Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)
Оценка 4.6

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Оценка 4.6
Лекции
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
31.01.2019
Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)
Статья посвящена важной теме начального общего образования – формированию навыков смыслового чтения как одного из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Автор останавливается на методике формирования навыков смыслового чтения и описывает все три этапа работы с текстом (до чтения текста, во время чтения текста и после чтения) на примере учебных текстов по окружающему миру по теме "Страницы всемирной истории" в 4 классе.
Использование приемов смыслового чтения.docx
Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» Кострулина Елена Васильевна учитель начальных классов  МКОУ СШ с УИОП №2  им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области Чтение   –   одно   из   истоков мышления     и   умственного развития.     В.А. Сухомлинский Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   устанавливает   требования   к   результатам   обучения. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является смысловое чтение.  Исходя из планируемых результатов обучения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, формируемые в начальной школе: • умение осмысливать цели чтения • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели • умение   извлекать   необходимую   информацию   из   прослушанных текстов различных жанров В Основной образовательной программе начального общего образования сказано, что в результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники   начальной   школы   приобретут   первичные   навыки   работы   с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту   литературных,   научно­познавательных   текстов, инструкций.   Текст   является   связующим   звеном   всех   учебных   предметов. Поэтому   в   Планируемых   результатах   начального   общего   образования   в разделе   «Чтение:   работа   с   информацией»   прописаны   метапредметные результаты, которыми должны овладеть выпускники начальной школы.   учебных, При   формировании   навыков   смыслового   чтения   выделяют   три   этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Рассмотрим методику 1 этап­ работа с текстом до чтения.  • умение определять основную и второстепенную информацию • умение   свободно   ориентироваться   и   воспринимать   тексты художественного,   научного,   публицистического   и   официально   ­ делового стилей • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации Целю данного этапа является развитие антиципации. Обучающиеся учатся определять  и  формулировать   речевую  задачу   для  первичного   прочтения текста, у них создается положительная мотивация, а также преодолеваются трудности, связанные с содержанием текста. 2 этап ­ работа с текстом во время чтения.  Целью работы на этом этапе становится достижение понимания текста на уровне содержания.   На   начальном   этапе   для   лучшего   понимания   содержания   текста целесообразно использовать  задания направленные на поиск информации и письменной   ее   фиксации,   учащимся   предлагается   заполнить   разного   рода таблицы, схемы, опоры. Следует   помнить,   что   на   данном   этапе   должно   действовать   правило: нецелесообразно   многократно   читать   один   и   тот   же   текст.   Знакомое содержание   текста   теряет   свой   коммуникативный   смысл.   Повторное прочтение целесообразно использовать лишь в том случае, когда речь идет о поиске уточняющей или дополнительной информации. 3 этап ­ работа с текстом после чтения.  Цель третьего   этапа   ­   достижение   понимания   на   уровне   смысла (понимание основной мысли, как бы «чтение между строк»). На данном этапе происходит преобразование текста в другую форму, в результате  которого образуется минитекст, реферат, аннотация, резюме, но воплощающий в себе основное содержание исходного текста. Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» ­ представить  в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание   общечеловеческих   ценностей   и   конкретный   социальный   опыт, умения   применять   правила   взаимодействия   во   всех   сферах   окружающего мира. Предлагаю вам апробировать на практике следующие приемы работы с текстом на уроках окружающего мира. Считаю, что данные приемы можно использовать на любом предмете и в любой системе. Первый урок в теме «Начало истории человечества» На этапе работы с текстом до чтения. использую прием «Иллюстрация содержания». Предлагаю учащимся рассмотреть серию иллюстраций и  определить, к какому  этапу   развития   человечества   они   относятся.   Предположите,   о   чем будем   читать   текст.   Обучающиеся   говорят,   что   будут   читать   текс   о первобытных людях и о том чем они занимались.    