Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.Использование здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,
методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при
котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от
стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного морально
психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности.
строгие дозированные физические нагрузки;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в
обучении;
использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки
с учётом возрастных особенностей учащихся;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
создание комфортности.Создание комфортных условий на уроке.
температура и свежесть воздуха;
рациональное освещение зала;
исключение монотонных звуковых раздражителей;
влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
наличие аптечки;
спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший
возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи от 1кг до 3 кг);
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной
формы для занятий на уроке физической культуры в зале и
соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осеньвесна,
зима).
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 810 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 1520 минут.
3 фаза преодолеваемого утомления.
Индивидуальнодифференцированный подход.
1. Работа в индивидуальном темпе.2. Использование источников информации.
3. Возможность обратиться за помощью.
4. Отсутствие страха ошибиться.
5. Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной
деятельности.
6. Высказывание и аргументирование своего мнения.
7. Контрольные испытания, задания, тестирования должны лишь давать
исходную информацию для разработки индивидуальных заданий.
Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с
другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим
собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать
лучше, чем сегодня.
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации
процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную
напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников
образовательного процесса, таким образом, реализуя основы
здоровьесберегающих технологий при организации учебновоспитательного
процесса.
Оздоровительные моменты.
1. Дыхательные упражнения.
2. Сочетание нагрузки с восстановлением
3. Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе.