Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровский район
Воронежская область
Муниципальный этап (в рамках регионального) конкурса исследовательских проектов
в рамках «Киселевских Дней науки и культуры»
Номинация «Экология и здоровьесбережение»
Бытовые отходы человечества
и спасение от них
Работу выполнила: Каунова Валерия,
ученица 9 класса
Руководитель: учитель
биологии и химии Ершова А.Л.
2019
Оглавление
Введение 3
1. Теоретическая часть:
1.1.Классификация мусора 4
1.2.Причины увеличения мусора 7
1.3.Способы утилизации мусора 8
2. Практическая часть:
2.1.Определение количества мусора 10
2.2.Свалки: вред окружающей среде 13
2.3.Борьба с мусором 15
3.Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн. Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как часто загрязнены мусором территории вокруг домов (особенно заброшенных), завалены обочины автомобильных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие лесополосы.
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. Я люблю свое село и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решила провести исследование по этой проблеме.
Цель:
изучить влияние мусора на окружающую среду
Задачи:
1.Познакомиться с видами мусора
2.Выявить причины увеличения мусора
3.Выяснить способы переработки мусор
4.Выявить места свалок мусора с. Чесменка
5.Обобщить полученную информацию
6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в Чесменке.
Методы исследования:
1.Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»
2.Практическая работа:
- определение количества мусора
дома
в школе
- выявление продолжительности сохранения мусора
в воде
в почве
- выявление мест свалок мусора в селе
Теоретическая часть
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро.
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.
Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
Классификация мусора
Какой бывает мусор?
бытовой спецотходы промышленный
В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.
В бытовые отходы идут:
· бумага, книги, тетради, журналы;
· стеклянные банки и бутылки;
· металлические банки из–под консервов;
· овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
· пластиковые упаковки;
· картонные пакеты из-под молока или сока;
· полиэтиленовые мешки и пакеты;
· изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
· изделия из древесины;
· металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.
Вот некоторые из них:
-батарейки;
-остатки красок, лаков, клеев; пластиковых плиток;
-остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
-неиспользованные или просроченные медикаменты;
-остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
-ртутные термометры;
-автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:
-радиоактивные отходы;
-ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
-мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
-соединения свинца и др.
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.
Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.
Причины увеличения мусора
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.
Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
-рост производства товаров одноразового использования;
-увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
-повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
1.устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
2.компостирование мусора;
3.утилизация на мусороперерабатывающих заводах.
Рассмотрим каждый из этих способов:
1.Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
· значительное расстояние от населенных пунктов;
· роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
· вдалеке от охраняемых природных территорий;
· вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);
· достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).
Сделать это далеко не просто. Ведь нужны ещё подъездные дороги, ограждения, обслуживающий персонал и техника.
Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки. Очень часто проезжая по шоссе в сторону Боброва, за несколько километров чувствуется едкий раздражающий запах и виден темный дым над территорией городской свалки. Мы всегда удивляемся, как здесь живут люди, ведь над жилыми домами стоит смог. Когда-то, наверное, свалка была за чертой города, но Бобров территориально разрастается и кучи мусора «соседствуют» с людьми.
2.Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное или животное)
Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных (особенно рыб)
3.Мусороперерабатывающие заводы – их в России насчитывается всего семь. Перерабатывают они твердые бытовые отходы.
Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается попадание в воздух токсических веществ.
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Практическая часть
Определение количества мусора
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Виды мусора |
Масса хлама |
||||
1-я неделя |
2-я неделя |
3-я неделя |
4-я неделя |
Всего |
|
Бумага |
500 г |
600г |
300 г |
700 г |
2.100 г |
Пластик |
200 г |
500г |
250 г |
400 г |
1.350 г |
Стекло |
400г |
800г |
- |
300 г |
1.500 г |
Органические остатки |
1.200 г |
1.100 г |
1.250 г |
1.000 г |
4.550 |
Итого |
2.300 г |
3 кг |
1.800 г |
2.400 г |
9.500 г |
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.
Я провела такое же исследование и в классе ( вес мусорной корзины после 6 уроков)
понедельник вторник среда четверг
+ + + +
пятница суббота
+ = =
За неделю в классе накапливается 3 кг 900 г мусора, если в классе 10 человек, значит, на одного человека примерно 390 г.
Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 17 аудиторий и классных комнат, значит количество мусора в школе за месяц и весь учебный год.
Промежуток времени |
Количество мусора |
За неделю |
3 кг 900 г
|
За месяц |
15 кг 600 г |
За учебный год |
140 кг 400 г |
В нашей школе обучается 80 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 140 кг мусора.
Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь эту бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру, которую мы собираем по всему селу. А ведь в школе каждый день дежурные выносят мусорные урны в ящики с отходами!!!!!!!!!!!!!!!
При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
· на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
· в лесополосе и парке (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
· в магазине (масса чеков, оберток)
· на прогулке (бумажные обертки и др.)
Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
На сегодняшний день в селе несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось немного. Их можно увидеть в основном в овражках вдоль дорог, и просто за жилыми домами. Ветер разносит мусор, собаки и кошки растаскивают его. .
Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, а летом - многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.
- в емкость с водой
- в емкость с почвой
Посмотрим, что происходит с мусором:
В воде |
Металл |
Пластик |
Фрукт |
Бумага |
Сразу |
Опустился на дно |
Остался на поверхности |
Остался на поверхности |
Намокла |
Через неделю |
Без изменений |
Без изменений |
Разбухнет |
Начала распадаться |
Через месяц |
Произошли изменения, покрылся ржавчиной |
Без изменений |
Разложился |
- |
В почве |
Металл |
Пластик |
Фрукт |
Бумага |
Сразу |
- |
- |
- |
- |
Через неделю |
Без изменений |
Без изменений |
Разбухнет |
Небольшие изменения |
Через месяц |
Незначительные изменения |
Без изменений |
Сильные изменения |
Сильные изменения |
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным! Я знаю, что в селе весной и осенью действует запрет на сжигание разного вида мусора. В районе каждую осень ( в октябре) проходит акция « Осень без дыма». Мы с ребятами изготавливаем агитки и развешиваем в местах массового скопления людей.
