Использование моделирования в начальном математическом образовании
Математике надо учиться в школе
Еще и стой целью, чтобы знания,
которые тут получают, были бы
Достаточными для обычных
Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале).
Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей.
Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:
во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;
во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
развитие продуктивного творчества детей;
развитие высших форм образного мышления;
применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
создание условий для делового сотрудничества;
активизация математического словаря детей;
развитие мелкой моторики руки;
получение новых представлений и навыков в процессе работы;
Классификация по характеру моделей
Виды моделирования:
1) Предметное моделирования
2) Аналоговое моделирование
3) Знаковое моделирование
4) Мысленное моделирование
5) Моделируемый эксперимент
Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988) – известный российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, один из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известной теории.
Согласно этой теории процесс обучения рассматривается как овладение ребенком системой умственных действий , которое происходит в процессе интериоризации (переход внутрь) отвечает внешней практической деятельности.
Оформление результатов
|__________________| |______________________|
|__________________| |__________|
Моделирование действия умножения
А + А + А + А = А х В
х =
|_______|____________|
А х В = С 6 х 3 = 18
С : А = В 18 : 3 = 6
С : В = А 18 : 6 = 3
А
В
С
Часть
Количество
частей
Целое
С
В
А
Применение моделирования при решении уравнений
|__________|__________|
12
х
5
Х + 5 = 12
Х = 12 - 5
Х = 7
12 – Х = 5
Алгоритм решения уравнений
1. Рисуем схему уравнения.
2. Находим целое и части сначала на схеме, потом в уравнении (подчеркиваем)
3. Называем неизвестный компонент. Выясняем, чем он является: целым или частью.
4. Анализируем, каким действием будем находить неизвестную величину.
5. Находим Х.
Х
Х
А
С
К
N
А + С
К - N
Моделирование при решении уравнений на нахождение неизвестного множителя, делимого или делителя.
Х х 3 = 12 |____|________________|
= :
= 4
Х
3
12
12
3
Х
Х
3
12
Х
К какому уравнению подойдет эта схема? Найди и реши.
Х + 12 = 45 45 – Х = 12
|_____________|______________________|
12
45
Х
Х – 12 = 45
Определи, сколько весит ящик под буквой Х?
=
__________________________________
х
18
10
Х + 10 = 18
Х = 18 -10
Х = 8
Обратные операции:Я задумал число, прибавил 4, вычел 7, а потом еще раз прибавил 25. И получилось 30. Какое число я задумал?
х
30
+ 4
- 7
+ 25
- 4
+ 7
- 25
5
12
8
Моделирование в процессе решения текстовых задач
Все модели можно разделить на:
Схематизированные
Знаковые
Рисунок
Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.
Чертеж
условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения величин с помощью отрезков и с соблюдением определенного масштаба
Схема
- это чертеж, на котором все взаимосвязи и взаимоотношения величин передаются приблизительно, без соблюдения масштаба
Краткая запись
представление в лаконичной форме содержания задачи, выполненное с помощью опорных слов, простых математических выражений, значения исходных величин, связей между ними, а также данными и искомыми величинами
Таблица
Этот вид модели похож на краткую запись, но данные расставляются не по строкам к опорным словам, а структурируются в таблицу. Наиболее удачно применение таблицы при решении задач на тройку пропорциональных величин
Список используемой литературы:
https://studwood.ru-Использование моделирования на занятиях по обучению младших школьников решению задач.;
https://infourok.ru-библиотека материалов для учителей;
https://ozlib.com-Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
https://ru.wikipedia.org/wiki/-Викепидия-свободная энциклопедия
Математика, 1-4 класс, Учимся решать уравнения, Тренировочная тетрадь, Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю., 2012
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.