Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира
Оценка 4.7
Лекции
doc
окружающий мир
4 кл
19.01.2017
Данный материал раскрывает особенности использования деятельностного метода на уроках окружающего мира на примере методической системы учебников УМК "Начальная школа XXI века" . На примере изучения темы "Япония-Страна восходящего солнца" в 4 классе даётся описание того, как можно применить деятельностный метод для лучшего усвоения данного материала.
Архипова Н.А., Захарова В.Ф. статья.doc
Архипова Н.А.
учитель 1 категории
МБОУ «СОШ №1», г. Менделеевск
Захарова В.Ф.
учитель 1 категории
МБОУ «СОШ №1», г. Менделеевск
Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании
окружающего мира
Иди вперед до самого горизонта.
Дойдешь —откроется новый. (Дж.П. Морган)
Это высказывание достаточно точно характеризует суть
деятельностного метода, который лежит в основе реализации ФГОС НОО,
т.е.никогда не надо останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к
новому, неизведанному.
Методическая система учебников УМК "Начальная школа XXI века"
сочетает в себе всё лучшее, что мы могли видеть в учебниках традиционной
системы обучения и системы обучения Л.В.Занкова. Она направлена на
воспитание у младших школьников желания думать, анализировать,
рассуждать.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше готовых
знаний, сколько обеспечить его личностное и познавательное развитие,
вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Учебный процесс всегда движим теми или иными мотивами. Мотивом
может быть и познавательный интерес, отчасти вытекающий из природной
любознательности, отчасти стимулируемый учителем различными методами. Основная особенность деятельностного метода на уроках окружающего
мира заключается в том, что новые знания не даются детям в готовом виде.
Современный учитель старается каждый урок построить так, чтобы ребёнку
хотелось не останавливаться на достигнутом, а используя уже знакомый
материал, открывать для себя новое знание, учитель лишь в завершении
подводит итог, помогает дать точную формулировку установленных действий и
знакомит с общепринятыми понятиями.
Разнообразный материал представленный в современных учебниках,
носит интегрированный характер. Несмотря на то, что ещё А.Я.Герц настаивал
на том, что в начальной школе не должно быть места дисциплинам,
соответствующим тем или иным наукам, принцип научности, наряду с другими
принципами, при ознакомлении с окружающим миром остаётся актуальным.
Например, учебное пособие "Окружающий мир" Н.Ф.Виноградовой и
Г.С.Калиновой("Начальная школа XXI века") за 4 класс, как, впрочем, и за
другие классы, отличается последовательной формой построения (1 часть
учебника посвящена человеку: как устроен организм, как человек
воспринимает окружающий мир, знакомятся с правилами ЗОЖ и многое
другое; 2 часть знакомит детей с природными зонами Земли; историей,
культурой, традициями "соседей" России; историей развития Русского
государства с древности и до наших дней) и, в зависимости от тематик, носит
личностноразвивающий характер.
Так, в рамках формирования универсальных учебных действий, в
учебнике наглядно представлены основные структурные компоненты учебной
деятельности: постановка учебной задачи в форме вопросов или создания
проблемных ситуаций в рубриках"Обсудим вместе" и "Вспомни: это ты уже
знаешь", контроль усвоения той или иной темы (задания под рубриками "Работа
в парах" или "Работа в группах", которые размещаются в конце изучения
каждой темы и позволяют ученику систематически контролировать и оценивать
процесс и результат своей деятельности). Разнообразный материал представленный в учебнике, расширяет
знания детей по истории, географии, литературе, биологии и другим учебным
дисциплинам, которые им предстоит изучать в среднем звене; знакомит с ОБЖ,
учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы.
В ходе работы над темой учебника мы стараемся учитывать
индивидуальные особенности учащихся и используем для более прочного
усвоения нового материала такие формы работы:
сообщения,
предварительно подготовленные учащимися,
заслушиваем краткие
проводим
взаимопроверку знаний, тестирование по темам(задания для тестов готовит как
учитель, так и сами дети, опираясь на материал учебника), учащиеся готовят
презентации, творческие проекты по изучаемым темам и многое другое.
Например, при изучении темы "ЯпонияСтрана восходящего солнца" класс
заранее был разделён на группы. Одна группа учащихся подготовила сообщение
и презентацию о месторасположении Японии и государственных символах,
другая группа рассказала о животном и растительном мире, третья группа
познакомила с архитектурой и достижениями японцев в разных областях жизни
и четвёртая группа подготовила презентацию о появлении искусства
оригами:учащиеся рассказали легенду о девочке Садако Сасаки и провели
мастеркласс по изготовлению японского журавлика.
Мы считаем, что применение деятельностного метода обучения
обеспечивает более прочное усвоение знаний детьми и каждый учитель может
использовать его в своей практической работе.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует
успешному обучению младших школьников. Ведущими характеристиками
выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно
мыслить, анализировать, умение строить высказывания, доказывать выбранную
точку зрения.
Список используемых источников: 1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.3
е изд., дораб.М.: ВентанаГраф, 2013.176 с.:ил.
2.Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных
классах//Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики
начального образования педвузов. М.: Педагогическое общество России,2002.
360 с.
3.http://festival.1september.ru/articles/582854/
4. . http://natali5.com/?p=203#ixzz423SmWNTl
5.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2013/08/29/realizatsiya
osnovnykhtrebovaniyiideyfgosna
6.http://www.metod
kopilka.ru/vystupleniequot_primenenie_deyatelnostnogo_sposoba_obucheniya_na_ur
okah_okruzhayuschego_miraquot20983.htm
Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира
Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира
Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира
Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.