Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение.
Логопедический мониторинг провожу с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной мною для детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года.
Тестовая методика диагностики устной речи детей разработана Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени. Она удобна:
для диагностики;
уточнения структуры речевого дефекта и оценки тяжести нарушений разных сторон речи;
построения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом;
комплектования подгрупп на основе общности дефекта;
оценки эффективности коррекционного воздействия.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.
Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность более дифференцированного результата. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.
Эта методика не предусматривает использования наглядных средств и доступна не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб. Но для детей с ОВЗ необходимо зрительное сопровождение, поэтому возникла необходимость создать отдельную презентацию по исследованию объёма словаря.
Словарь — это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Результаты исследования позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. Кроме этого, данные исследования будут определять подбор дидактического и речевого материала. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться эффективность коррекции лексического строя речи. Также, данное исследование позволит обогатить лексический запас и улучшить его качество у данных школьников с ОВЗ.
Цель: Выявить количественные накопления в словаре детей слов, обозначающих названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Картинки предъявляются после того, как ученик назвал слова самостоятельно по данному вопросу или испытывает значительные затруднения..
№ | ФИО | ПРИЗНАКИ | ДЕЙСТВИЯ | ПРЕДМЕТЫ | Общий балл мах 60 бб | ||||||||||||||
Яблоко | Человек | Машина | Повар | Заяц | Бабочка | Фрукты | Овощи | Птицы | Деревья | Дикие животные | Домашние животные | Профессии | Транспорт | Посуда | |||||
1. |
|
| |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||
24 |
| ||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||
Оценка: | 4 БАЛЛА - называние семи и более слов |
сентябрь/май 20 _г- 20 _г
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА СЛОВАРЯ
Генрих Сапгир.
Про яблоко
У прохожих на видуВисело яблоко в саду.Hу кому какое дело?Просто яблоко висело.Только Конь сказал, что низко.А мышонок - высоко.Воробей сказал, что близко,А Улитка - далеко.А Теленок озабоченТем, что яблоко мало.А Цыпленок - тем,Что очень велико и тяжело.А Котенку все равно:- Кислое - зачем оно?- Что вы? - шепчет Червячок,- Сладкий у него бочок.
Яблоко
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.