Доклад на тему: «Исследовательская деятельность в раннем возрасте».
Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории Дорожкина Ирина Николаевна, МБДОУ «ДС №194 г.Челябинска»
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем возрасте, поначалу представляя собой как будто бесцельное экспериментирование с веществами и игрушками.
В ходе такого экспериментирования ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны: различать предметы по цвету, размеру, форме и т.д., а также овладевает простыми орудийными действиями.
Задача воспитателя помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.
Экспериментировани – является методом практического целенаправленного воздействия, открывает возможность формировать собственный жизненный опыт.
Дети очень любят экспериментировать. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Это объясняется еще и тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он претендует на ведущий вид деятельности, а в первые три года – является практически единственным способом познания мира.
Опыты — это наблюдения, которые проводятся взрослыми в специально организованных условиях. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять.
Экспериментирование в дошкольном возрасте может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.