение материала с использованием презентации. 2. Работа в группах. 3. ДискуссияМастер-класс "Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания"
Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания.doc
Мастер­класс «Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания» Азеева Светлана Владимировна ­ учитель истории и обществознания МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа» Цели:  ­ Организовать деятельность участников занятия по ознакомлению с приемами, формами и  методами по применению исследовательской технологии на уроках истории и  обществознания. ­ Освоить практическое применение некоторых приемов работы по исследовательской  технологии. Формы и приёмы работы: 1. Теоретическое изложение материала с использованием презентации. 2. Работа в группах. 3. Дискуссия. Оборудование: электронная презентация, тексты документа. Ход занятия: I. Организационный этап. Постановка целей. (Слайд 1) ­   Здравствуйте,   меня   зовут   Быстрова   Светлана   Владимировна,   я   учитель   истории   и обществознания. Мы все понимает, что планирование своей деятельности педагог начинает с конечного результата, того, который необходим ребёнку и обществу. В качестве основного результата   образования   выступает   овладение   набором   универсальных   учебных   действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, чтобы учащийся развивался самостоятельно, без помощи учителя.       Для правильной организации решения поставленной цели учитель использует и применяет на   уроке   различные   педтехнологии,   методы   и   средства   обучения.   Свой   мастер­класс   я посвятила использованию исследовательской технологии на уроках истории. Я считаю, что применение   исследовательской   технологии   является   одним   из   условий   творческой самореализации особенно в старших классах. Целями данного занятия является работа по ознакомлению   с   приемами,   формами   и   методами   по   применению   исследовательской технологии на уроках истории.  II. Теоретическое представление опыта работы.         Данная   технология   предполагает   использование   различных   методов   и   приемов   преподавания. Я предлагаю остановиться на  работе с документами. Рассмотрим типы документов: (Слайд 2) Линия  Работа с документом, источником сравнения Типы  документов  Философские, исторические труды  Нормативные документы   Энциклопедические, справочные материалы Газетные публицистические материалы  Статистические материалы      Предлагаю рассмотреть методику использования источников, документов в преподавании истории и обществознания. Важно отметить, что при изучении источников важно соблюдать ряд требований: (Слайд 3)       точное определение главного, наиболее существенного; соблюдение   последовательности,   постепенный   переход   от   менее   сложного   к   более сложному; выбор эффективных приемов и средств; повышение требований к их самостоятельности; разносторонняя реализация межпредметных связей; обеспечение   преемственности   в   формировании   умений   учащихся   работать   с источником знаний.             При   отборе   текстов   я   учитываю,   что   они   могут   расширять,   конкретизировать, актуализировать   знания,   быть   органически   связаны   с   программным   материалом,   быть доступными   по   содержанию   и   объему,   содержать   дополнительную   информацию, способствовать   развитию   приемов   мыслительной   и   учебной   работы,   познавательных способностей         Исходя из этих характеристик, я использую метод работы с источником при объяснении нового материала (включение положений, идей документа в свой рассказ, цитирование), так и при самостоятельной работе учеников (при проверке домашнего материала,  при изучении новой темы, при закреплении).       В своей работе использую следующие приемы работы с текстом: (Слайд 4) учащихся.           чтение и анализ; выписки понятий, главных мыслей, выделение главной идеи; коллективный разбор текста; определение   различных   подходов   к   общественно­историческому   развитию, аргументации авторов; сравнительный анализ нескольких источников;   формулирование обобщенных выводов;   самостоятельная постановка вопросов к тексту; составление текстовых, сравнительно­обобщающих и конкретизирующих таблиц, схем, планов, тезисов, конспекта; подготовка небольших сообщений.                  Не все учащиеся одинаково быстро и качественно могут освоить приемы работы с документами.   Поэтому   я   планирую   работу   с   источником   с   учетом   трех   уровней познавательных возможностей: (Слайд 5)  Воспроизводящий   уровень  –   выписки   основных   понятий,   ответы   на   поставленные вопросы,   узнавание   в   тексте   изученных   фактов,   заполнение   таблицы   в   ходе коллективной работы, составление простого плана и т.