Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной. В настоящее время тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями в современной школе доступна учителю, так как на данный период существует много сборников тестовых заданий. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому периоду истории. В средних общеобразовательных школах дидактические тесты прочно укрепились как инструмент для объективной оценки знаний. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной школы активно внедряются и используются.
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
«Использование тестирования как формы контроля
уровня обученности воспитанников
на уроках истории»
Подготовила: учитель истории и обществоведения
Высшей категории Подройкина Л. В.Новочеркасск, 2017г.
«Использование тестирования как формы контроля уровня
обученности воспитанников на уроках истории».
Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества
образования всегда была актуальной. В настоящее время тестовая технология
наряду с другими педагогическими технологиями в современной школе
доступна учителю, так как на данный период существует много сборников
тестовых заданий. Тесты широко представлены в методических пособиях
разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно
изучаемому периоду истории. В средних общеобразовательных школах
дидактические тесты прочно укрепились как инструмент для объективной
оценки знаний. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы
контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам
общеобразовательной школы активно внедряются и используются.
Однако в коррекционном образовании прослеживается отставание в
разработке дидактических тестов как измерителей качества знаний, умений и
навыков учащихся. Возникла идея создания системного тестирования с целью
попытки внедрения на уроках истории в коррекционной школе
контролирующей технологии и способов обновления контроля
эффективности обучения. Следовало разработать и апробировать различные
виды тестового контроля и типы тестовых заданий в условиях
коррекционного обучения.
Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной
информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют
полученные знания. Контроль знаний и умений один из важнейших элементов
учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы
установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного
материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и
навыков; и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в
организацию учебного процесса на уроке.
Педагогический контроль – это система научнообоснованной проверки
результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частьюпроцесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет
какихлибо методов обучения и воспитания, он всего лишь помогает выявить
достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу
обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний,
умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную
деятельность учителя и учащихся.
На основе информации, полученной во время контроля, можно
предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы
о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их
работу, изменить приёмы и методы обучения.
Педагогический тест представляет собой инструмент, предназначенный
для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых
заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа
результатов. Под педагогическим контролем понимается система научно
обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания
учащихся. В своей практике я использую следующие виды педагогического
контроля:
1) текущий контроль; он необходим для диагностирования хода
дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на
отдельных этапах результатов обучения с уровнем того, что учащиеся должны
знать. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы,
из урока в урок, и обеспечивает возможность диагностирования усвоения
учащимися лишь отдельных элементов учебной программы;
2) периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество
изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета,
проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений,
так как он проводится через продолжительный период времени и не по
отдельным темам учебного материала.
3) итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения,
выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков,
полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагогов и учащихся.
Его задача зафиксировать минимум подготовки и соответствие уровню
программы коррекционного учреждения.Педагогический контроль выполняет три основные взаимосвязанные
функции:
диагностическую, которая заключается в выявлении уровня знаний, умений,
навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования.
По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование
превосходит все остальные формы педагогического контроля;
обучающую, которая мотивирует учащегося к активизации работы по
усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции
тестирования могут быть использованы дополнительные меры
стимулирования детей, такие как: раздача примерного перечня вопросов для
самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и
подсказок, совместный разбор результатов теста;
воспитательную, которая проявляется в периодичности и неизбежности
тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет
деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях,
формирует стремление развить свои способности.
Преимущества использования тестов в процессе изучения исторического
материала заключается в следующем:
тестирование является более качественным и объективным способом
оценивания, его объективность достигается путем стандартизации
процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов
целиком;
тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в
равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки;
тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может
включать в себя задания по всем темам. При помощи тестирования можно
установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным
его разделам;
тестирование более эффективно с точки зрения экономии.
Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в
равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки;
в целях дифференциации контроля можно применять различные по
сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволяет
применить индивидуальный подход в обучении учащихся.Хотя тестирование имеет и недостатки, но в своей работе, используя
тестовые задания, я больше вижу плюсов от их применения, чем негатива.
На уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и
открытые. Тесты даются каждому ученику в печатном виде. Методика
составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий,
чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не
была монотонной и утомительной. Рассмотрим типы используемых мною
тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 8 классе.
Закрытые.
1. Задания альтернативных ответов.
Духовенство это:
А) приближённые слуги из дворян;
Б) знатные бояре и удельные князья;
В) служители Русской православной церкви
2. Задания на восстановление соответствия.
Соотнесите правую и левую колонки:
А) основание СанктПетербурга 1) 1714 г.
Б) Гангутское сражение 2) 1709 г.
В) Полтавская битва 3) 1703 г.
3. Задания на установление правильной последовательности.
Восстановите хронологическую последовательность правления в эпоху
Дворцовых переворотов:
1) Пётр III;
2) Анна Иоанновна;
3) Екатерина I;
4) Пётр II;
5) Елизавета;
6) Екатерина IIОткрытые.
1. Задания свободного изложения.
Напишите год избрания первого русского царя?______________________
2. Заданиядополнения.
Абсолютизм – это:
форма ____________, при которой вся ________ принадлежит _____________
Результат работы.
В педагогической работе с историческим материалом имеется единый
банк тестовых заданий в каждом классе; сформированы обобщенные знания и
умения учащихся по курсу «История Отечества»; тестирование способно
объективно оценить уровень школьных знаний.
Предмет «История Отечества» интересен учащимся, само содержание
создает благоприятную эмоциональномотивационную среду. Задания в
форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную
систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет
успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на
внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ,
помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют
положительное отношение к изучению предмета.
Литература
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования,
2002.
2. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство
повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в
вузе.
3. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. –
Учебнометодическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991.
5. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании.
Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.
6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы
образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей
образования. М: ИнтеллектЦентр, 2002.
7. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование,
2001. 232с.
А.
8.Морев И.
Образовательные информационные технологии.
Часть2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Издво
Дальневост. унта, 2004.
9. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как
измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
10. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических
тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
11. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб: Издво
Михайлова В.А., 2000.