Проектный урок русского языка для 5 класса на тему «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»
УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской
Педагогическая цель:
Ø знакомство с методологией исследования, проведением эксперимента, записи наблюдений;
Ø формирование умения ставить и проводить исследование;
Ø введение понятия «гипотеза».
Задание:
Детям предлагается
1) исследовать слова по заданной проблеме,
2) оформить исследование в соответствии с правилами: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу,
3) произвести эксперимент,
4) записать наблюдение,
5) сделать заключение и выводы.
Погружение в тему:
Учёные всегда сталкиваются с чем-то неизвестным, ещё необъяснимым, проводят исследование для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема – не знают чего-то о новом явлении, но хотят знать. Это что-то является предметом исследования, а само явление и условия его проявления – объектом исследования.
Грамотная организация исследовательской работы основывается на постановке цели исследования, формулировании гипотезы и собственно организация и проведение опытов. Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.
Ситуация: учебник стр. 234.
§ 90. Употребление суффиксов существительных
–ек-, -ик- (-чик-)
Проблема исследования: как узнать правописание буквы е или и в суффиксах существительных –ик-, -ек- .
Цель исследования: найти эффективный способ определения правописания гласной в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-.
Гипотеза:
Если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется в суффиксе существительного буква Е.
Если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет чередования, то пишется в суффиксе существительного буква И.
Оснащение:
& УМК для 5 класса под ред. М.М.Разумовской и П. А. Леканта (учебник, рабочая тетрадь),
& орфографические словари.
¿ Шаблон презентации-исследовая
Этапы и время фронтально-групповой работы на уроке
№ этапа |
Содержание этапа |
Продолжительность этапа |
||
1. Слайд № 1 |
Запись в тетради В тетради записать тему урока «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»
|
1 мин. |
||
2.
Слайды № 2-4 |
Объяснение задания Учитель проводит погружение в тему об исследованиях, показывает методологию постановки и проведения исследования. Делает акценты внимания с помощью методологических карточек – прикрепляет карточки одну за другой на доске. Особое внимание уделяется новому понятию – гипотеза. Учитель предлагает провести небольшое исследование и рассказывает проблемную ситуацию.
Открываем учебник: § 90 на стр.234 говорится об употреблении суффиксов, склонении существительных, чередовании гласных, беглой гласной. - Для чего это нужно знать? (чтобы грамотно писать) - Какая проблема возникает? (проблема правописания) В диалоге с классом учитель помогает сформулировать проблему исследования, вместе с обучающимися формулирует цель исследования и определяет продукт проектно-исследовательской деятельности в форме презентации.
|
5 мин. |
||
3. Слайд № 5-6 |
Работа в рабочей тетради - Читаем постановку работы на исследование в тетради. Каждое исследование начинается с формулировки проблемы и цели.
Проблема исследования: Как узнать правописание букв е или и в суффиксах существительных –ик-, -ек- .
Цель исследования: найти эффективный способ определения правописания букв в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-
В исследовании не обойтись без гипотезы. Читаем определение гипотезы: Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.
Гипотеза: Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК
Задачи: 1) найти слова на заданную тему, 2) исследовать их, 3) сделать вывод.
|
5 мин. |
||
4. |
Самостоятельная работа в тетради (Задачи: найти слова на заданную тему, исследовать их и сделать вывод) В каждой группе назначается ответственный за работу группы. Он распределяет задание и сообщает результаты исследования и выводы группы.
|
5 мин. |
||
5. |
Проведение исследования. Обучающиеся работают в микрогруппах, обсуждают, записывают свои наблюдения, обобщают выводы микрогрупп.
