Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками
Оценка 5

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Оценка 5
Лекции
doc
технология +1
Детсад
27.09.2017
Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками
1. Значение метода проекта в развитии ребенка 2. Типы проектов 3. Этапы работы над проектом • Методика выбора темы • Методика сбора информации • Методика подготовки проекта • Защита проекта 4. Оценка результата Рекомендации педагогам: 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать любознательность. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибки и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию ребенка. 10. Творчески подходить к реализации проекта. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний и впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.Дети дошкольного возраста по своей природе – исследователи. Для них характерны проявление любознательности, желание экспериментировать. Особенно у одаренных детей. Каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы, поэтому дошкольников называют «почемучками». Учеными уже давно доказана эффективность исследовательской и творческой активности ребенка для его развития. Причем для ребенка неважно, содержит ли исследование принципиально новую информацию или ребенок открывает уже известное для себя. Главное, что и у этого ребенка и у ученого, которое открывает неизведанное, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Ценным является не столько новое знание, сколько исследовательский опыт. В современном детском саду воспитатели чаще стали использовать проблемные методы обучения, моделирование, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, а также решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако такие подходы в детском саду носят, в основном, эпизодический характер. Одним из инновационных методов, обеспечивающих наиболее эффективное обучение и воспитание детей дошкольного возраста, можно считать интегрированный метод. Суть его в том, что в детском саду проводятся комплексные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь нескольких разделов программы и сочетание разнообразных видов деятельности. Формы проведения занятий совершенствуются: КВНы, путешествия, драматизации и т.д. На одном и том же занятии дети поют, рисуют, слушают произведения П.И. Чайковского, закрепляют знания… Такое взаимопроникновение разных разделов программы друг в друга обеспечивает их интеграцию. Именно такие интегрированные занятия способствуют развитию у детей познавательных творческих способностей и коммуникативных умений и навыков и личности в целом. Серия занятий объединена основной проблемой.
метод проектов ДО.doc
1 Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками План. 1. Значение метода проекта в развитии ребенка 2. Типы проектов 3. Этапы работы над проектом  Методика выбора темы  Методика сбора информации  Методика подготовки проекта  Защита проекта 4. Оценка результата Литература: 1. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М: Академия 2000г. 2. А.И.   Савенков   Творческий   проект   или   Как   провести   самостоятельное исследование // Школьные технологии 1998.­ № 4 С. 144­149. 3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/   Авт.­сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, ­ 3­е изд., исправ. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с. (Развитие и воспитание).   Дети   дошкольного   возраста     по   своей   природе   –   исследователи.   Для   них характерны   проявление   любознательности,   желание   экспериментировать. Особенно   у   одаренных   детей.   Каждый   ответ   педагога   на   детский   вопрос рождает новые вопросы, поэтому дошкольников называют «почемучками».     Учеными   уже   давно   доказана   эффективность   исследовательской   и творческой   активности   ребенка   для   его   развития.   Причем   для   ребенка неважно, содержит ли исследование принципиально  новую информацию или ребенок открывает уже известное для себя. Главное, что и у этого ребенка и у ученого,   которое   открывает   неизведанное,   задействованы   одни   и   те   же механизмы творческого мышления. Ценным является не столько новое знание, сколько исследовательский опыт.       В   современном   детском   саду   воспитатели   чаще   стали   использовать проблемные методы обучения, моделирование, экспериментирование, опытно­ исследовательскую   деятельность,   а   также   решение   кроссвордов,   шарад, головоломок и т.д.  Однако такие подходы в детском саду носят, в основном, эпизодический характер.    Одним   из   инновационных   методов,   обеспечивающих   наиболее   эффективное обучение   и   воспитание   детей   дошкольного   возраста,   можно   считать интегрированный метод. 