Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
биология +1
Взрослым
31.01.2018
Использование данной технологии на уроках биологии и географии в коррекционной школе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо. Дети данной категории нуждаются в привитии им чувства коллективизма не только во внеурочное время, но и на уроках. Работа в группах, в парах - это тот способ, когда можно объединить детей общим делом, общими интересами.Использование данной технологии позволяет учителю научить детей работать в коллективе: в парах, в группах.
Использование технологии «Коллективный способ обучения на уроках биологии в школе 8 вида.docx
Использование технологии «Коллективный способ обучения».
Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую
играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе
данного способа обучения формируется культура жизненного
самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует
важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою
деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы
деятельности (ориентировочно мотивационный, операционно
исполнительный, рефлексивно оценочный взаимосвязаны, осознаны и
полностью осуществлены учеником.
Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития
ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе
учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче
организовать обучение по схеме: учитель ученик, нежели ученик ученик,
ученик ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при
подготовке к уроку.
Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной
системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя
малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе
при обучении младших школьников.
Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил,
обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать
учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать
товарищам или всякому желающему слушать.
Я.А.Коменский.
Технология КСО имеет различные названия:
организованный диалог
коллективное взаимообучение
обучение в сотрудничестве
Эта технология разрабатывалась
Александром Георгиевичем Ривиным в 30е годы нашего века,
Виталий Кузьмич Дьяченко в 90е,
а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Р оджером Джонсоном и Дэвидом Джонсоном; и Эллиотом
Аронсоном
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения
неопровержимо показывают, что существующее образование не
удовлетворяют актуальным запросам общества.
«Образование в течение жизни» вот направление сегодняшнего дня.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления,
поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из
таких форм является коллективная.
Вид общения
Организационная
форма обучения
Способ обучения
1. Опосредованное
общение через
письменную речь
(один человек)
Индивидуально
обособленная
самостоятельная
работа с источником
2. Общение в паре
(два человека)
Индивидуально
парная (один учит
другого)
Индивидуально самостоятельный
Индивидуальный способ обучения
XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную
3. Групповое
общение (три и
более человека)
Групповая ( один
одновременно учит
многих)
Групповой способ обучения (ГСО)
включает три формы: групповую, парную и
индивидуальную
4. Общение в парах
сменного состава
Коллективная
(каждый учит
каждого)
Коллективный способ обучения
четыре формы: коллективную, групповую, парную и
индивидуальную
Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его
организация, при которой обучение осуществляется путём общения в
динамических парах, когда каждый учит каждого. Специфика коллективных способов обучения
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих
принципов:
Наличие сменных пар учащихся;
Их взаимообучение;
взаимоконтроль;
взаимоуправление.
В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В. К.
Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации
работников образования, современный теоретик коллективных способов
обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е.
групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ
обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник
коллектива – учитель, консультант; при КСО одновременно несколько
учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем
общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Таблица 1. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К.
Дьяченко)
ГСО
КСО
Организационные
говорит один
четкость, упорядоченность
общение учащихся отсутствует
молчание
постоянное рабочее место
отсутствует
говорят все
все общаются
рабочий шум
смена рабочего места
Дидактические
обучает профессиональный
педагог
весь материал – сразу и для всех
обучают ученики
разные темпы и материалы
полная самостоятельность мало самостоятельности
сотрудничество отсутствует
усвоение и применение
разнесены
ученикобъект
уравниловка, усреднение
способностей детей
систематический характер
обучения
не учатся выступать
не умеют объяснять
сотрудничество – основа обучения
максимально приближены
Развивающие
учениксубъект+объект
в соответствии с индивидуальными
особенностями
учатся выступать, рассуждают,
доказывают
развитие педагогических
способностей
каждый работает на себя
на себя и на других
Воспитательные
КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения
между людьми – диалогических пар.
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к
изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
интернационализация процесса обучения: обучение должно
происходить на языках, представители которых принимают участие в
учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение
культур на базе предметного изучения того или иного языка;
дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно
своим способностям и возможностям;
всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся,
прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки
сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать
ее;
разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни
контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение
должно выработаться в учебном процессе;
разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет
большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с
другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный
материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий:
фактически любому человеку в своей жизни требуется когото учить, и
этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые
обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного
процесса.
В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе
обучения (КСО),разработанном В.К.Дьяченко? КСО использует достижения
психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным
формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется
четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится
ведущей формой работы.
При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система
взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ
организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём
темпе, но и почувствовать себя в чёмто сильным, способным, участливым,
необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого,
каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.
В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в
различных ситуациях:
изучение текстового материала по любому учебному предмету;
взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего
естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии,
математики. Назначение этой методики – отработка практических
умений и навыков на серии аналогичных заданий) ; решение задач и примеров по учебнику;
взаимные диктанты;
разучивание стихотворений в сменных парах;
выполнение упражнений в парах;
работа по вопросникам;
изучение иностранного языка.
Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют
учителя, работающие по этой технологии ( рисунок 1)
Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы
обучения.
(предоставлено в раздаточном материале)
В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки,
характеризующие коллективную форму познавательной деятельности
учащихся:
наличие у всех учащихся общей цели;
разделение труда, функций и обязанностей;
работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
работа каждого приобретает общественную значимость;
эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве
объективных условий для каждого;
деятельность каждого ученика становится общественно полезной.
Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя
определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная
подготовка. На первом этапе школьники должны изучить правила общения:
отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его
товарищи должны повернуться к нему лицом;
ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право
сам вызвать ученика для её исправления; исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется
диалогическая форма общения);
для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому
напарника.
Учащимся также необходимо приобрести навыки:
читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его
понимал;
говорить вполголоса, но внятно;
слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему
исправить речь и точно сформулировать мысль;
задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
управлять процессом работы пары и группы.
Организация работы в парах постоянного состава.
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить
детей общаться в парах постоянного состава. Работу в постоянных парах
можно использовать как при изучении, так и при закреплении, повторении и
обобщении изученного. На основе работы в постоянных парах может быть
построен целый урок, а может только одна его часть. Выбор определяется
особенностями изучаемого материала и конкретными практическими
задачами урока.
При изучении нового материала пара может работать совместно над одним и
тем же вопросом, но возможен иной путь: самостоятельное изучение каждым
своего вопроса, а затем – взаимопередача знаний. Работу учащихся учитель
организует при помощи карточки и памятки для работы в паре. Карточка
тщательно продумывается и составляется с учётом подготовленности класса
и конкретных учащихся.
Цели использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее
полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем
подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной
работе. При этом успехи каждого оцениваются не только потому, как он сам
разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу. На таком
уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и
своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику,
корректировать усвоение темы.
Организация работы в парах сменного состава.
Использование методики «Взаимодиктант». Сначала организовывать работу в парах сменного состава можно, используя
методику «Взаимодиктант»(Дьяченко 2001: с. 303 – 306). Предварительно
учитель должен подготовить больше текстов. Во время работы каждый ученик
получает свою карточку с текстом.
Порядок работы при использовании методики
«Взаимодиктант».
Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют
друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного
чтения текста в целом).
Второй ученик (то есть тот, кто перед этим писал) читает, а прежде
диктовавший пишет.
Каждый берёт тетрадь своего партнёра и, не заглядывая в карточку,
проверяет.
Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе)
сначала один диктант, затем второй.
Ребята устно разбирают ошибки.
Каждый ученик в своей тетради делает работу над своими ошибками.
Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и
ставят свои подписи.
Они обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.
Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим
писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды.
Закончив работу со вторым партнёром, ребята обмениваются карточками и
расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром и так далее. При
каждой новой встрече – новый текст диктанта.
Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать
над ошибками, оценивать, учителю рекомендуется вначале показывать им
алгоритм проведения взаимных диктантов перед классом. Можно первое
время учителю самому работать в парах сменного состава, Выполняя всё то,
что требуется от ученика.
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Использование технологии "Коллективный способ обучения в школе 8 вида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.