Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
биология +1
6 кл—8 кл
29.10.2018
Любая работа должна быть оценена на предмет ее качественного выполнения. В данной работе представлена подборка методик оценивания мотивации обучения, выявление внешней и внутренней мотивации. Результаты выявленные методиками могу рассматриваться как показатель эффективности применения проектной технологии. В работе представлены методики для учащихся и их родителей. Методики можно использовать в работе со всеми категориями учащихся , способными к самоанализу.
МОТИВАЦИЯ.docx
Тема:
Использование методик выявления мотивации как показателя
эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса
обучения, который осуществляется несколькими методами. Методы контроля
это способы диагностики, позволяющие получить данные об успешности
обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать
систематическую, полную, точную и оперативную информацию. Контроль в
процессе обучения позволяет нам определить степень усвоения знаний,
навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения и
руководящих документов образования, т. е. выставить оценку.
Для успешной организации процесса обучения целесообразно
анализировать несколько факторов: качество усвоения учебного материала,
интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков
взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике
чаще всего применяю такие методы, как повседневное наблюдение за учебной
работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа,
проверка домашней работы, тестирование.
Большое значение в моей работе играет диагностическая работа с
обучающимися. На всех этапах работы диагностика является связующим
звеном между содержанием и результативностью деятельности всех
участников образовательного процесса.
Сущность диагностирования состоит в том, чтобы:
1) обнаружить изменения существенных характеристик, признаков
личности, педагогического процесса;
2) увидеть нормы или отклонения в их развитии (ориентируясь на
эталон); определить ступень или уровень развития;
3) проанализировать полученные факты;
4) установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;
5) выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего
педагогического взаимодействия.
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый
план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям,
навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо
невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного
деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие
жизни. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему
характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его
потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности
являются, по сути, показателями качества образования.
Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к
выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.
Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять
внешние и внутренние мотивы: «Если мотивы, побуждающие данную
деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к
этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой
деятельностью, то их называют внутренними».
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То
есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного
предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта,
удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным
материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить
характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в
процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением
собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии,
что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством
достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки
(аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение
требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью
учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для
учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а
содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.
Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей
деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и
стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом
он лишен методического инструментария, позволяющего определить
наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании
различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.
В связи с этим разработана методика диагностики направленности
мотивации изучения предмета (автор Маргарита Мишкинь), которая может
использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения
эффективности обучения.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития
внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими
конкретных предметов. Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и
предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов
записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги
напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в
соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми
категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная
примерно с 12летнего возраста.
Содержание тестопросника (Диагностика №1)
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на
повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и
выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера
высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
∙ верно – (+ +);
∙ пожалуй, верно – (+);
∙ пожалуй, неверно – (–);
∙ неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от
искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много
важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному
предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я
получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их
выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его
для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной
литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету
можно было бы не изучать.
8. Если чтото не получается по данному предмету, стараюсь
разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое
состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя
(преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю
в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками
(друзьями). 12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету,
не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу когото
выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по
возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не
переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным
предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять
себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по
данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из
расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом,
где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» –
отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
Ключ
Да
Нет
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше
суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения
предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация
изучения предмета.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов
испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
∙ 0–10 баллон – внешняя мотивация;
∙ 11–20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы
также следующие нормативные границы:
∙ 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
∙ 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
∙ 15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Внедрение и практическое использование.
Предложенная методика может использоваться:
1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся; 2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности
мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации,
доминированием внутренней мотивации и среднего типа);
3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в
процессе обучения;
4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и
поиска резервов его совершенствования;
Результаты исследования могут рассматриваться:
1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем
методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования
мотивации в контрольных и экспериментальных классах);
2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную
сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации,
конкурсов педагогического мастерства);
3) как основа для повышения эффективности педагогической
деятельности и совершенствования педагогического мастерства.
Карта для диагностики познавательной активности школьника
(для педагогов и родителей)
Методика мотивации учения «Учебная мотивация как показатель
(М. Лукьянова, ж. «Народное образование», 8/ 2001 г.)
Цель методики – выявить характер мотивации, смысл учения для
качества образования»
школьника.
Как долго ученик подолгу (2 – 2,5 часа в день) занимается умственной
деятельностью (кроме уроков в школе)? Как ведет себя ученик, когда задан
вопрос на сообразительность? Много ли читает ученик дополнительной
литературы? Насколько эмоционально относится к интеллектуальной
деятельности? Часто ли ученик задает вопросы?
а) часто
б) иногда
в) очень редко
а) предпочитается помучиться, но сам находит ответ
б) когда как
в) предпочитает получить готовый ответ от других
а) постоянно много
б) мало читает
в) не читает совсем
а) очень эмоционально
б) средний уровень выраженности эмоций
в) эмоции ярко не выражены
а) часто б) иногда
в) не задает совсем
Беседуя с учеником, наблюдая за его поведением на уроках, беседуя с
родителями, можно заполнить данную карту. Подсчитав средний балл, мы
получим индекс познавательной активности ученика, или индекс мотивации
познавательной деятельности (I).
I от 3,5 до 5 – высокий уровень познавательной активности
I от 2,5 до 3,5 – средний уровень познавательной активности
I меньше 2,5 – низкий уровень познавательный активности
При низком уровне познавательной активности у школьника очень трудно
с ним заниматься, в том числе и развитием познавательных процессов и
интеллектуальных способностей. Поэтому в такой ситуации предварительно
нужно заниматься формированием положительной мотивации познавательной
деятельности.
Методика незаконченных предложений
Для диагностики преобладающих мотивов в поведении.
Инструкция: предлагаем ученику начала предложений, ученику нужно
самостоятельно продолжить каждое из этих предложений.
В свободное время я занимаюсь… Все познать невозможно, но хочется
знать… Мне доставляет радость… Я повседневно реализую свои (что?)…
Особенно значимые для меня ценности (какие?)… Мой самый устойчивый
идеал – это… Мои любимые книги (и почему?)… Из черт характера
существенны особенно (какие?)… Смысл жизни для меня (в чем?)… Занятия,
которые мне безразличны (какие?)…
Методика Неоконченного предложения учитывают наличие примерно
шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного,
социального и учебного).
Тест «10 существительных»
Для диагностики мотивов деятельности, их ценностных ориентаций.
Задание ученикам: расставьте слова в порядке значимости для вас,
начиная с самого значимого.
Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба,
развлечения.
Что будет помещено на 1е, 2е место, те ориентации и будут
преобладать в деятельности учеников.
Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Использование методик выявления мотивации как показателя эффективности (качества) применяемой проектной технологии обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.