2     Педагоги   ЦРР   г.   Москвы   предлагают  вариативность   использования   Суть его в том, что в детском саду проводятся комплексные тематические занятия,   на   которых   осуществляется   взаимосвязь   нескольких   разделов программы и сочетание разнообразных видов деятельности. Формы проведения занятий совершенствуются: КВНы, путешествия, драматизации и т.д. На одном и том же занятии дети поют, рисуют, слушают произведения П.И. Чайковского, закрепляют знания…    Такое   взаимопроникновение     разных   разделов   программы   друг   в   друга обеспечивает   их   интеграцию.   Именно   такие   интегрированные   занятия способствуют   развитию   у   детей   познавательных   творческих   способностей   и коммуникативных   умений   и   навыков   и   личности   в   целом.   Серия   занятий объединена основной проблемой.     интегрированного метода обучения:  Полная   интеграция   (один   из   приоритетных   разделов   интегрируется   со всеми другими разделами программы); Задание:  продумать   интегрированное   занятие,   на   котором   экологическое воспитание интегрируется с художественной литературой, ИЗО, МУЗО, ФИЗО.  Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое); Задание:  интеграция художественной литературы и ИЗО; Виды искусства с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.  Интеграция   дополнительного   образования   и   воспитательно­ образовательного процесса;  Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема; Задание: интеграция по единому проекту.  Интеграция   разнообразных   видов   искусства   внутри   художественно­ эстетического направления.       Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: 1. Занятия   экспериментирования и т.д.; 2. Комплексные блочно­тематические занятия; 3. Интеграция (сначала частичная, затем полная); 4. Метод проектов (как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого мышления).   детского с   включением   проблемных   ситуаций, Метод   проектов   –   это   способ   организации   педагогического   процесса, основанный   на   совместной   деятельности   педагога   и   воспитанников   по достижению поставленной цели. 3 Формирование   начальных   предпосылок   исследовательской Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации Вхождение   детей   в   проблемную   игровую   ситуацию   (ведущая   роль Целью проекта является развитие свободной творческой личности ребенка на основе самостоятельной исследовательской деятельности детей. Задачи развития: 1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2. Развитие познавательных способностей; 3. Развитие творческого воображения; 4. Развитие творческого мышления; 5. Развитие коммуникативных умений и навыков. Задачи исследовательской деятельности: Младший дошкольный возраст:  педагога);  (вместе с педагогом);  деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст:  интеллектуальной инициативы;  помощью взрослого, а затем самостоятельно;  решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;  Развитие желания пользоваться специальной терминологией, участия в   конструкторской   беседе   в   процессе   совместной   исследовательской деятельности.   Следовательно,   метод   проектов   актуален   и   эффективен,   т.к.   дает   возможность   экспериментировать,   обобщать   полученные   знания, развивать   творчество   и   коммуникативные   навыки,   что   обеспечивает адаптацию к условиям школьного обучения. По продолжительности проекты бывают: 1. Краткосрочные (одно или несколько занятий, т.е. 1­2 недели) 2. Средней продолжительности (более месяца) 3. Долгосрочные   (несколько   месяцев,   например,   в   течение   учебного   года изучается творчество А.С. Пушкина). План педагога по подготовке проекта: Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с Формирование   умения   применять   данные   методы,   способствующие   поисковой   деятельности, Формирование   предпосылок 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта; 2. Разработать план движения к цели (обсуждение плана с родителями); 4 3. Привлечение   специалистов   к   осуществлению   соответствующих   разделов проекта; 4. Сбор и накопление материала; 5. Включение в план­схему проекта занятий, игр и др. видов деятельности; 6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения; 7. Презентация проекта, открытое занятие. Этапы проекта Этапы проекта 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Деятельность педагога  Деятельность детей   1.Формулирует   проблему (цель), определение продукта проекта. 2. (сюжетную) ситуацию. 3. (нежестко)   Вводит   в   игровую   Формулирует   задачу 4.   Помогает   в   решении задачи. 5.   