|
10 мин. |
||
№ шага
|
Действия |
Результат |
||
1) |
Найти 10 существительных типа «замок-замочек» |
Группа № 1 1. Брусок 2. Валенок 3. Веник 4. Венок 5. Ветерок 6. Вьюнок 7. Галстук 8. Глазок 9. Голубок 10. Горох
|
||
2) |
Образовать от найденных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек- |
Группа № 1 1. Брусок - брусочек 2. Валенок - валеночек 3. Веник - веничек 4. Венок- веночек 5. Ветерок - ветерочек 6. Вьюнок - вьюночек 7. Галстук - галстучек 8. Глазок - глазочек 9. Голубок - голубочек 10. Горох – горошек |
||
3) Слайд № 7 |
Проанализировать: есть ли чередование согласного звука перед суффиксом замок - замочек |
Группа № 1 1) Брусок - брусочек к // ч 2) Валенок - валеночек к // ч 3) Веник - веничек к // ч 4) Венок - веночек к // ч 5) Ветерок - ветерочек к // ч 6) Вьюнок - вьюночек к // ч 7) Галстук - галстучек к // ч 8) Глазок - глазочек к // ч 9) Голубок - голубочек к // ч 10) Горох - горошек х // ш
Группа № 2 1) Горшок- горшочек (к // ч) 2) Гудок-гудочек (к // ч) 3) Дружок-дружочек (к // ч) 4) Жеребёнок--жеребёночек (к // ч) 5) Зайчонок-- зайчоночек (к // ч) 6) Звонок- звоночек (к // ч) 7) Козлёнок-козлёночек (к // ч) 8) Корешок- корешочек (к // ч) 9) Котёнок-котёночек (к // ч) 10) Клубок- клубочек (к // ч)
Группа № 3 1. Комок - комочек (к // ч) 2. Кулёк - кулёчек (к // ч) 3. Кусок - кусочек (к // ч) 4. Лесок - лесочек (к // ч) 5. Листок - листочек (к // ч) 6. Мешок – мешочек (к // ч) 7. Молоток - молоточек (к // ч) 8. Наперсток – наперсточек (к // ч) 9. Ноготок -ноготочек (к // ч) 10. Ножик - ножичек (к // ч)
Группа № 4 1. Номерок - номерочек (к // ч) 2. Носок – носочек (к // ч) 3. Ободок - ободочек (к // ч) 4. Огонек – огонечек (к // ч) 5. Песок – песочек (к // ч) 6. Платок – платочек (к // ч) 7. Пушок - пушочек (к // ч) 8. Росток – росточек (к // ч) 9. Свисток- свисточек (к // ч) 10. Снежок – снежочек (к // ч) Группа № 5
|
||
6. Слайд № 8 |
Работа в тетради Вместе с учителем учащиеся формулируют вывод о том, подтвердилась ли гипотеза Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК и делают выводы о том, что узнали. |
5 мин. |
||
7. |
Повторение методологии исследования. Учитель выкладывает карточки на доске, а дети комментируют формулировки по тетради. |
3 мин. |
||
8. Слайд № 9 |
Выступление ответственных групп. От каждой группы выступающий рассказывает о ходе эксперимента, фиксированных наблюдениях, заключении и выводах. |
5мин. |
||
9. |
Рефлексия обучающихся s Как организовали работу в группе? s Что получилось хорошо? s Какие возникли проблемы, и как они были разрешены? s Самооценка. |
3 мин. |
||
10. |
Экспертная оценка учителя |
1 мин. |
||
11. |
Домашнее задание Представить продукт своей проектной деятельности на уроке презентацией по заданному шаблону.
|
2 мин |
||
Всего: |
45 мин. |
|||
Методические комментарии
На 1 уроке обучающиеся знакомятся с новым материалом.
На 2 уроке - постановка и проведение исследования, понятия гипотеза, запись наблюдения за ходом эксперимента и формулирование заключения и выводов. Необходимо сделать акценты на названиях: проблема исследования, цель исследования, гипотеза.
Презентация –шаблон сопровождает этапы урока.
При формулировании заключения о том, подтвердилась ли гипотеза, пишем – подтвердилась.
Делаем вывод о том, что найден более эффективный подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК.
Затем формулируется заключение о том, что
ü если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется в суффиксе существительного буква Е;
ü если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет чередования, то пишется в суффиксе существительного буква И.
В качестве педагогической помощи обучающимся даётся шаблон презентации.
На 3 уроке демонстрируются презентации групп, а обучающиеся каждой группы комментируют. Руководители групп составляют итоговую презентацию проекта-исследования.
На 4 уроке демонстрируется итоговая презентация проекта-исследования. Комментируют обучающиеся. которые ещё не выступали.
Использованные источники:
1. Никитина А. Новый подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК. Исследовательская работа ученицы 6 класса МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. 2012 год.
http://www.proshkolu.ru/user/marina-safonovo/file/2792755/
2. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителя начальных классов, 4 класс. – М.:ИПЦ «Маска», 2010.
3. Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 17-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
4. Суволокина И.В. Алгоритм разработки проектных уроков. Семинар издательства «Дрофа» 8.02.2013 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.