Для изучения мотивации учащихся было проведено исследование на базе МБОУДО «Подпорожская школа искусств», филиал «Никольское отделение» следующих учеников:
1.Поликарпова Дарья – 10 лет, учащаяся театрального класса
2.Зуева Полина – 15 лет, учащаяся театрального класса
3.Павлечко Яна - 16 лет, учащаяся класса фортепиано
Цель исследования: провести анализ сфер одаренности учащихся.
Задачи:
1. Выявить сферы одаренности школьников.
2. Проанализировать полученный результат.
Исследование проводилось методом письменного опроса преподавателей, классных руководителей, родителей, родственников. Был использован опросник А.А. Лосевой (см. приложение).
Результаты опроса представлены в графическом изображении.
1.Поликарпова Дарья
Эксперты: классный руководитель общеобразовательной школы, воспитатель группы продлённого дня, преподаватель театрального класса, преподаватель теории музыки, мама.
Результаты исследования:
I. Интеллектуальная сфера – 4,6
II.Сфера академических достижений - 4
III.Творчество – 4,8
IV.Литературная сфера – 4,5
V.Артистическая сфера – 4,9
VI.Музыкальная сфера – 4,3
VII.Техническая сфера - 3
VIII.Двигательная сфера – 4,8
IX.Сфера художественных достижений – 3,9
X.Общение и лидерство – 4,7
Аналитическая справка
Результаты исследования показали, что наиболее ярко у Поликарповой Дарьи выражены следующие сферы одаренности: артистическая, творческая и двигательная. Достаточно высокий бал и в интеллектуальной сфере.
Рекомендации для родителей (учителей) по оптимизации условий развития одаренности ребенка
При проведении данного исследования выявлении одаренных учащихся было рекомендовано:
-продолжать обучение в театральном классе ДШИ, так-как обучение в нашей школе позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому становится возможным работать с одаренными детьми;
- стараться регулярно общаться с преподавателем театрального класса, присутствовать на всех выступлениях девочки;
-избегать излишней критики, которая может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости ребёнка;
-уважать любопытство Даши;
- по возможности порекомендовать Даше позаниматься в какой-либо спортивной секции, включать её в состав спортивных команд; поощрять занятия в студии танца;
- способствовать задаванию вопросов, помогать ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы; активно вовлекать в проектную деятельность;
-обращать внимание на то, что у Даши могут проявляться способности в различных сферах деятельности;
-учитывать мотивацию самой девочки;
- не перегружать ребенка.
2. Зуева Полина
Эксперты: классный руководитель общеобразовательной школы, преподаватель театрального класса, преподаватель теории музыки, мама, тётя.
Результаты исследования:
I. Интеллектуальная сфера – 4,4
II.Сфера академических достижений - 4
III.Творчество – 4,9
IV.Литературная сфера – 4,7
V.Артистическая сфера – 4,9
VI.Музыкальная сфера – 3,7
VII.Техническая сфера – 2,4
VIII.Двигательная сфера – 4,7
IX.Сфера художественных достижений - 4
X.Общение и лидерство – 4,7
Аналитическая справка
Результаты исследования показали, что наиболее ярко у Зуевой Полины выражены следующие сферы одаренности: артистическая, творческая, двигательная, общение и лидерство.
Рекомендации для родителей (учителей) по оптимизации условий развития одаренности ребенка
При проведении данного исследования выявлении одаренных учащихся было рекомендовано:
-продолжать обучение в театральном классе ДШИ;
-после окончания ДШИ поддерживать желание Полины (при его наличии в дальнейшем) участвовать во внеклассной жизни общеобразовательной школы;
- быть терпимыми к кажущимся странными идеям девочки;
- оставлять Полину одну и позволять ей, если она того пожелает, самой заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству;
- помогать справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует;
- не pугать pебенка за беспоpядок в его комнате или на столе, если это связано с твоpческим занятием и pабота еще не закончена;
-поощрять занятия в студии танца;
-участвовать в спортивных мероприятиях;
- помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов;
- поощрять дружбу Полины со сверстниками и взрослыми;
- поощрять увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
3.Павлечко Яна
Эксперты: классный руководитель общеобразовательной школы, преподаватель класса фортепиано, преподаватель теории музыки, преподаватель хорового пения, мама, папа.
Результаты исследования:
I. Интеллектуальная сфера – 4,7
II.Сфера академических достижений – 4,3
III.Творчество – 3,9
IV.Литературная сфера – 4
V.Артистическая сфера – 3,6
VI.Музыкальная сфера – 4,6
VII.Техническая сфера – 2,1
VIII.Двигательная сфера – 4,1
IX.Сфера художественных достижений – 4,1
X.Общение и лидерство – 4,4
Аналитическая справка
Результаты исследования показали, что наиболее ярко у Павлечко Яны выражены следующие сферы одаренности: интеллектуальная и музыкальная.
Рекомендации для родителей (учителей) по оптимизации условий развития одаренности ребенка
При проведении данного исследования выявлении одаренных учащихся было рекомендовано:
-после окончания ДШИ и в дальнейшем вовлекать Яну в музыкальную деятельность;
- создать в семье фонотеку классических музыкальных произведений и семейное прослушивание;
-по возможности посещать концерты классической музыки, театры;
-для развития интеллектуальных способностей организовывать совместное разгадывание шарад, ребусов, головоломок, кроссвордов;
-находить время для общения всей семьей, помочь дочери правильно определиться в выборе профессии, стараясь при этом не проецировать на неё собственные интересы и увлечения;
- стимулировать интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- снабжать Яну книгами и матеpиалами для её любимых занятий.
Приложение
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей
(Лосева А.А.)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и
приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой
из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей
степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла —
самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области»
таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например
«интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их
12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям
сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них,
стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на
основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в
анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у
одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например,
литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и
обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного
ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный
работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный
руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без
специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно
запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в
мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо
улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается
взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их
поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность,
повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год — два. 7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и
рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем
чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не
получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
III. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом
и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о
котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность
разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с
увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экс-
периментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера.
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,
футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо
события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок,
открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в
работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события
или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может
дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.