Помогает   спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. контролирует осуществление проекта 9.   презентации. Презентация   Подготовка   Направляет   и к 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие задачи 4. Дополнение задач проекта.  5.   Объединение   детей   в   рабочие группы. 6.Распределение   деятельности   по интересам и способностям  7.   Формирование   специфических знаний, умений и навыков 8. Продукт деятельности готовят к презентации 9.   Представляют   (зрителям   или экспертам) продукт деятельности Этапы разработки проекта Целеполагание:  педагог помогает выбрать актуальную и доступную 1. для ребенка задачу на определенный отрезок времени 2. Разработка проекта: план деятельности по достижению цели:  К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);  В каких источниках можно найти информацию;  Какие предметы использовать;  С какими предметами научиться работать по достижению цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов 5             По составу участников проекты бывают: 1. групповые (между группами участников); 2. личностные, индивидуальные проекты (ИЗО и словесное творчество). Учитывая   возрастные   и   психологические   особенности   дошкольников, координация  должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей.  Савенков   Александр   Ильич  –   профессор   кафедры   педагогики   начального   обучения   МПГУ,   доктор   педагогических   наук   в   ходе экспериментальной работы со своими коллегами использовал 3 группы тем: фантастические,   теоретические   и   эмпирические.   На   сегодня   известны следующие Типы проектов. 1. несуществующих   явлений, познавательном смысле, но реальных с т.з. сегодняшнего дня:   «Космическая электростанция»  «Пограничная застава»  «Машина времени»   Макет космического корабля из бросового материала Фантастические проекты –  проекты, ориентированные на изучение   полезных   в   разработку   проектов, Самые сложные – это теоретические проекты. Они подходят для одаренных старших дошкольников и младших школьников. (Савенков), Теоретические     или   информационно­практико­ 2. ориентированные проекты (группа авторов ЦРР № 183 г. Москва)   –   предполагают   работу   по   изучению   и   обобщению   материалов, содержащихся в разных источниках информации: Дети   собирают   информацию   и   реализуют   ее,   ориентируясь   на   социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.)   Темы, связанные с историей города  особенностями национальной культуры  народной педагогики  культуры разных народов, населяющих Казахстан 6   проекты   (Савенков)   или   Эмпирические   (практические)       Такие   проекты   очень   полезны,   а   от   педагога   требуется   большая  своеобразие природы  животного и растительного мира Казахстана, региона  Как выбирают себе дорогу весенние ручьи. 3. исследовательско­творческие проекты (группа авторов ЦРР): – ориентирующие ребенка на проведение собственной экспериментальной работы, обработку и обобщение полученных результатов.       Дети   экспериментируют,   а   затем   результаты   оформляют   в   виде   газет, драматизации, детского дизайна;   изобретательность в выборе темы и подборе методов исследования. Проекты по психологии:  Идеальный учитель для первоклассников  Скрещивание комнатных растений  Разработка теста для оценки интеллекта животных (кошки, собаки)  Влияние рельефа местности на архитектуру города.          В ходе экспериментальной работы была выявлена закономерность: чем хуже подготовлены дети, тем чаще они выбирают фантастические темы.  4.  Ролево­игровые проекты (группа авторов ЦРР): ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по­своему поставленные проблемы). 5. ( оформление результатов в виде праздника, детского дизайна и т.д.) Особое   место   в   работе   с   дошкольниками   имеет   работа   над   созданием творческих проектов: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. Авторы   ЦРР   детского   сада   №   183   выделяют   следующую   тематику проектов:  Комплексные: «Мир театра», «Здравству й, Пушкин!» «Эхо столетий», «Книжкина неделя».  Межгрупповые:  «Метематические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года».  Творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»  Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия».  Индивидуальные:   «Я   и   моя   семья»,   «Генеалогическео   древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица».  «Питание и здоровье» и др. Исследовательские:   «Мир   воды»,   «Дыхание   и   здоровье», Творческие проекты (группа авторов ЦРР): 7     Особый разговор – это способ решения проблемы. Способ решения зависит от темы. Педагог должен помочь детям найти пути достижения цели, выявить нестандартные, альтернативные и общеизвестные способы. Необходимо не только классифицировать эти способы, но и  объяснить детям эффективность каждого способа.        