Вашему вниманию предлагается мастер - класс на тему " Мини исследования на уроках в начальной школе".
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.
Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
мастер класс.docx
Мастер класс
Тема: Мини исследования на уроках в начальной школе (Слайд № 1)
Учитель: Гуляева А. В.
Исследовательская деятельность
является одним из наиболее
эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и
формирование универсальных учебных действий.
Учебное исследование образовательный процесс, реализуемый на
основе технологии исследовательской деятельности.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих
неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих
точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной
проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа
свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и
др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в
качестве истинной.
В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов
методики исследования, которые следуют друг за другом, и один
дополнительный (Слайд № 2):
I. Мотивация
возникновение проблемы и предположений,
(создание проблемной ситуации, обеспечивающей
на основе которых
формулируется гипотеза) II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или
опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации
(сортировка или классификация
полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания:
принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере
достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых
условиях для достижения подлинного понимания открытия).
Отличительной чертой урока исследования является целостность, т. е.
связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или
доказательству какогото нового знания, идее урока.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока русского языка по теме
«Предлог».
Методы: проблемное изложение; сравнительный анализ.
Форма: групповая, фронтальная.
Цель: исследование предлога как части речи.
Задачи:
Научить отличать предлог от других частей речи;
Содействовать развитию интеллектуально – творческого потенциала
учеников;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;
Создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству,
взаимопомощи.
I.
Сообщение темы урока.
Слайд № 3 Исследовать
Что значит исследовать? (рассмотреть для изучения чтолибо; подвергнуть
научному исследованию).
В каких источниках мы можем найти определение данного слова, чтобы
посмотреть, правы ли мы?
Обратитесь к Толковому словарю С. И. Ожегова.
Исследователь
Кого называют исследователем? (человека, который чтото изучает,
исследует, доказывает, опровергает)
Найдите определение в словаре.
Исследуем тему «Предлог»
Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей, и исследовать
тему «Предлог».
Как вы думаете, а зачем мы займемся данным исследованием?
Прочитайте запись.
Слайд № 4
По земле шагает снежный декабрь.
Что записано? (предложение).
Из чего состоит предложение? (из слов)
Чем является каждое отдельное слово? (частью речи)
Найдите изученные части речи. (Сущ., прил., гл. Предлог не знают!)
Что мы знаем о данных частях речи? (обозначает, отвечает на вопросы,
является предложения).
А чем будет являться слово «по»? (вероятно, предлогом).
Как вы думаете, будет ли предлог являться частью речи? (предположения)
II.
Знакомство с планом и задачами исследования.
Чтобы разобраться в этом выдвинем гипотезу. Прочитайте ее, добавив
недостающие слова.
Слайд № 5
Если предлог часть речи, то он
… чтото
…на какието вопросы
…членом предложения
Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение. Слайд № 6
обозначает
отвечает
является
Данные слова являются планом нашего исследования.
Обратимся к тексту «Муравей и голубка» (Слайд № 7).
Маленький муравей спустился к ручью. Волна захлестнула беднягу. Голубка
несла в клюве тонкую ветку. Птичка бросила ее утопающему. Муравей
забрался на ветку. Он был спасен.
О чем этот текст?
Какова главная мысль?
Я предлагаю провести исследование в группах по трем направлениям:
1 группа – 1й пункт – узнать, обозначает ли предлог чтолибо (для этого над
каждым словом напишите, что оно обозначает).
2 группа – 2 –й пункт – выяснить, отвечает ли предлог на какието вопросы
(задайте вопросы ко всем словам в предложении).
3 группа – 3й пункт – найти ответ на вопрос, является ли предлог членом
предложения (посмотрите, как связаны все слова в предложении).
Работать будем с 1,3,5 предложениями. Распределите в группах
предложения. Каждый из вас будет выполнять задание группы на своем
предложении, делать свой вывод, затем обсудите свои наблюдения в группе и
придите к общему выводу.
Еще раз прочитайте задания. Что непонятно? Для помощи я вам предлагаю
схемыопоры (Слайд № 8).
III
. Исследование 1.
Обратить внимание на то, как делятся группы! (группы могут быть
сформированы поразному)
Обратить внимание на то, что в группе работает каждый ученик, у
каждого есть задание. Если работает смешанная группа и слабого ученика
возникает вопрос при выполнении задания, он может обратиться за
помощью к более сильному товарищу. Учащиеся в группах проводят исследование, делают выводы:
1. предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие
предмета, ни чтолибо еще.
2. предлог не отвечает ни на один из известных нам вопросов.
3. предлог не является членом предложения.
IV
. Проверка гипотезы.
Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (сообщение
выводов).
Подтвердилась ли выдвинутая нами гипотеза? (нет).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Предлог не часть речи.
V . Исследование 2.
Исходя из этого утверждения, мы можем выдвинуть еще одну гипотезу.
Если предлог не часть речи, то тогда он является …. частью слова и
пишется со словами слитно (Слайд № 9).
Значит, в записанных предложениях допущены ошибки.
Обратимся к первому предложению, по которому работали и докажем
правильность или ошибочность написания.
Слайд № 10
По земле шагает снежный декабрь.
Можно ли между предлогом «по» и словом «земле» поставить вопрос или
другое слово? Докажите.
Можно ли между частями слова поставить вопрос или другое слово? (нет)
Сделайте вывод.
Вывод: предлог это отдельное слово, а значит и часть речи, но особая.
А зачем нужна эта часть речи? Для чего она служит? Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся к тексту «Муравей и голубка».
Слайд № 11
Маленький муравей спустился ручью. Волна захлестнула беднягу. Голубка
несла клюве тонкую ветку. Птичка бросила ее утопающему. Муравей
забрался ветку. Он был спасен.
Правильно и красиво звучит текст?
Чего в нем не хватает?
Для чего нужны предлоги?
Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.
VI
. Подведение итогов исследований
Давайте подведем итог исследования и обобщим наши знания.
Подготовьтесь представить результат исследования (в группах делают
общий вывод и предоставляют результат).
Результат может быть представлен в виде схемы, таблицы, устного
отчета, модели, рисунка и т.д.
Предлог – это часть речи. Она служит для связи слов в предложении. Предлог
не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета,
предлог не отвечает на вопросы, предлог не является членом предложения
(Слайд № 12).
Совпали наши выводы? Молодцы.
А теперь оцените каждый свою работу в группе при помощи смайликов, по
ним оцените работу всей группы и покажите свою оценку нам всем.
VII
. Применение полученных знаний на практике.
ИТОГ Данный методический прием я часто использую на уроках освоения новых
знаний. Исследования могут проводиться и индивидуально, и в парах, и в
группах. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют
возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской
деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Очень важно, чтобы учитель при этом не самоустранялся, а направлял детей в
нужное русло (Слайд № 13).
Технология, применяемая мною в течение нескольких лет, позволяет решить
задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть
новыми способами добывания знаний.
Проводимая мною работа показывает, что уроки – исследования
способствуют развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели
начального общего образования и отвечает современным требованиям.
Спасибо за внимание!
Слайд № 14
Исследования в начальной школе
Исследования в начальной школе
Исследования в начальной школе
Исследования в начальной школе
Исследования в начальной школе
Исследования в начальной школе
Исследования в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.