«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»
Оценка 5

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

Оценка 5
docx
12.12.2019
«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»
Конспект Проектный урок Габуния С.А..docx

Проектный урок русского языка для 5 класса на тему «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

 

 

УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской

 

Педагогическая  цель:

Ø  знакомство с методологией исследования, проведением эксперимента, записи наблюдений;

Ø  формирование умения  ставить и проводить исследование;

Ø  введение понятия «гипотеза».

 

Задание:

Детям предлагается

1)      исследовать слова по заданной проблеме,

2)      оформить исследование в соответствии с правилами: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу,

3)      произвести эксперимент,

4)      записать наблюдение,

5)      сделать заключение и выводы.

 

Погружение в тему:

Учёные всегда сталкиваются с чем-то неизвестным, ещё необъяснимым, проводят исследование для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема – не знают чего-то о новом явлении, но хотят знать. Это что-то является предметом исследования, а само явление и условия его проявления – объектом исследования.

Грамотная организация  исследовательской работы основывается на постановке цели исследования, формулировании гипотезы и собственно организация и проведение опытов. Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

 

Ситуация:  учебник стр. 234.

  

 

§     90. Употребление суффиксов существительных

–ек-, -ик- (-чик-)

 

 

Проблема исследования: как узнать правописание буквы е или и    в суффиксах существительных –ик-, -ек- .

 

Цель исследования: найти  эффективный способ определения  правописания гласной в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-.

 

Гипотеза:

Если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется  в суффиксе существительного  буква Е.

Если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет  чередования,          то пишется  в суффиксе существительного буква И.

 

Оснащение:

& УМК для 5 класса под ред. М.М.Разумовской и  П. А. Леканта  (учебник,  рабочая тетрадь),

& орфографические  словари.

¿   Шаблон презентации-исследовая

 

Этапы и время фронтально-групповой работы на уроке

 

№ этапа

Содержание этапа

Продолжительность этапа

1.

Слайд № 1

Запись в тетради

В тетради записать  тему урока «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

 

 

1 мин.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 2-4

Объяснение задания

Учитель проводит погружение в тему об исследованиях, показывает методологию  постановки  и проведения исследования. Делает акценты внимания с помощью методологических карточек – прикрепляет карточки одну за другой на доске. Особое внимание уделяется новому понятию – гипотеза.    

Учитель предлагает провести небольшое исследование и рассказывает проблемную ситуацию.

 

Открываем учебник:

§     90 на стр.234

говорится об употреблении суффиксов, склонении существительных, чередовании гласных, беглой гласной.

- Для чего это нужно знать? (чтобы грамотно писать)

- Какая проблема возникает? (проблема правописания)

В диалоге с классом учитель помогает сформулировать  проблему исследования, вместе с обучающимися формулирует цель исследования и определяет продукт проектно-исследовательской деятельности в форме презентации.

 

5 мин.

3.

Слайд № 5-6

Работа в  рабочей тетради

 - Читаем постановку  работы на исследование в тетради. Каждое исследование начинается с формулировки проблемы и цели.

 

Проблема исследования: Как узнать правописание букв е или и в суффиксах существительных –ик-, -ек- .

 

Цель исследования: найти  эффективный способ определения  правописания букв в  суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-

 

В исследовании не обойтись без гипотезы. Читаем определение гипотезы:

 Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

 

Гипотеза:

Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных 

 –ИК и –ЕК

 

Задачи:

1)      найти слова на заданную тему,

2)      исследовать их,

3)      сделать вывод.

 

5 мин.

4.

 

Самостоятельная работа в тетради (Задачи: найти слова на заданную тему, исследовать их и сделать вывод)

В каждой группе назначается ответственный за работу группы. Он распределяет задание и сообщает результаты исследования и выводы группы.

 

5 мин.

5.

 

Проведение исследования. Обучающиеся  работают в микрогруппах, обсуждают, записывают свои наблюдения, обобщают выводы микрогрупп.

 

10 мин.

№ шага

 

Действия

Результат

1)

Найти 10  существительных типа «замок-замочек»

Группа № 1

1.      Брусок

2.       Валенок

3.      Веник

4.      Венок

5.      Ветерок

6.      Вьюнок

7.      Галстук

8.      Глазок

9.      Голубок

10.  Горох

 

2)

Образовать от найденных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек-

Группа № 1

1.      Брусок - брусочек

2.      Валенок - валеночек

3.      Веник - веничек

4.      Венок- веночек

5.      Ветерок - ветерочек

6.      Вьюнок - вьюночек

7.      Галстук - галстучек

8.      Глазок - глазочек

9.      Голубок - голубочек

10.  Горох – горошек

 

3)

Слайд № 7

 

