«Использование моделирования в начальном математическом образовании» 1-4 классы

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 24.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации использованы методы моделирования на уроках математики в начальной школе,раскрыты приемы математического моделирования. Использованы моделирования при решении уравнений, во время решения текстовых задач, Сложения и вычитания чисел, а также в работе над единицами длины. Даны рекомендации к использованию метода моделирования на уроках математики.
Иконка файла материала моделирование.pptx

Использование моделирования в начальном математическом образовании

Математике надо учиться в школе
Еще и стой целью, чтобы знания,
которые тут получают, были бы
Достаточными для обычных
нужд в жизни.
М. Лобачевский


Подготовила Усадьбина Марина Семеновна
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ с.Лебедёвка»
Искитимского района
Новосибирской области

Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале).

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей.

Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:

во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;

во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:


развитие продуктивного творчества детей;

развитие высших форм образного мышления;

применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

создание условий для делового сотрудничества;

активизация математического словаря детей;

развитие мелкой моторики руки;

получение новых представлений и навыков в процессе работы;

Классификация по характеру моделей

Виды моделирования:
1) Предметное моделирования
2) Аналоговое моделирование
3) Знаковое моделирование
4) Мысленное моделирование
5) Моделируемый эксперимент

Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988) – известный российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, один из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известной теории.
Согласно этой теории процесс обучения рассматривается как овладение ребенком системой умственных действий , которое происходит в процессе интериоризации (переход внутрь) отвечает внешней практической деятельности.

Самостоятельное исследование проблемы

Делаем вывод

Оформление результатов






|__________________| |______________________|
|__________________| |__________|

Ознакомление учащихся с приемом математического моделирования


+ + + =


+ =

- =

Отношения между частями и целым



|______|______________|

С

С

А

В

А

В

Взаимосвязь сложения и вычитания


+ = - =


|______|__________| |_________|_______|

А

В

С

А

С

В

С

С

А

В

А

В

Свойства сложения

Переместительное и сочетательное свойства

Вычитание суммы из числа

1 способ

2 способ

Вывод:
а – (в + с) = а – в – с

d

d

Вычитание числа из суммы

Моделирование действия умножения

А + А + А + А = А х В
х =


|_______|____________|

А х В = С 6 х 3 = 18
С : А = В 18 : 3 = 6
С : В = А 18 : 6 = 3

А

В

С

Часть

Количество
частей

Целое

С

В

А

Применение моделирования при решении уравнений



|__________|__________|

12

х

5

Х + 5 = 12

Х = 12 - 5

Х = 7

12 – Х = 5

Уравнения на сложение и вычитание

1 + Х = 5

1. По схеме и найди Х. 2. Заполни схему и найди Х.

Алгоритм решения уравнений

1. Рисуем схему уравнения.
2. Находим целое и части сначала на схеме, потом в уравнении (подчеркиваем)
3. Называем неизвестный компонент. Выясняем, чем он является: целым или частью.
4. Анализируем, каким действием будем находить неизвестную величину.
5. Находим Х.

Х

Х

А

С

К

N

А + С

К - N

Моделирование при решении уравнений на нахождение неизвестного множителя, делимого или делителя.

Х х 3 = 12 |____|________________|

= :

= 4

Х

3

12

12

3

Х

Х

3

12

Х

Моделирование отношений между умножением и делением

Обучение решению уравнений Алгоритм

По схеме составить и решить уравнение.

К какому уравнению подойдет эта схема? Найди и реши.

Х + 12 = 45 45 – Х = 12

|_____________|______________________|

12

45

Х

Х – 12 = 45

Определи, сколько весит ящик под буквой Х?


=
__________________________________

х

18

10

Х + 10 = 18

Х = 18 -10

Х = 8

Найди значение Х




=
__________________________________

х

х

х

х

х

10

2х = 10

х

4х = 2х + 10

Х = 5

Обратные операции: Я задумал число, прибавил 4, вычел 7, а потом еще раз прибавил 25. И получилось 30. Какое число я задумал?





х

30

+ 4

- 7

+ 25

- 4

+ 7

- 25

5

12

8

Запись уравнением:

Х + 4 – 7 + 25 = 30

Х = 30 -25 + 7 – 4

Х = 8

Моделирование в процессе решения текстовых задач


Все модели можно разделить на:



Схематизированные

Знаковые

Графические

«Лида нарисовала 4 домика, а Вова на 3 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?»

Рисунок

Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.

Условный рисунок

предметы заменены геометрическими фигурами

Чертеж

условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения величин с помощью отрезков и с соблюдением определенного масштаба

Схема

- это чертеж, на котором все взаимосвязи и взаимоотношения величин передаются приблизительно, без соблюдения масштаба

Краткая запись

представление в лаконичной форме содержания задачи, выполненное с помощью опорных слов, простых математических выражений, значения исходных величин, связей между ними, а также данными и искомыми величинами

Таблица

Этот вид модели похож на краткую запись, но данные расставляются не по строкам к опорным словам, а структурируются в таблицу. Наиболее удачно применение таблицы при решении задач на тройку пропорциональных величин

Список используемой литературы:

https://studwood.ru-Использование моделирования на занятиях по обучению младших школьников решению задач.;
https://infourok.ru-библиотека материалов для учителей;
https://ozlib.com-Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

https://ru.wikipedia.org/wiki/-Викепидия-свободная энциклопедия
Математика, 1-4 класс, Учимся решать уравнения, Тренировочная тетрадь, Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю., 2012