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.
Каждые осень и весну в нашем селе мы проводим экологические акции «Очистим село от мусора».
-Уборка территории школы
-Уборка водных источников села.
-Уборка территории храма и парков( один – исторический, а второй – парк Победы и Славы).
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать
в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».
Хотелось, чтобы было так.
У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают. У нашей школы поставили разноцветные мусорные бачки. Но они по-прежнему полупустые.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провела среди ребят старших классов.
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.
Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
· систематически проводи уборку территории около школы, дома;
· не бросай, куда попало мусор;
· не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
· собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
· сдавай стеклотару, металлолом;
· экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
· аккуратно обращайся с учебниками, книгами;
· бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
· отдай вещи, которые не носишь нуждающимся;
· при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;
· дай вещи «вторую жизнь»
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем селе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.
И напоследок! ( из интернет- источника)
Ежегодно в России производится около 5 млрд т мусора. При этом, по словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, утилизируется и обезвреживается только половина всех отходов. А повторно используется менее 10% сырья. По словам Донского, в 2017 году лишь 7,5% отходов использовали повторно. Остальную часть захоронили. В связи с этим с 2014 года приняли больше десятка постановлений федерального и областного правительств, корректирующих существующее законодательство по обращению с отходами. Итогом этих актов стало появление в регионах России территориальных схем по обращению с отходами. Главная цель этих схем – уменьшить количество захораниваемого мусора и увеличить долю отходов, которые можно переработать, использовать повторно или хотя бы утилизировать с минимальным вредом для окружающей среды. По всей стране новые схемы начнут действовать 1 января 2019 года. Главным звеном новой схемы станет региональный оператор по обращению с отходами. В обязанности регионального оператора будет входить организация сбора отходов, их транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на полигонах. В Воронежской области контроль за деятельностью региональных операторов будет осуществлять департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. В нашей области региональный оператор будет не один – обслуживающую компанию выберут для каждого из восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров. Пока точно известна только одна компания из этого списка. ОАО «Экотехнологии», концессионный договор с которой областные власти заключили на 15 лет, станет региональным оператором для Воронежского кластера. Регоператоры для остальных кластеров тоже выбраны, но тарифы для них пока не установлены, и мусоросортировочные комплексы есть не во всех зонах, поэтому когда именно они приступят к своей непосредственной новой работе, неизвестно.
Без мусорного ведра и моющих средств. Как воронежцы отказались от привычных вещей ради экологии
(https://vestivrn.ru/stories/2020/01/13/bez-musornogo-vedra-i-moyushikh-sredstv-kak-voronezhcy-otkazalis-ot-privychnykh-veshei/)
Жители региона рассказали, как пришли к осознанному потреблению. ( ВЕСТИ ВОРОНЕЖ 13 января 10:19)
Они пытаются спасти планету своими силами и отказываются от удобств цивилизации ради натуральности и экологичности. В Воронежской области становится популярным так называемое осознанное потребление. Некоторые сознательно отказываются от бытовой химии и сокращают количество принимаемых лекарств, предпочитая травы. Насколько всё это удобно в быту – «Вести Воронеж» спросили у самых активных приверженцев такого близкого к природе образа жизни.
«Для покупок у Юлии всегда с собой специальные мешочки. Когда продавцы предлагают товар в пластиковом пакете, она отказывается и просит положить в свою тару. Таким способом девушка борется за чистоту. Это не всегда встречает понимание.
Чай, например, сегодня купить не удалось. «Не сходите с ума, у нас фирменные пакеты», – объясняет свой отказ продавщица. Юлия Кухарчук уступить тоже не готова и уходит без чая. Впрочем, отказывают не так часто. Девушка уверяет, у неё немало единомышленников, которые ради экологии готовы усложнять себе жизнь.
– Можно просить, обнулить тару, или потом доложить сверху по весу тары также, практика такая применяется. Люди покупают мясо, сосиски, всё в свои контейнеры, – рассказывает девушка.
Благодаря такому подходу, мусора образуется совсем мало. А с тем, что есть, Юлия обращается ответственно. На батарее контейнер с картофельными очистками и фруктовыми шкурками. Рядом сушится кисточка винограда без ягод и остатки хурмы. В отдельной коробочке хранятся батарейки. Также отдельно, пакет с пластиковыми бутылками. Их сминают, чтобы больше вместилось. Этот мешок набрался за пару месяцев. Назойливая реклама из почтового ящика тоже сортируется. И отправляется либо на переработку, либо на поделки. А привычного мусорного ведра у девушки вообще нет».
Список литературы и Интернет-источников
Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г.
Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. «Сократ» 2000 г.
Экология и дети Москва 1993 г.
Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся 9-10 классов средней школы. Просвещение 1986 г.
Прохоров Б. Б. «Экология человека» - терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. Просвещение – 1992г.
Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.
Юшкова С.М. Наша окружающая среда. Учебное пособие для учащихся
Издательство ООО «УралЭкоЦентр», 2002г.
http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/problemy-ekologii-voronezhskoj-oblasti-i-g-voronezha/
https://riavrn.ru/news/regionalnaya-skhema-po-obrashcheniyu-s-otkhodami-v-voronezhskoy-oblasti-kak-eto-budet/
Приложение
Анкета - вопросник
· «Собираешь ли ты макулатуру?»
· «Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»
· «Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»
· «Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»
· «Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?
· «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.