Использование кроссвордов на уроках сельскохозяйственного труда
При изучении тем на уроках сельскохозяйственного труда учащиеся с ОВЗ знакомятся с большим количеством новых понятий и терминов, названиями различного инвентаря, оборудования, необходимого при выполнении различных работ. У них возникают трудности связанные с произношением, запоминанием, употреблением новых непривычных для них слов. Воспитанники должны научиться, не только правильно произносить новые слова, но и уметь грамотно их записать. Поэтому целью учителя является, используя различные приемы и методы облегчить этот процесс. Одним из приемов который я использую в своей практике, является самостоятельное составление учащими кроссвордов и отгадывание ими уже готовых. Продуктивность данного приема в том, что учащиеся, работая над заданиями, не ставят перед собой цели запомнить определенные слова. Запоминание происходит как бы само собой, самопроизвольно при решении кроссвордов. Кроссворды можно использовать на разных этапах урока: при повторении изученных разделов, или посвященных одной конкретной теме, при проведении фронтальной или индивидуальной работы с учащимися ОВЗ. Как показывает практика, воспитанникам полезно не только услышать вопрос, но и посмотреть на вопрос, и проговорить его вслух. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат школьников самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы.
Например, при изучении темы «Группы овощей» использую следующий кроссворд. Каждый учащийся получает разлинованную форму кроссворда и карточку-задание с загадками, которые подобраны по теме «Овощи»
1. Огородная краля
В оранжевом платье
Притаилась в погребке, Лишь коса на бугорке.
2. Я длинный и зелёный, Вкусен и соленый, Вкусен и сырой.
Кто же я такой?
3. Первое – нота, второе – то же, А целое – на боб похоже.
4. Он бывает разный – Жёлтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это …
5. Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки – дробинки.
6. Щеки - розовые, нос – белый, В темноте сижу день целый.
А рубашка – зелена.
Вся на солнышке она.
Ответы: морковь, огурец, фасоль, перец, горох, редис.
При изучении темы «Кролики» учащиеся знакомятся с ручным инвентарем, который используется при уходе за кроликами.
Кроссворд «Ручной инвентарь» Цель:
- повторить названия ручного инвентаря, который используется при уходе за кроликами.
(вставить в пустые клетки названия предметов ручного инвентаря)
Ответы: носилки, ведро, совок, лопата, веник, скребки.
Еще одним из вариантов проведения кроссвордов при закреплении знаний на обобщающих уроках применяю следующий вид заданий. При изучении темы « Устройство и назначение ручного инвентаря» учащиеся знакомятся с устройством и назначением ручного инвентаря. На доске записывается только одно слово из этой темы. Учащиеся самостоятельно должны подобрать слова, в состав которых входит буква из этого слова, посчитать количество клеточек необходимых для написания их, начертить и вписать термин.
Например, на доске школьники видят слово «МОТЫГА»
Тема «Сад, работы в саду». Изучая данную тему, учащиеся знакомятся с фруктовыми деревьями и кустарниками, которые растут в садах. На доске висит красивый плакат с изображенными фруктами и ягодами, используя, картинки учащиеся должны вспомнить, названия плодов и ягод, названия деревьев и кустарников на которых они растут. Посчитав количество необходимых клеточек вписать.
Слово на доске «СМОРОДИНА».
Вариант ответа в тетради у учащихся.
Данные задания вызывают у школьников интерес. Большая часть слов используемых в кроссворде являются словарными. При проверке термины произносятся вслух, если допущены ошибки, подбираются проверочные слова.
Цели, которые решаются в результате применения кроссвордов:
- развитие интереса к предмету сельскохозяйственный труд;
- тренирует у воспитанников зрительную память, сообразительность;
- способствует обогащению словарного запаса;
- помогает запомнить правильное написание терминов;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.