д.  Преобразующий уровень  – анализ текста, выделение основных идей, вывода, синтез положений источника с другими материалами, составление развернутого плана, тезиса, конспекта, текстовых таблиц, подготовка докладов.  Творческо­поисковый   уровень  –   решение   проблемных   и   познавательных   задач   по источнику,   написание   эссе   по   тексту,   сопоставление   точек   зрения   мыслителей, составление   схем,   логических   цепочек,   использование   положений   источника   для аргументации своей точки зрения. Привожу   пример   нескольких   видов   алгоритмов,   применяемых   мной   на   начальных   этапах работы с документами, источниками:  (Слайд 6) 1. Алгоритм комментирования высказываний: 1. Изложить высказывание своими словами. 2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения. 3. Дополнить высказывание (если это необходимо и возможно). 4. Сделать вывод из высказывания. 2. Алгоритм анализа текста: 1. Прочитать текст от начала до конца. 2. Подумайте, почему автор выбрал именно такой заголовок. 3. Какова главная цель текста. 4. На какую социальную группу рассчитан данный текст. 5. Выделить главную мысль текста. 6. Выразите собственное отношение к главной мысли текста, к точке зрения автора. 7. Сделайте вывод, основываясь на главной мысли текста.      Одним из самых популярных в последнее время способов проверки уровня универсальных учебных действий у учащихся является эссе. Эта форма творческой работы учащихся выше всего цениться в олимпиадных заданиях, в экзаменационных заданиях по типу ЕГЭ в части «С». Систематическая   работа   с   документами   помогла   мне   повысить   результаты   ЕГЭ   по обществознанию. (См. диаграмму) – (Слайд 7) 2. Работа в группах           Сейчас   я   Вам   предлагаю   побывать   в   роли   учеников   и   поработать   с   историческим документом (См. приложение) (Слайд 8­10)      (Слайд 11)           Таким   образом,   деятельность   учащихся   приобретает   исследовательский   характер. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии,   где   социальная   и   профессиональная   успешность   напрямую   зависят   от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к   делу,   искать   нестандартные   способы   решения   проблем.   Я   считаю,   что   развитие возможностей детей может проходить в рамках включения их в исследовательскую работу по выбранному направлению.         Эта тема наиболее актуальна, так как мне важно сформировать в процессе обучения и воспитания   современного,   образованного,   нравственного,   предприимчивого   человека, который   может   самостоятельно   принимать   ответственные   решения   в   ситуации   выбора, способным   к   сотрудничеству,   отличаться   мобильностью,   обладать   развитым   чувством ответственности.   Ученик,   вооружённый   научными   методами   познания,   сумеет   обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное,   оригинальное   решение.   Именно   такой   выпускник   сегодня   востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным 3. Дискуссия      Алгоритм работы: 1. Прочтите отрывок из документа. 2. О каком событии в нем говорится.  3. Объясните, на основании чего вы это определили.  4. Почему Война 1812 года называют Отечественной войной? 5. Как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?          Сегодня,   в   4   часа   утра,   без   предъявления   каких­либо   претензий   к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли  бомбёжке со всех самолетов наши города… Не первый раз нашему народу приходиться иметь дело с нападающим врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш   народ   ответил   Отечественной   войной   и   Наполеон   потерпел поражение… То же самое будет  и с зазнавшимся   Гитлером…  Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за родину, за честь, за свободу… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.  Ответы.  1. В документе речь идет о Великой Отечественной войне 1941­1945 гг., это  видно из слов, что германские войска в 4 утра 1941 года (по радио Молотов  выступил) напали на Советский Союз.  2. Войну 1812 года называют Отечественной, потому что она носила  всенародный характер.  3. Война с Германией с самого начала была определена как Отечественная,  потому что весь многонациональный народ Советского Союза сплотился ради  своей Родины, ради Победы. А сейчас, поработаем  с выше указанными направлениями работы с  документами. Определим: ­ тип документа – публицистический ­ требования – точное определение главного, наиболее существенного ­ приём работы – чтение и анализ текста ­ уровень – преобразующий уровень.

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания

Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018