Исследование динамической организации движений
артикуляционного аппарата.
Цель заданий: обследовать двигательные функции языка.
Задание 1. Инструкция: оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.
Задание 2. Инструкция: широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), Затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу.
Задание 3. Инструкция: положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась "чашечка", занести эту "чашечку" в рот.
Задание 4. Инструкция: широко раскрыть рот, как при звуке "а", растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.
Задание 5. Инструкция: широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.
Обследование мимической мускулатуры.
Цель заданий: исследовать объём и качество движений и мышц лба
Задание 1. Инструкция: нахмурить брови.
Задание.2. Инструкция: поднять брови.
Задание 3. Инструкция: наморщить лоб.
Задание 4. Инструкция: слегка сомкнуть веки.
Задание 5. Инструкция: плотно сомкнуть веки.
Задание 6. Инструкция: закрыть правый глаз, затем левый.
Задание 7. Инструкция: подмигнуть.
Цель заданий: исследовать объём и качество движений мышц щёк
Задание 8. Инструкция: надуть левую щёку.
Задание 9. Инструкция: надуть правую щёку.
Задание 10. Инструкция: надуть обе щеки одновременно
Обследование звукопроизношения
Обследование звукопроизношения проводилось путём предъявления детям предметных картинок на определённые звуки (табл.1).
Инструкция: назови картинку.
Данная методика описана рядом авторов (Т.Б. Филичева и др. ).
Таблица 1.
звуки |
Оптический раздражитель (картинка) |
С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ К КЬ Х ХЬ Г ГЬ Й ТЬ ДЬ НЬ |
собака, санки, стол, сумка, бусы, миска, насос, автобус листья, письмо, сосиски, гусь, такси, сеть, синий зайка, зонт, звонок, глаза, язык, звезда, коза земляника, газета, магазин, зеркало, козёл, зебра палец, цапля, цветок, яйцо, овца, цыплёнок шапка, шуба, шарф, шкаф, кошка, шашка, машина жук, жаба, флажок, ежи, ножницы, лыжи мяч, луч, бочка, тачка, чулки, чайник, чемодан щука, щётка, овощи, щенок, ящик, ящерица лампа, лодка, лук, кукла, платок, стул, пол лев, лист, лимон, лейка, олень, туфли, телефон рак, рыба, ракета, груша, ведро, комар, шар, забор ремень, река, гриб, матрёшка, дверь, фонарь колесо, кот, клоун, юбка, кубики, велик, паук кит, кепка, валенки, санки, кирпичи хлеб, халат, хобот, мох, холодильник, хомяк духи, орехи гусь, гром, гроза, горка бегемот, сапоги, ноги, гири, гитара йод, майка, мойка, яблоко, трамвай, троллейбус котёнок, утюг, платье, костюм дети, диван, лебеди, холодильник, дятел коньки, гнездо, книга, башня, вишня, камень, огонь |
Полученный материал был подвергнут количественному и качественному анализу. С помощью количественного анализа установлено, какие задания вызывали трудности у детей. При оценке качественных показателей основное внимание уделялось анализу характера допускаемых детьми ошибок, причин их появления.
При обследовании состояния общей моторики я отметила, что особые затруднения у большинства испытуемых вызвало задание "Повтори". Дети не смогли последовательно выполнить движения, слабо переключались с одного движения на другое.
Произвольная моторика пальцев рук отличается неловкостью, недостаточной координированностью. Упражнение "Пальчики здороваются" выполнить с первого раза детям не удалось.
При обследовании артикуляционной моторики оказалось, что многие дети были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полнм объеме. Часть детей не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой полости.
Появились некоторые трудности при выполнении и мимических движений. Выполняя задание "нахмурить брови", "поднять брови", "наморщить лоб", у детей появились содружественные движения (щурились глаза, подергивались щеки), не смогли изолированно надуть одну щеку.
Значительные трудности у детей вызвали такие движения как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих упражнений сопровождались беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом.
Задания, связанные с переключением движения выполнялись с трудом, при длительных поисках артикуляции, в полном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности. В значительной степени нарушенной оказалась возможность одновременного выполнения движений, совершали быстрые, беспорядочные движения языком, иногда, движения языка заменялись движением головы вперед.
Я заметила, что прослеживалась взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта артикуляторных органов, кистей и пальцев рук. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук у большинства детей характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, перестановок.
Данные особенности ручной и артикуляционной моторики, обусловлены нарушением функции двигательных нервов, приводят к фонетическим нарушениям.
Исходя из этого, наиболее характерными для обследованных детей (у 60 %) являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков: межзубный сигматизм и отсутствие звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ. На втором месте по распространенности (у 20%) стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков: межзубный сигматизм и горловой ротацизм. Далее следуют нарушения произношения (у 10%), характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков: межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков и звукопроизносительные расстройства (у 10%), проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков: горловое произношение Л, Р, РЬ, замена звука Ч звуком Щ .
В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей. Случаи только замен и отсутствия звуков не наблюдались.
Результаты обследования свидетельствуют об ограниченности и несформированности моторики артикуляционного аппарата, о недостаточном развитии общей моторики и моторики пальцев рук. Дети не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме, отмечались трудности удержания артикулярной позы и выполнения мимических упражнений; в значительной степени нарушенной оказалась возможность выполнения движений.
Данные особенности ручной и артикуляционной моторики отражаются на звукопроизношении и свидетельствуют о необходимости разработки специальных упражнений по развитию моторики артикуляционного аппарата и ручной моторики.
Я уверенна, что при специально организованной работе с детьми, имеющими лёгкую степень дизартрии возможно добиться положительных результатов, если:
1. Работа по формированию звукопроизношения будет планироваться в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой;
2. Работа по развитию ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;
3. На логопедических занятиях будут использованы упражнения, направленные на формирование звукопроизношения;
4. На логопедических занятиях будут использованы игры, ручной и артикуляционной моторики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.