«Использование тестирования как формы контроля уровня обученности воспитанников на уроках истории»

  • Контроль знаний
  • docx
  • 02.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной. В настоящее время тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями в современной школе доступна учителю, так как на данный период существует много сборников тестовых заданий. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому периоду истории. В средних общеобразовательных школах дидактические тесты прочно укрепились как инструмент для объективной оценки знаний. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной школы активно внедряются и используются.
Иконка файла материала ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОДРОЙКИНОЙ Л.В. ТЕСТИРОВАНИЕ.docx
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1   «Использование тестирования как формы контроля уровня обученности воспитанников  на уроках истории»                                                                            Подготовила: учитель истории и обществоведения Высшей категории Подройкина Л. В.Новочеркасск, 2017г. «Использование тестирования как формы контроля уровня обученности воспитанников на уроках истории».            Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной. В настоящее время тестовая технология наряду   с   другими   педагогическими   технологиями   в   современной   школе доступна учителю, так как на данный период существует много сборников тестовых   заданий.   Тесты   широко   представлены   в   методических   пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому   периоду   истории.   В   средних   общеобразовательных   школах дидактические   тесты   прочно   укрепились   как   инструмент   для   объективной оценки знаний. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля   по   различным   образовательным   дисциплинам   и   предметам общеобразовательной школы активно внедряются и используются.          Однако   в   коррекционном   образовании   прослеживается   отставание   в разработке дидактических тестов как измерителей качества знаний, умений и навыков учащихся. Возникла идея создания системного тестирования с целью попытки   внедрения   на   уроках   истории   в   коррекционной   школе контролирующей   технологии   и   способов   обновления   контроля эффективности обучения. Следовало разработать и апробировать различные виды   тестового   контроля   и   типы   тестовых   заданий   в   условиях коррекционного обучения.          Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания. Контроль знаний и умений ­ один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы установить   «обратную   связь»   для   оценки   динамики   усвоения   учебного материала,   действительного   уровня   владения   системой   знаний,   умений   и навыков;   и   на   основе   их   анализа   вносить   соответствующие   коррективы   в организацию учебного процесса на уроке.          Педагогический контроль – это система научно­обоснованной проверки результатов   образования   и   воспитания   учащихся.   Являясь   важной   частьюпроцесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких­либо методов обучения и воспитания, он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.          На   основе   информации,   полученной   во   время   контроля,   можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о   методе   обучения,   определить   уровень   подготовки   учащихся,   оценить   их работу, изменить приёмы и методы обучения.             Педагогический тест представляет собой инструмент, предназначенный для   измерения   обученности   учащегося,   состоящий   из   системы   тестовых заданий,   стандартизованной   процедуры   проведения,   обработки   и   анализа результатов.   Под   педагогическим   контролем   понимается   система   научно­ обоснованной   проверки   результатов   образования,   обучения   и   воспитания учащихся. В своей практике я использую следующие виды педагогического контроля: 1)   текущий   контроль;   он   необходим   для   диагностирования   хода дидактического   процесса,   выявления   его   динамики,   сопоставления   на отдельных этапах результатов обучения с уровнем того, что учащиеся должны знать. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из   урока   в   урок,   и   обеспечивает   возможность   диагностирования   усвоения учащимися лишь отдельных элементов учебной программы; 2)   периодический   (рубежный)   контроль   позволяет   определить   качество изучения   учащихся   учебного   материала   по   разделам,   темам   предмета, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так   как   он   проводится   через   продолжительный   период   времени   и   не   по отдельным темам учебного материала. 3) итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагогов и учащихся. Его   задача   зафиксировать   минимум   подготовки   и   соответствие   уровню программы коррекционного учреждения.Педагогический   контроль   выполняет   три   основные   взаимосвязанные функции: ­ диагностическую, которая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По   объективности,   широте   и   скорости   диагностирования,   тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля; ­   обучающую,   которая   мотивирует   учащегося   к   активизации   работы   по усвоению   учебного   материала.   Для   усиления   обучающей   функции тестирования   могут   быть   использованы   дополнительные   меры стимулирования детей, такие как: раздача примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста; ­   воспитательную,   которая   проявляется   в   периодичности   и   неизбежности тестового   контроля.   Это   дисциплинирует,   организует   и   направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.       Преимущества использования тестов в процессе изучения исторического материала заключается в следующем:      тестирование является более качественным и объективным способом  оценивания, его объективность достигается путем стандартизации  процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов  целиком; тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки; тесты ­ это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам. При помощи тестирования можно  установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным  его разделам; тестирование более эффективно с точки зрения экономии.  Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в  равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки; в целях дифференциации контроля можно применять различные по  сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволяет  применить индивидуальный подход в обучении учащихся.Хотя   тестирование   имеет   и недостатки,   но   в   своей   работе,   используя тестовые задания, я больше вижу плюсов от их применения, чем негатива.      На уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые.   Тесты   даются   каждому   ученику   в   печатном   виде.   Методика составления   тестов   рекомендует   разнообразить   форму   тестовых   заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была   монотонной   и   утомительной.   Рассмотрим   типы   используемых   мною тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 8 классе. Закрытые. 1. Задания альтернативных ответов. Духовенство­ это: А) приближённые слуги из дворян; Б) знатные бояре и удельные князья; В) служители Русской православной церкви 2. Задания на восстановление соответствия. Соотнесите правую и левую колонки: А) основание Санкт­Петербурга                         1) 1714 г. Б) Гангутское сражение                                        2) 1709 г. В) Полтавская битва                                              3) 1703 г. 3. Задания на установление правильной последовательности. Восстановите   хронологическую   последовательность   правления   в   эпоху Дворцовых переворотов: 1) Пётр III; 2) Анна Иоанновна; 3) Екатерина I; 4) Пётр II; 5) Елизавета; 6) Екатерина IIОткрытые. 1. Задания свободного изложения. Напишите год избрания первого русского царя?______________________ 2. Задания­дополнения. Абсолютизм – это: форма ____________, при которой вся ________ принадлежит _____________           Результат работы.          В педагогической работе с историческим материалом имеется единый банк тестовых заданий в каждом классе; сформированы обобщенные знания и умения   учащихся   по   курсу   «История   Отечества»;   тестирование   способно объективно оценить уровень школьных знаний.          Предмет «История Отечества» интересен учащимся, само содержание создает   благоприятную   эмоционально­мотивационную   среду.   Задания   в форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую   подготовку   и   получение   хорошей   оценки,   что   позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают   создать   ситуацию   успеха   каждому   ученику,   формируют положительное отношение к изучению предмета.   Литература 1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002. 2. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе. 3. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно­методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991. 5. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010. 6.   Майоров   А.   Н.   Теория   и   практика   создания   тестов   для   системы образования:   Как   выбирать,   создавать   и   использовать   тесты   для   целей образования. М: Интеллект­Центр, 2002. 7. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.­ М.: Народное образование, 2001. ­ 232с.   А. 8.Морев   И.   Образовательные   информационные   технологии. Часть2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд­во Дальневост. ун­та, 2004. 9.   Нейман   Ю.   М.,   Хлебников   В.   А.   Педагогическое   тестирование   как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. 10. Челышкова  М. Б. Теория и практика  конструирования  педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002. 11. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. ­ СПб: Изд­во Михайлова В.А., 2000.

Посмотрите также