Данный прием позволяет определять и формулировать речевую задачу для первичного прочтения текста. На   втором   этапе   для   лучшего   понимания   сплошного   текста   н целесообразно использовать  задания направленные на поиск информации и письменной   ее   фиксации,   учащимся   предлагается   заполнить   разного   рода выписки, опоры, таблицы, схемы. Для   понимания   содержания   использую  прием   «Выписка   основных Прошу детей прочитать текст в учебнике и по ходу письменно дополнить суждений» предложения. На третьем этапе работы с текстом происходит преобразование текста в иную форму. Здесь будет уместен прием «Кластер»  После того как текст прочитан и разобран учащиеся заполняют кластер. Им необходимо заполнить пустые ячейки и подготовить краткий пересказ. На данном этапе применяю парную работу.    В результате данного приема образуется мини текст, воплощающий в себе основное содержание прочитанного сплошного текста. У обучающихся формируется умение определять основную и второстепенную информацию Следующие приемы, которые можно использовать при изучении второго параграфа. Тема «Мир далекий и близкий» На этапе предтекстового чтения к данной теме взяла прием «Ключевые слова к тексту»   Для   данного   приема   выбираю   из   учебного   текста   слова,  которые являются   наиболее   важными   в   изученном   материале,  они   представлены   на слайде. Прошу  прочитать   пары   слов   в   каждой   строке   и   предположить,   что   их объединяет. Выслушиваю предположения и фиксирую их на доске. Так   как   текст   учебника   состоит   из   нескольких   частей,   на   втором   этапе работы с текстом применяю групповую форму работы. Дети в младшем школьном возрасте любят собирать пазлы, поэтому я решила использовать   данный   прием.   Ответственный   в   группе   получает   в   конверте разобранный   пазл,   на   оборотной   стороне     на   одной   части   указано государство, о котором обучающимся предстоит прочитать и записать важную информацию о данном государстве на пустых частях. Когда все части будут заполнены, учащиеся переверчивают пазл и на обороте видят иллюстрацию с видами   древнего   государства.  Иллюстрация   содержит   прямое   дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. По окончании работы в группах, учащиеся представляют работу классу. зачитывают сведения о древнем государстве и описывают иллюстрацию.  Данный   прием   позволяет  видеть   в   сплошном   тексте   ключевые   слова, образы, формирует умение читать не сплошной текст. На   заключительном   этапе   работы   с  текстом   целесообразно   применить прием «Взаимные вопросы». Для   уточнения   полученных   сведений   о   древних   государствах обучающиеся задают поочередно   вопросы другим группам.  Это могут быть простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся называют  какие­то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию о том или  ином государстве.   Простые вопросы начинаются со слов «В каком древнем  государстве … ?» или «Какое древнее государство…?» Так же можно задавать уточняющие вопросы, которые начинаются со слов «Действительно ли …?» «Уточните, …»  «Если я правильно понял, то…?»  Данный прием позволяет осуществить обратную связь относительно того, что ученик только что прочитал или услышал.    Приведу   еще   несколько   приемов   при   работе   с   текстом   на   уроках окружающего мира Подобная   работа   с   текстами   на   уроках   в   начальной   школе   даёт положительные   результаты.   К   концу   4   класса   у   обучающихся   будут сформированы   читательские  действия  при   работе   с   текстом,  которые включает сформированность целого блока умений.  Поиск информации и понимание прочитанного: ­ понимать   текст,   опираясь   не   только   на   содержащуюся   в   нём информацию, но и на структуру, выразительные средства текста; ­ использовать   различные   виды   чтения   (ознакомительное,   изучающее, поисковое), выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ­ ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; ­ использовать   формальные   элементы   текста   для   поиска   нужной информации; ­ работать с несколькими источниками информации; ­ сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации:  ­ делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели дальнейшего использования; ­ составлять карты и таблицы к прочитанным текстам, ­ делать отзывы о прочитанном. Оценка информации: ­ соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  ­ сопоставлять различные точки зрения

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)

Использование приемов смыслового чтения. Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4 класс)

Использование приемов смыслового чтения.   Окружающий мир. Раздел «Страницы Всемирной истории» (4  класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2019