Использование здоровьесберегающих технологий в работе детско-родительского клуба "Радушка"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования с введением ФГОС, направлены на улучшение его качества и во многом зависят от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому, было решено организовать на базе 2 младшей группы новую для нас, перспективную форму сотрудничества: детско-родительский клуб с использованием здоровьесберегающих технологий: музыкотерапии, сказкотерапии, элементов арт-терапии, самомассажа, игровой терапии.
Иконка файла материала Использование здоровьесберегающих технологий в работе детско.doc

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе детско-родительского клуба «Радушка».

 

Галина Серафимовна Гончарова

педагог-психолог  МАДОУ «Детский сад № 7»,

г. Северск, Томская область

 

Введение: изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования с введением ФГОС, направлены на улучшение его качества и во многом зависят от согласованности действий семьи и детского сада. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в воспитании подрастающего поколения, и признание её приоритета требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому, было решено организовать на базе 2 младшей группы новую для нас, перспективную форму сотрудничества: детско-родительский клуб, который предполагает подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада. 

Чтобы при этом учесть интересы родителей, провели анкетирование,  где было предложено на выбор  три направления работы:

Ø театрализованная деятельность;

Ø фольклор;

Ø  художественно-творческое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

72 % родителей отдали предпочтение художественно-творческому  развитию.  Родители предложили дать название  клубу - «Радужка». Участие семей в работе клуба основывается на принципах добровольности и  личной заинтересованности.

Прежде чем приступить к работе, разработали примерный тематический план и цикл совместной  продуктивной  образовательной деятельности детей и родителей с использованием элементов рисования, лепки, игры, музыки, самомассажа и театрализации. Так появилась программа «Радужка», которая отвечает требованиям системы образования ФГОС в том, что процесс воспитания и развития каждого ребенка проходит в условиях, наиболее для него комфортных, создающих благоприятную атмосферу для раскрытия его потенциальных возможностей.

Большое значение для успешной реализации программы имеет акцентирование внимания родителей на важности свободы творческих проявлений и самостоятельности каждого ребенка. Ведущая группы (педагог-психолог) ориентирует взрослых на то, чтобы они выступали в ходе игрового и творческого взаимодействия с ребенком в качестве его партнеров и не навязывали ему своего мнения, а, скорее, поддерживали инициативы.

 Тематический план заседания клуба  находится на групповом стенде, куда родители постоянно заглядывают и выбирают интересные темы для изготовления атрибутов. Семьи, которые не смогли по каким либо причинам принять участие в работе  клуба, выполняют  работу  дома всей семьёй, затем приносят поделки в дошкольное учреждение и помещают  на стенд.

          Главная цель работы клуба художественно-творческое развитие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.

Задачи работы клуба:

Ø    снятие эмоционального напряжения для укрепления психического здоровья у детей;

Ø    установление тёплых, дружеских, доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;

Ø    гармонизация детско-родительских отношений;

Ø    коррекция эмоциональной сферы и группового сотрудничества.

Принципы, которые легли в основу работы с детьми и  родителями следующие:  

Ø    принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных 

          особенностей развития;

Ø    принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхо-

          да;

Ø    принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке.

Исходя из поставленных задач, работу клуба построили таким образом, что один вид деятельности плавно сменяется другим и состоит из 5 частей:

Часть 1.

Вводная

Основная задача – настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. 

Коллективные упражнения, направленные на сплочение и сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

Часть 2.

Разминка

Задача: настройка на продуктивную групповую деятельность.

Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, малоподвижные игры в кругу, танцевальные движения.

Часть 3.

Основной этап

Задача: развитие творческих способностей, межличностного доверия и группового сотрудничества.

На этом этапе с помощью внедрения элементов арт-терапии используются изобразительные упражнения и изотехники, направленные на развитие творчества.

Часть 4.

Заключительный этап

Задача: закрепление приобретенных навыков.

Выставка из детско-родительских работ. Рефлексия.

Часть 5.

Совместное

чаепитие

Задача: подведение итогов совместной деятельности.

