Использование текстов Ф.М.Достоевского (роман «Преступление и наказание») при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Оценка 4.7

Использование текстов Ф.М.Достоевского (роман «Преступление и наказание») при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию +1
docx
русский язык
9 кл—11 кл
24.03.2017
Использование текстов Ф.М.Достоевского (роман «Преступление и наказание»)  при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
При подготовке работы использовался текст романа Ф.М..Достоевского "Преступление и наказание" ( первый сон Раскольникова). Материал будет полезен учителям русского языка при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Первая часть работы представляет подборку предложений, для определения функции знаков препинания и типа предложения. Вторая часть работы представляет пробный вариант теста ОГЭ.раздаточный материал для подготовки к тестированию
шипкова .docx

                                                                                                  Шипкова Анна Геннадьевна,

                                                                                                  МКОУ СОШ пгт.Хасан,

                                                                                                  Приморского края

 

Использование текстов Ф.М.Достоевского (роман «Преступление и наказание»)

 при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

 

Тема: «Типы предложений», «Функции знаков препинания»

1. Приснилось ему его детство, еще в их городке.

2. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом.

3. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне.

4. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок.

5. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом.

6. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи...

7. Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал.

8. Идет она/дорога/, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище.

9. Среди кладбища стоит каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал.

10. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом.

11. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить…

12. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак.

13. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду.

14. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега.

15.  Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку

16. Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами.

17. Налезло человек шесть, и еще можно посадить.

18. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную.

19. Она в кумачах, в кичке с бисером, щелкает орешки и посмеивается.  

20. Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке

21.  Сердце в нем поднимается, слезы текут.

22. Одна баба берет его за руку и хочет увесть, но он вырывается и опять бежит к лошадке.

23. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

24. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы...

25.  В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы.

26. Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.

 27. Всё тело его было как бы разбито; смутно и темно на душе.  

28.   Он дрожал, как лист, говоря это.

29.  Ведь вчера же, сходя с лестницы, я сам сказал, что это подло, гадко, низко…

30. Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т -- в мост.

31. Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче.

32. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно.

33. Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат.

 

Задание 1.

Укажите номера предложений:

1) с уточнением

2) с обособленными определениями

3) с обособленными обстоятельствами

4) простые и сложные с однородными членами

5) сложносочиненные

6) сложноподчиненные

7) бессоюзные

8) сложные с разными видами связи

 

Задание 2

Укажите номер предложения по заданной характеристике

1)      Бессоюзное предложение, осложненное сравнительным оборотом и уточнением

2)      Сложноподчиненное предложение. осложненное обособленными определением, обстоятельством и однородными членами.

3)      Сложноподчиненное предложение с  однородным и последовательным подчинением, с обособленным определением

4)      Бессоюзные предложения, 2 часть раскрывает смысл 1

5)      Бессоюзные предложения, 2 часть указывает на причину, осложнено однородными членами

6)      Сложносочиненное предложение,2 часть является безличным предложением

7)      Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами .

8)      Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, осложнено обособленным определением и однородными членами.

 

Ответ:

Задание 1.

Укажите номера предложений:

1) с уточнением (1,2,4,10)

2) с обособленными определениями ( 5,9,10,11,18,25,32)

3) с обособленными обстоятельствами (5,7.8.,26,28,29,30,33)

4) с однородными членами(2,6,7,8,9,10,11,12,13,15,16,19,23,24,25,26,27)

5) сложносочиненные (10,17,22)

6) сложноподчиненные (5,9.11,12,20,29,30)

7) бессоюзные (4,6,12,13,15,21,27)

8) сложные с разными видами связи (3,14,31,32)

Задание 2

Укажите номер предложения по заданной характеристике

1)      Бессоюзное предложение, осложненное сравнительным оборотом и уточнением(4)

2)      Сложноподчиненное предложение. осложненное обособленными определением, обстоятельством и однородными членами.(5)

3)      Сложноподчиненное предложение с  однородным и последовательным подчинением, с обособленным определением (9)

4)      Бессоюзные предложения, 2 часть раскрывает смысл 1 (12,13)

5)      Бессоюзные предложения, 2 часть указывает на причину, осложнено однородными членами (15)

6)      Сложносочиненное предложение,2 часть является безличным предложением (17)

7)      Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами .(29)

8)      Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, осложненное обособленным определением и однородными членами.(32)

 

 

Подготовка к ОГЭ.9 класс

Тема: «Работа с текстом.» 

 

 1.Раскольников прошел прямо на -- ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. 2.Простившись с Разумихиным, он до того ослабел, что едва добрался сюда. 3.Ему захотелось где-нибудь сесть или лечь, на улице. 4.Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. 5.Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи -- всё это завертелось и заплясало кругом. 6.Вдруг он вздрогнул, может быть, спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением. 7.Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул  и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. 8.Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. 9.Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую  и бросилась в канаву. 10.Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой.

   -- 11.Утопилась! Утопилась! -- кричали десятки голосов; люди сбегались, обе набережные унизывались зрителями, на мосту, кругом Раскольникова, столпился народ, напирая и придавливая его сзади.

   -- 12.Батюшки, да ведь это наша Афросиньюшка! -- послышался где-то недалеко плачевный женский крик. -- Батюшки, спасите! Отцы родные, вытащите!

   -- 13.Лодку! Лодку! -- кричали в толпе.

 14.  Но лодки было уж не надо: городовой сбежал по ступенькам схода к канаве, сбросил с себя шинель, сапоги и кинулся в воду. 15.Работы было немного: утопленницу несло водой в двух шагах от схода, он схватил ее за одежду правою рукою, левою успел схватиться за шест, который протянул ему товарищ, и тотчас же утопленница была вытащена. 16.Ее положили на гранитные плиты схода. 17.Она очнулась скоро, приподнялась, села и стала чихать и фыркать, бессмысленно обтирая мокрое платье руками. 18.Она ничего не говорила.

   -- 19.До чертиков допилась, батюшки, до чертиков, -- выл тот же женский голос, уже подле Афросиньюшки, -- анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли. 20.Пошла я теперь в лавочку, девчоночку при ней глядеть оставила, -- ан вот и грех вышел! 21.Мещаночка, батюшка, наша мещаночка, подле живем, второй дом с краю, вот тут...

   22.Народ расходился, полицейские возились еще с утопленницей, кто-то крикнул про контору... 23.Раскольников смотрел на всё с странным ощущением равнодушия и безучастия. 24.Ему стало противно.25. "Нет, гадко... вода... не стоит, -- бормотал он про себя. -- Ничего не будет, -- прибавил он, -- нечего ждать. Что это, контора... А зачем Заметов не в конторе? Контора в десятом часу отперта..." 26.Он оборотился спиной к перилам и поглядел кругом себя. ( 479 слов)

 

1.

 

 

 2

Замените слово кинулся из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

 

Из предложений 1-2 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

 

3

Из предложений 7-8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется , если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

4         Из предложений 16-18 выпишите слово, в котором правописание НН определяется 

              правилом: «В наречии, образованном от прилагательного, пишется столько НН,  

              сколько и в прилагательном».

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

.Склонившись над водою,(1) машинально смотрел он на последний,(2) розовый отблеск заката,(3) на ряд домов,(4)темневших в сгущавшихся сумерках,(5) на одно отдаленное окошко где-то в мансарде  по левой набережной, (6) блиставшее,(7) точно в пламени,(8) от последнего солнечного луча,(9) ударившего в него на мгновение,(10) на темневшую воду канавы и, (11) казалось, (12) со вниманием всматривался в эту воду.

 

 

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

 

 

Грязная вода раздалась,(1) поглотила на мгновение жертву,(2) но через минуту утопленница всплыла,(3) и ее тихо понесло вниз по течению,(4) головой и ногами в воде,(5) спиной поверх,(6) со сбившеюся и вспухшею над водой,(7) как подушка,(8) юбкой.

 

 7           В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все 

              запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями   

              сложноподчинённого предложения.

 

 

.Раскольников прошел прямо на -- ский мост,(1) стал на средине,(1) у перил,(2) облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Простившись с Разумихиным,(3) он до того ослабел, (4)что едва добрался сюда.

 

8

Замените словосочетание женский крик (предложение 12), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9         Выпишите грамматическую основу предложения 17.

 

10      Среди предложений 6 – 8 найдите предложения с вводными словами. Напишите  

             номера этих предложений.

 

11       Среди предложений 11 – 14 найдите предложение с обособленным

              обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

12       Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

 

13     Среди предложений 22 – 24 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите

            номер этого предложения.

 

 

14     Среди предложений 5 – 8 найдите сложное предложение с подчинительной и  

            бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

 

 

 

 

Ответы:

 

1-прыгнул,бросился                            10- 6,8

2- перил                                                11- 11

3- испитым                                           12- 5

4- бессмысленно                                  13- 22

5-2,3,5,10                                               14- 7

6- 2,3

7- 4

8- крик женщины

9- она очнулась, приподнялась, села и стала чихать и фыркать


 

Шипкова Анна Геннадьевна,

Шипкова Анна Геннадьевна,

Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче

Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче

Сложносочиненное предложение,2 часть является безличным предложением (17) 2)

Сложносочиненное предложение,2 часть является безличным предложением (17) 2)

Замените слово кинулся из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом

Замените слово кинулся из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом

Ответы: 1-прыгнул,бросился 10- 6,8 2- перил 11- 11 3- испитым 12- 5 4- бессмысленно 13- 22 5-2,3,5,10 14- 7 6- 2,3 7- 4 8- крик…

Ответы: 1-прыгнул,бросился 10- 6,8 2- перил 11- 11 3- испитым 12- 5 4- бессмысленно 13- 22 5-2,3,5,10 14- 7 6- 2,3 7- 4 8- крик…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017