Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Оценка 4.6
Домашнее обучение +3
docx
воспитательная работа +1
Детсад—1 кл
25.02.2017
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков у дошкольников, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
бтонергопластика.docx
Использование
упражнений и
кинезиологических
биоэнергопластики в
коррекционной работе с
детьми дошкольного
возраста
Учитель – логопед Гаврилова Е.В. 2015/2016 уч. год
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих
возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не
сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,
мышление, и, особенно, речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем
богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его
возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического
строя – одна из важнейших задач обучения детей.
Многие авторы (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.АнтаковаФомина) отмечают
взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии
речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль
тренировки тонких движений пальцев. Уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё раз можно
убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия
учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в
другое народные потешки: «Сорокабелобока», «Ладушкиладушки» и т.д.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук
достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву
для последующего формирования речи. Для достижения лучших результатов в работе по
постановке звуков у дошкольников, чтобы процесс был более занимательным и увлекал
детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное
взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения
тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны,
раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение
биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на
активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и
мелкую моторику.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков
у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как
работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от
языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое
артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он
это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности
2 выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
Недопустима малейшая небрежность.
Артикуляционные упражнения
“Птенчики” важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих
звуков и общей внятности речи. Исходное положение: голова держится прямо,
подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть
опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы
сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо
следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на
опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой
палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз,
четыре пальца поднимаются вверх.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений,
делают их точными, легкими, ритмичными:
упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая
движется под счет влево вправо.
“Качели” движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре
сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед назад и влево вправо.
“Футбол” ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть
руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической
организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и
пальчиковую позу:
“Улыбка” пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –
пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –
ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная
ладонь опущена вниз.
“Чашечка” пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” сомкнутая ладонь поднята вверх
“Горка” согнутая ладонь опущена
3 Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для
закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль
заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при
повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой,
постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все
нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот
почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со
стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой,
«мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Предлагаю еще
одну методику, она позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить
границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга
через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через
определенные двигательные упражнения.
Кинезиология существует уже 2000 лет,
используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель
и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных
между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса
специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое–гуманитарное,
образное; левое–математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в
осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение
межполушарной информации искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение
кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для
становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева,
А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук
на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая
работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные
структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах), более
значительнее изменения.
4 Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и
физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших
полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в
различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет
улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и
крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному
контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на
мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения –
комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие,
развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между
полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются
информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематических
занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии,
развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
•
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом
наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению
своими эмоциями.
•
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки
мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется
перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Кинезиологические упражнения вызывают у детей положительные эмоции. С каким
удовольствием и азартом дети рассказывают о том, что дома их выполняли всей семьёй,
устроив соревнования, в которых победителем становился, конечно же, сам ребёнок,
имеющий уже достаточно большой опыт в их выполнении.
Для результативности коррекционноразвивающей работы необходимо учитывать
определённые условия:
1 занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
2 занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
3 от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
4 упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
5 алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений,
активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.
Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять
упражнения из следующих групп: упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,
координации движений, графических навыков и пространственной ориентации;
упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти; дыхательно –
координационные упражнения; упражнения для профилактики нарушения зрения;
упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех
психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование
тонкой моторики кисти и пальцев рук.
5 Кинезиологические упражнения:
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и
последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять,
начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному.
Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются
следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром
на столе. Выполнить 810 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно,
затем двумя руками вместе.
«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак
развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении
прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и
левой рук в течение 68 раз
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки (гриб под елью,
квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих
полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните
руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно
и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы рук.
«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз,
пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в
воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с
центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем
6 подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо
выдвинутым изо рта языком.
Массаж ушных раковин.
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с
открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя
пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно,
не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох.
Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения
одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то
же др. рукой и ногой.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову
вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче
выдоха.
«Снеговик» Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело
твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.
Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В
конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо
расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в
легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени,
обхватить их руками. Представьте, что вы семечко, которое постепенно прорастает и
превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище,
вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы
раскачиваетесь, как дерево.
«Перекрёстные шаги». Выполняется это упражнение очень медленно. Когда ребёнок
касается правым локтем левого колена и, наоборот, у него активизируются оба
полушария головного мозга, работает вестибулярный аппарат, задействованы мышцы
тела, тренируется координация движений.
«Крюки». Для выполнения этого упражнения вначале нужно скрестить лодыжки, как это
удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Находясь
в этом положении, следует прижать язык к твёрдому нёбу за верхними зубами. Две
минуты этого упражнения способствуют сознательному переключению внимания и
отдыху. Можно выполнять стоя, сидя или лёжа в течение 25 минут.
«Ленивые восьмёрки для глаз». Чтобы проделать это следует выставить руку вперёд,
поднять большой палец на уровне переносицы и начать движение по «Восьмёрке»,
лежащей на боку. Движения должны быть медленными, следить за движением пальца
нужно только глазами. Начинать от центра против часовой стрелки вверх, вниз, затем
через центр обратно. Затем надо сцепить руки в «замок» таким образом, чтобы большие
пальцы были направлены вверх и образовали перекрестие (Х). Выполнять движение
сцепленными руками 3 раза. Это упражнение расслабляет мышцы кистей рук, предплечий
и плеч, а также облегчает слежение глазами. Упражнение помогает во время стресса, при
7 выполнении контрольных работ. Если ребёнок устал, он может самостоятельно
нарисовать несколько «восьмёрок» пальцами на парте, чтобы восстановить
работоспособность.
«Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и
вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не
двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как
тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните
колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и
негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то
куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас
растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без
труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое
яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте
резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую
корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите
налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой,
поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно
выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь
вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы
знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать
висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит
большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и
постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких
свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через
левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим
пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают
мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание,
при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и
вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох
через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот,
одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух
на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
«Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно
касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем
шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить
касаниями по противоположной ноге.
«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала
вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время
выполнения 12 минуты. Дыхание произвольное.
8 «Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов
согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне
глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги
должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки
и ноги.
«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом
шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается
взмахом правой руки.
«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас
включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя
дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте
себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и
ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами.
Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой.
Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете
оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как
вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и
реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем,
что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте
себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко
вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как
ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете,
как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако
перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно
увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно
и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова
на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и
поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно
медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими
и внимательными.
«Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в
левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов
так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После
этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой
руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3
раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.
«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные
рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы
найти глазами тот или иной предмет названный.
9 Литература:
1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт
Петербург: «ДетствоПресс», 2001 г.
2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет.
М.,1999 г.
3. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
10 Применение метода биоэнергопластики в
работе логопеда.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2; 51) государственная
политика в области образования основывается на принципах гуманистического
характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности.
За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими
заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна
быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия
человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии в логопедии:
11 -Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика,
развитие общей моторики (логоритмика, физминутки), развитие мелкой моторики
(пальчиковые гимнастики, шнуровки, штриховки и пр.), Су-джок терапия, массаж
и самомассаж, биоэнергопластика.
Принципы здоровьесбережения:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип непрерывности;
- принцип комплексного подхода;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным
исследований – движения тела, совместные движения рук и артикуляционного
аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают
активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это
оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной
деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Использование известных приёмов:
-лабиринты, пальцеходы, узловки, шнуровки, счётные палочки, природный
материал и пр.
Данные приёмы используются для автоматизации звуков. Проговаривая устное
задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать
узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки, раскладывать
камешки, ракушки и пр.
Разработка авторских пособий. Несмотря на многообразие пособий, всегда хочется
найти, сотворить что-нибудь новое, а следовательно интересное для детей. В своей
работе я стараюсь активно внедрять авторские пособия, собственноручно
выполненные и неоднократно применимые на занятиях с детьми.
Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при
автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять
12 движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной
речи.
Заинтересовавшись темой «Биоэнергопластика», я сделала следующие пособия:
-«Конфеты» (на твёрдой основе крепится поролон, обтянутый мягким флисом с
нашитыми пуговицами) Пособие используется для автоматизации поставленных
звуков. Ребёнок стараясь одним пальчиком как можно сильнее прижать пуговицу,
пятикратно проговаривает предложенный звук, слог или слово.
-«Счёты» ( на твёрдой основе натягивается шнурок с 5-ю цилиндрами от колпачков
фломастеров) Также я использую это пособие для автоматизации. Принцип тот же,
толь ко в данном случае, пальчиком ребёнок передвигает подвижные элементы.
-«Мостик», «Пианино», «Кочки» и т.п.( на плотном картоне закрепляем картинки,
обклеиваем прозрачным скотчем, сверху из поролона или потолочной плитки
вырезаем и
приклеиваем необходимые объёмные фигуры) Пособия также предназначены для
автоматизации звуков.
«Весёлая клавиатура». Идея этого пособия заимствована из интернета, но немного
адаптирована к более общему применению. В своей клавиатуре я использовала
различные фигуры, что позволяет многократно менять задания. Здесь
представлены круги, квадраты, треугольники основных цветов; 5 смайликов; отдел
с цифрами и символами. Можно при автоматизации предлагать детям следующие
задания: нажимай только квадраты, нажимай только красные фигуры, нажми
только кнопки с улыбками; нажми цифры по порядку. При этом проговариваем и
закрепляем поставленные звуки, а также закрепляем знания цветов,
геометрических фигур, цифр.
Работа с родителями. В своей работе я стараюсь поддерживать взаимосвязь с
родителями, проводя как общие, так и индивидуальные консультации. Пытаюсь
вовлечь родителей в совместный коррекционный процесс, наглядно объясняю,
показываю, например, какие тренажёры можно сделать своими руками и как ими
правильно пользоваться. Заинтересованные в успехе своих детей мамы, бабушки с
удовольствием участвуют в таких встречах – практикумах.
Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.
Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять
артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само
упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в
артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции,
13 только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём
варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный
опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения
«Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко
открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.
При выполнении артикуляционных упражнений, требующих сопровождения под
счёт 1-2, таких как например, «футбол» (поочерёдное надувание щёк) удобно
поочерёдно отстукивать счёт ладошками. При выполнении упражнения
«лягушата» ( улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на
улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки
перед собой. Выполняя упражнение «качели» удобно правой рукой показывать
маятниковые движения влево-вправо. Чем хороша эта система, это тем, что любой
педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения
артикуляционной гимнастики. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние
на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию
движений и мелкую моторику. Что в свою очередь позволяет нам достичь
определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит
отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду
избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на
голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь
здоровье самого педагога.
В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики
открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А
также расширяет возможности проявления творчества педагога.
«Движенья рук – как взмах крыла,
Без них полёт не состоится…
Желаю счастья и добра!
И лучшее ещё случится!»
14
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.