Однако следует иметь в виду, что важны не столько способы решения, сколько   педагогический   эффект   от   их   использования.   Поэтому   следует поощрять   даже   такие   способы,   которые   приводят   к   фантастическому решению проблемы. Этапы работы над проектом (Савенков) 1. Выбор темы 2. Сбор материала 3. Подготовка проекта 4. Защита проекта Выбор темы исследования       Тематика проектов зависит от интересов детей, но решающее слово должно быть за педагогом (компетентность). Правила выбора темы 1. Учитывая интересы детей, педагог должен держаться той сферы, в которой чувствует себя  более уверенным. Но у детей должно остаться впечатление, что тему они выбрали сами. Навязанная тема не дает желаемого результата. Ребенка невозможно будет увлечь содержанием и процессом исследования. 2. Тема   должна   быть   такой,   чтобы  работа   выполнялась   относительно быстро,  т.к.   долгое   сосредоточение   на   одном   и   том   же   объекте   для дошкольника трудно. 3. Тема должна быть оригинальной.  Это требует проявления способности нестандартно посмотреть на традиционные предметы и явления 4. Тема должна быть выполнима, а решение должно принести конкретную пользу   участникам  работы   над   проектом   (самореализация   способностей, получение новых знаний, развитие интеллекта) 5. Выбор осуществлять быстро и пока есть интерес увлечь детей, начать работу. Методика сбора информации Источники сбора материала зависят от темы.    Используются детские энциклопедии, справочники, детские книги. 8 Источником   информации   может   быть   сама   природа,   человеческая деятельность, жизнь живых организмов и др. Здесь необходимо помочь выбрать методы исследования. Правило: не торопиться! Помнить: проект требует серьезного отношения. Методика подготовки проекта    В каком виде представлять проект – это непростой вопрос:  Макет,   выполненный   из   разных   материалов   с   описанием   действия, представляемого им объекта  Книга, рисунок, научный отчет о проведенном эксперименте и др.   Детям   следует   помочь   выбрать   способ   представления   результатов.   Подготовка   к   защите   проекта   может   превратиться   в   многодневную, интересную игру. Дети становятся важными, увлеченно и с интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.     Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить время на воплощение задуманного. Не рекомендуется планировать выполнение каких­либо сложных чертежей и макетов. Методика защиты проекта Проводится публично в присутствии других детей, родителей, воспитателей.    Ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою т.з. (время ограничить до 7­10 мин.).        Защита проекта становится праздником, потому что подарки получают и исследователи и те, кто задавал умные, интересные вопросы – это определяет жюри. Оценка результата. Необходимо разработать критерии оценки выполненного проекта.       Итоги  исследования   оцениваются   самими   детьми­исследователями   по определенным   параметрам,   которые   зависят   от   тематики   и   определяются заранее.      Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п. Параметры оценки исследования: 1. Время,   затраченное   на   выполнение   проекта   (постройку   корабля, электростанции). Для этого можно найти в справочнике оценку эффективности действующих гидро­ тепло­ и атомных станций. 2. Необходимые материалы 3. Стоимость проекта 4. Экологичность проекта 5. Обучение персонала 6. Эстетичность 7. Этичность Рекомендации педагогам: 9 Заинтересовать   каждого   ребенка   тематикой   проекта,   поддерживать Создавать   игровую   мотивацию,   опираясь   на   интересы   детей   и   их Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания Глубоко изучить тематику проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом 1. 2. поддерживать детскую инициативу. 3. любознательность. 4. эмоциональный отклик 5. и с опорой на детский личный опыт. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения 6. проблемы: ребенок должен иметь право на ошибки и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. ребенком, используя индивидуальный подход. 9. 10. использование накопленных наблюдений, знаний и впечатлений. 11. создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. В   ходе   работы   над   проектом   создавать   атмосферу   сотворчества   с Развивать творческое воображение и фантазию ребенка.  Творчески подходить к реализации проекта. Ориентировать детей на Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками

Использование метода проектов в работе со старшими дошкольниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2017