Проанализировать: есть ли чередование согласного звука перед суффиксом

замок - замочек

Группа № 1

1)      Брусок - брусочек     к // ч

2)      Валенок - валеночек  к // ч

3)      Веник - веничек к // ч

4)      Венок - веночек к // ч

5)      Ветерок - ветерочек   к // ч

6)      Вьюнок - вьюночек   к // ч

7)      Галстук - галстучек   к // ч

8)      Глазок - глазочек  к // ч

9)      Голубок - голубочек  к // ч

10)  Горох - горошек  х // ш

 

Группа № 2

1)      Горшок- горшочек (к // ч)

2)      Гудок-гудочек (к // ч)

3)      Дружок-дружочек (к // ч)

4)      Жеребёнок--жеребёночек (к // ч)

5)      Зайчонок-- зайчоночек (к // ч)

6)      Звонок- звоночек (к // ч)

7)      Козлёнок-козлёночек (к // ч)

8)      Корешок- корешочек (к // ч)

9)      Котёнок-котёночек (к // ч)

10)  Клубок- клубочек (к // ч)

 

Группа № 3

1.      Комок - комочек (к // ч)

2.      Кулёк - кулёчек (к // ч)

3.      Кусок - кусочек (к // ч)

4.      Лесок - лесочек (к // ч)

5.      Листок - листочек (к // ч)

6.      Мешок – мешочек (к // ч)

7.      Молоток - молоточек (к // ч)

8.      Наперсток – наперсточек (к // ч)

9.      Ноготок -ноготочек (к // ч)

10.  Ножик - ножичек (к // ч)

 

Группа № 4

1.      Номерок - номерочек (к // ч)

2.      Носок – носочек (к // ч)

3.      Ободок - ободочек (к // ч)

4.      Огонек – огонечек (к // ч)

5.      Песок – песочек (к // ч)

6.      Платок – платочек (к // ч)

7.      Пушок - пушочек (к // ч)

8.      Росток – росточек (к // ч)

9.      Свисток- свисточек (к // ч)

10.  Снежок – снежочек (к // ч)

Группа № 5

  1. Совок – совочек (к // ч)
  2. Стебелек - стебелёчек (к // ч)
  3. Тапок – тапочек (к // ч)
  4. Телёнок- телёночек (к // ч)
  5. Уголок- уголочек (к // ч)
  6. Узелок- узелочек (к // ч)
  7. Учебник- учебничек (к // ч)
  8. Цветок – цветочек (к // ч)
  9. Человек- человечек (к // ч)
  10. Чулок – чулочек (к // ч)

 

6.

Слайд № 8

 

Работа в тетради

Вместе с учителем  учащиеся формулируют вывод о том, подтвердилась ли гипотеза     Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных   –ИК и –ЕК                 и делают выводы о том, что узнали.

5 мин.

7.

Повторение методологии исследования.

Учитель выкладывает карточки на доске, а дети комментируют формулировки по тетради.

3 мин.

8.

Слайд № 9

Выступление   ответственных групп.

От каждой группы выступающий рассказывает о ходе  эксперимента, фиксированных наблюдениях, заключении и выводах.

5мин.

9.

Рефлексия обучающихся

s  Как организовали работу в группе?

s  Что получилось хорошо?

s  Какие возникли проблемы, и как они были разрешены?

s  Самооценка.

3 мин.

10.

Экспертная оценка учителя

1 мин.

11.   

Домашнее задание

Представить продукт своей проектной деятельности на уроке презентацией по заданному шаблону.

 

2 мин

Всего:

45 мин.

 

Методические комментарии

На 1 уроке обучающиеся знакомятся с новым материалом.

На 2 уроке -  постановка и проведение исследования, понятия гипотеза, запись наблюдения за ходом эксперимента и формулирование заключения и выводов. Необходимо сделать акценты на названиях: проблема исследования, цель исследования, гипотеза.

Презентация –шаблон сопровождает этапы урока.

При формулировании заключения  о том, подтвердилась ли гипотеза, пишем – подтвердилась.

Делаем вывод о том, что найден  более эффективный подход к правописанию суффиксов существительных   –ИК и –ЕК.

Затем формулируется заключение о том, что

ü    если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется  в суффиксе существительного  буква Е;

ü    если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет чередования, то пишется  в суффиксе существительного буква И.

В качестве педагогической помощи обучающимся даётся шаблон презентации.

На 3 уроке  демонстрируются презентации групп, а  обучающиеся каждой группы комментируют. Руководители групп составляют итоговую презентацию проекта-исследования.

На 4 уроке демонстрируется итоговая  презентация проекта-исследования. Комментируют обучающиеся. которые ещё не выступали.

 

Использованные источники:

1.      Никитина А. Новый подход к правописанию суффиксов существительных   –ИК и –ЕК. Исследовательская работа ученицы 6 класса МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. 2012 год.

http://www.proshkolu.ru/user/marina-safonovo/file/2792755/

2.      Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителя начальных классов, 4 класс. – М.:ИПЦ «Маска», 2010.

3.      Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 17-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

4.      Суволокина И.В.  Алгоритм разработки проектных уроков. Семинар издательства «Дрофа» 8.02.2013 г.

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»

«Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и  -ик-»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2019