Ответы на возникающие вопросы родителей, дополнительная информация для родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в быту.

Всю продуктивную деятельность с ребятишками и родителями осуществляем в эмоциональной, игровой форме  с участием сказочных персонажей в трех вариантах: участники работают за столами, в кругу  на стульчиках, либо на ковре. Постоянная смена двигательной активности и форм организации образовательного пространства позволяет активизировать все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), а также способствует поддержанию здорового образа жизни.

 

Рисование и лепка - интересные и полезные виды деятельности, которые, как утверждают специалисты, несут в себе элементы психотерапии. Особенно завораживает наших дошколят рисование печатками из овощей. Этот вид деятельности привлекает своей необычностью и является одним из интереснейших и самых доступных способов исполнения рисунка.

Чтобы поддержать у детей и родителей интерес к творчеству, используем на совместных встречах элементы интересных для детей здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционное рисование цветными льдинками и цветным песком, лепка из бумаги и живого песка, пальчиковые игры, художественное слово, элементы самомассажа с помощью массажных шариков, функциональная музыка, игры с песком и водой – всё это успокаивает, отвлекает, занимает, стимулирует мелкую моторику, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, способствует созданию позитивного эмоционального фона.

С восторгом и восхищением наши ребятишки рисуют цветными льдинками. Рисование материалом, создающим перепады температур, как утверждают специалисты, оказывает благотворное воздействие на биологически активные точки ладоней, тонизирует кровеносные сосуды и тренирует иммунную систему ребенка.

Все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Рисуя им, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: он приятен на ощупь, текуч и послушен творцу. Справедливо считается, что цветной песок способен влиять на психику ребёнка  ещё и через цвет: синий – действует успокаивающе, желтый - наполняет теплом, зеленый – вдохновляет свежестью, а красный – добавляет оптимизма.

Каждая из этих технологий – это маленькая игра. Их использование позволяет ребёнку чувствовать себя раскованнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, развивает творческие способности. При этом родители выступают не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего.  Так, например, во время путешествия с родителями и детьми по осеннему лесу,  все  играют в хороводные игры со встречающимися на пути  сказочными героями – зайчиком и  ёжом (родители в  костюмах или с театральными куклами). Общаются с жителями леса, выполняя различные упражнения и, наконец, в соответствии с настроением дети выбирают материал и вместе с родителями занимаются творчеством. 

В зимний период на такие встречи с малышами обязательно приходит кудесница Зима. Она с помощью волшебной палочки творит чудеса в виде таинственного появления ёлочки, волшебной шкатулки с сюрпризами или весёлого снеговичка. Снеговик водит хороводы с ребятами и проводит интересные игры, затем участвует вместе со всеми в творческом процессе.

Следует отметить тот факт, что родители сначала с  неохотой проявляли активность (особенно папы), но с течением времени сами стали готовить костюмы,  реквизиты и предлагать свою помощь. В конце каждого занятия в клубе по просьбе родителей проводится чаепитие и рефлексия, где родители задают вопросы по воспитанию и развитию.

Работая по данной теме, пришла к выводу, что организация работы детско-родительского клуба способствует укреплению психического и физического здоровья, развивает творческие способности ребёнка, а так же гармонизирует межличностные отношения и формирует групповое сотрудничество детей, педагогов и родителей.

Результаты диагностики показывают, что у наших малышей заметно активизируется к концу года речь, улучшается двигательная активность и творческая любознательность, а самое главное - повышается индекс здоровья детей группы от 1 до 3%.

В заключение следует отметить тот факт, что дошкольный возраст является самым важным периодом в жизни каждого малыша. Это - время, когда устанавливаются и начинают развиваться первые и наиболее значимые отношения ребенка с мамой и папой, с близкими людьми и  родственниками. От характера детско - родительских взаимоотношений зависит, как будут складываться отношения ребенка с окружающим миром.  Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. А основной целью работы образовательного учреждения с  родителями по ФГОСам является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.       Н.Е. Веракса, М.А. Васильева. Программа: «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. - 304с.

2.       Шитова Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. М. 2014.- 169с.