Использование приёмов технологии формирующего оценивания при подготовке к контрольной работе.
Оценка 4.9
Лекции
docx
немецкий язык
7 кл—10 кл
23.04.2017
Чтобы проверочная работа не была стрессом для учеников, а её результаты стрессом для учителя, к ней нужно тщательно подготовиться. Очень эффективны при этом уроки повторения в форме обучения по станциям, а так же методика составления тестов как приём технологии формирующего оценивания. Использование данных приёмов позволяет систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках и
снять страх перед проверочной работой.Статья с описанием приёмов, помогающих подготовить учеников к проверочной работе. Целевая аудитория - учителя немецкого языка.
Водянкина СС Приёмы технологии формирующего оценивания.docx
Водянкина С.С. учитель немецкого языка МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района
Использование приёмов технологии формирующего оценивания при
подготовке к контрольной работе.
Не секрет, что зачастую контрольная работа является стрессом для учеников, а её
результаты стрессом для учителя. Дети утверждают, что дома готовились и повторяли материал.
Педагог тоже перед работой заострял внимание на трудностях. Но всегда ли наши представления
о том, что трудно, совпадают с тем, что является в действительности сложным для каждого
ребёнка в отдельности? Ведь мы все настолько разные! Как же попытаться решить эту проблему?
Прежде всего, начиная изучать тему, учащийся должен хорошо себе представлять, чему он
научится, и какие умения он должен продемонстрировать в конце раздела, четверти, года.
Следовательно, с умениями и навыками, требуемыми при выполнении заданий итогового
контроля, нужно ознакомить учащихся заранее, чтобы они могли оценить себя сами и быть уже
психологически готовыми к плановым проверочным работам. Вовторых, критерии оценивания
должны быть чёткими, ясными, достигаемыми и понятными каждому с учётом деления на
базовый и повышенный уровень. Ну и, наконец, сам процесс повторения. Целесообразно
предоставить учащимся возможность проанализировать свои знания перед итоговой проверкой и
познакомить их с предстоящими заданиями. При этом эффективны, на мой взгляд, приёмы
формирующего оценивания, позволяющие подготовиться к проверочной работе.
Я провожу такие уроки повторения в форме обучения по станциям. Каждая станция
соответствует тому, что планируется проверять (грамматика, работа с текстом и т.д.) и содержит
задания разного уровня. Дети работают индивидуально, ведь задача – обнаружить пробелы в своих
знаниях. В классе вывешиваются принятые для такой формы работы правила (не шуметь,
правильно распределять время, не засиживаться за заданием, если не можешь его выполнить и
т.д.). Задания выполняются в любом, удобном для ребёнка порядке. Для хорошо подготовленных
детей предусмотрены дополнительные упражнения. После выполнения каждого задания, ребёнок
берёт на станции проверки контрольный лист и проверяет правильность выполнения, а результат
заносит в своеобразный чеклист. Учащиеся оценивают себя и отмечают либо первый столбец
«могу отлично» «++», либо второй «могу довольно хорошо» «+», либо третий «могу не очень
хорошо» «–» напротив каждого описания предполагаемых умений. Ниже приводится пример
такой таблицы для учащихся 5 классов (УМК «Горизонты» авторы М. М. Аверин, Ф. Джин, Л.
Рорман, совместный проект «Просвещение» г. Москва – «Cornelsen» г. Берлин). В графе
«Стратегии/рекомендации» приведены страницы учебника, содержащие справочный материал для
повторения дома и время консультации перед проверочной работой, * обозначены задания
повышенного уровня.
№ Ich kann …
++
+
(моя
цель)
1
1*
2
2*
3
называть и понимать числительные в пределах
тысячи
называть и понимать числительные в пределах
миллиона
выбирать правильную форму глагола
изменять глагол по лицам и числам
прочитать,
понять основное содержание и
определить в задании верные и неверные
высказывания
Стратегии/
рекомендаци
и
S. 18, 19
S. 14, 24, 34
S. 21, 31 3*
4
4*
5
прочитать, понять основное содержание и ответить
на вопросы по содержанию текста
написать о себе c опорой на вопросы (минимум 8
предложений)
написать ответ на электронное письмо по шаблону
(минимум 30 слов)
понять и дополнить диалограсспрос
расспросить друга/подругу о его семье, интересах
5*
meine Hilfe am Samstag 1030
dein Heft
S. 6, 17, 34,
Данная работа позволяет ученикам увидеть свои проблемы, то есть пробелы в знаниях и устранить
их до проведения контроля. Роль учителя консультативная, он должен настроить учащихся, с
одной стороны, на серьёзную проверку, с другой — нацелить их на продвижение по пути освоения
иноязычной речевой деятельности, внушить им, что проверки — это средство совершенствования,
возможность анализа своих успехов и определение целей для дальнейшей работы.
Не менее эффективна при подготовке к проверочной работе, на мой взгляд, методика
составления тестов. Составление тестов — универсальная процедура, её можно
использовать как в начальной школе, так и с учениками старших классов. Суть метода
состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Остальные
параметры зависят от того, на каком этапе урока проводится тестирование, какие
требования к объёму и форме тестовых вопросов предъявляются, какие ответы на эти
вопросы ожидаются, кого опрашивают и т. д. Составление тестов является индивидуальной
творческой работой ученика, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но
и мотивацию. Ведь для того, чтобы составить вопросы по теме, ребенку необходимо
выполнить много разных действий: вспомнить, что он знает из данной темы,
структурировать свои знания, составить вопрос заданной формы (открытый или закрытый
вопрос, тест с множеством вариантов ответа или предполагающий однозначный ответ
(да/нет) и т. д.), прогнозируя ответ на него, или даже задать вопрос, ответ на который он не
знает, с целью получить нужную информацию. Важно и то, что отвечающий общается не с
учителем, а с одноклассником, на его языке, принимает на себя роль учителя.
Перед уроком повторения дети получают домашнее задание – составить тест по
изученному материалу и обговариваются требования к тесту: виды тестовых заданий, их
трудность, количество и т.д. Работа непосредственно с тестами на уроке повторения
строится тоже в несколько этапов. В начале урока индивидуальные консультации по
качеству вопросов. Затем работа в парах – выполнение тестов, оценивание выполненной
работы (критерии оценки также заранее известны). После этого идёт обсуждение самих
тестов. Ученики имеют возможность сравнить вопросы одноклассников, оценить их
сложность, определить наиболее интересные и содержательные, проанализировать
неудачные. Следующий урок — написание проверочной работы, разработанной на основе
вопросов детей. Сами тесты/вопросы тоже могут оцениваться. Критерии оценивания могут
меняться по мере приобретения учащимися опыта разработки вопросов. Проанализировав
вопросы и подготовив проверочную работу, учитель может решить, нужно ли и что именно
нужно разобрать непосредственно перед работой.
Основные временные затраты при работе с данной методикой — это подготовка
проверочной работы по составленным учениками вопросам, которая должна соответство
вать следующим требованиям:
содержать вопросы различного уровня сложности;
проверять все ключевые моменты темы, не проверять знание одного и того же факта
многократно;
варианты работы должны быть равноценны по содержанию, структуре и сложности.
Использование данных приёмов технологии формирующего оценивания позволяет:
актуализировать и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счёт
новизны работы и новой роли в учебном процессе;
повысить ответственность при подготовке к проверочной работе;
развивать критическое мышление, внимание к мелочам;
акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе, создать ситуацию успеха для
большинства учеников;
снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материла.
Использована литература:
1 Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. М.: Просвещение, 2013г.
2 Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое
руководство для учителей
https://drive.google.com/file/d/0BzFJ0ooxRzffNjU2Y2ZkZWUtNzEzZi00MDg3LTg2ZTItOTZ
kNmZiZWI0NWJi/view?pref=2&pli=1
http://isomz.blogspot.ru/2013/11/blogpost.html
https://sites.google.com/site/uzadacha/m4kriteriiocenivaniadlaucebnyhzadac
Система оценивания:
опыт осмысления и использования.
3
4
5 Романов Ю.В.
http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit89.html
6 Чипышева Л.Н. Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО.
http://ipk74.ru/index.php
Использование приёмов технологии формирующего оценивания при подготовке к контрольной работе.
Использование приёмов технологии формирующего оценивания при подготовке к контрольной работе.
Использование приёмов технологии формирующего оценивания при подготовке к контрольной работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.