Исследовательская деятельность учащихся - один из способов повышения учебной мотивации.
Оценка 4.9

Исследовательская деятельность учащихся - один из способов повышения учебной мотивации.

Оценка 4.9
docx
25.12.2023
Исследовательская деятельность  учащихся - один из способов повышения учебной мотивации.
Исследовательская деятельность учащихся - один из способов повышения учебной мотивации..docx

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — «разучить» думать самостоятельно.

А. Дистервег

Учебный труд требует приложения определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ученик. Чтобы ребенок начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Опыт показывает, что многие дети, придя в школу, стараются хорошо учиться, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны учителя, получить какое — то вознаграждение. Похвала родителей, учителя, признание одноклассников, безусловно, важны, но такая мотивация действует ненадолго. И, как только у ученика пропадает стимул, пропадает и интерес к учебе. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы, сформировать у учащихся интерес к познанию, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик осознал важность знаний для его дальнейшей жизни: для получения профессии, для осуществления намеченных планов. Мотивированные на процесс познания дети, получают удовольствие от учебного труда. Положительная мотивация влияет на результат учебы. Ученики, осознающие важность знаний, понимающие для чего они учатся, проявляют настойчивость, усердие и интерес к учебе.

Существует много факторов, формирующих мотивацию к учению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников, которые я применяю в своей работе, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Дети от природы любопытны и я стараюсь, чтобы в процессе исследовательской работы их любопытство переросло в любознательность. В современном обществе востребованы, не только знания, но умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. И эти умения формируются в процессе исследовательской работы учащихся и способствуют развитию познавательной активности учащихся. Одним из видов исследовательской работы является проектная деятельность.  Она предполагает проектную деятельность учащихся. Каждый проект — это исследовательская работа. Проекты выполняются детьми как коллективно, так и индивидуально, в учебное и во внеурочное время.

Учебный проект разрабатывается после освоения большой темы или раздела.

Работа над проектом предполагает определение проблемы, ее актуальность, сбор информации, постановку цели, определение задач, плана действий, исследование проблемы, представление результатов работы над проектом. Актуальность проекта стимулирует работу учащихся. На всех этапах работы над проектом, я консультирую, направляю работу учеников в нужное русло. Если это коллективный проект, дети распределяются в группы по интересам. Я помогаю каждой группе распределить роли, обсудить способы поиска информации по проблеме, определить цели и задачи, наметить план действий.

Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с намеченным планом. Учащиеся собирают информацию по проблеме, в различных источниках, включая Интернет. Если ученики затрудняются с поиском информации, я рекомендую им список информационных источников. Зачастую в поиске информации детям оказывают помощь родители. Ученики обсуждают собранную информацию в группе, проводят исследования, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. При выполнении заданий ученики чувствуют себя маленькими исследователями, что развивает их познавательный интерес. Они совершают собственные открытия, находят ответы на вопросы, прилагая собственные усилия, делятся полученными результатами с окружающими и, получив одобрение, начинают получать удовольствие от учебного труда, что является положительным мотивом для учебной деятельности. В этот момент очень важно внимание со стороны учителя. Я обязательно стимулирую работу учеников.

На каждом этапе работы ученики заполняют лист самооценки, то есть оценивают результаты своей работы. Лист самооценки, помогает детям осознать уровень личностного роста.

Оформление результатов работы над проектом планируется в основном, в виде презентации продукта. Перед презентацией, я провожу консультацию, на которой обсуждаю с детьми критерии оценивания презентации. Одновременно с презентацией готовится выступление проектной группы, поэтому в критерии оценивания закладываются пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

По окончании работы мы обсуждаем с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Очень важным моментом является награждение групп, что является стимулом для их дальнейшей работы.


 

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний

При выполнении заданий ученики чувствуют себя маленькими исследователями, что развивает их познавательный интерес

При выполнении заданий ученики чувствуют себя маленькими исследователями, что развивает их познавательный интерес
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2023