Исследовательская работа по математикеМетрические и не метрические меры длины
Авторы работы:
Ученики 6 «А» класса 
МБОУ СОШ №5
Руководитель : Чуруброва С. Н. 
«А сколько это 38 попугаев? А что можно измерять в попугаях? В каких именно попугаях, и какой породы, ведь они все разные. Как перевести попугаев во что-то знакомое и привычное?
Цель работы: изучить историю мер длины и расширить знания о единицах длины.
 Задачи:
1.	Подбор и изучение литературы по данной теме.
2.	Использование полученных знаний для решения задач 
3.	составить таблицы старинных русских мер длин с указанием их метрических значений;
4.	подобрать литературный материал со старинными мерами длины;
5.	составить задачи с использованием старинных мер по литературным произведениям;
6.	измерить расстояние от первого этажа до кабинета 34 в шагах тремя учителями;
7.	измерить рост одноклассников  и выразить его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах.
8.	найти средний рост учащихся в классе в различных единицах длины.
9.	проанализировать результаты данных измерений;
10.	составить таблицу перевода измеренного расстояния в старинные меры длины
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами
Локоть - расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки - 46см и 38см соответственно.
Вершок - длина пальца. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4,5 см.
Ярд. Одна старая легенда говорит, что ярд был определён в 101г. как расстояние от носа английского короля Генриха I до кончика среднего пальца его вытянутой руки. Длина ярда в настоящее время равна примерно 0,91 метра.
 Фут – это средняя длина ступни человека (английское слово «фут» - ступня). В 1324 году король Эдуард II повелел определить 1фут как среднее арифметическое «длин ступней 16 человек». С тех пор 1фут = 30,48см, а 1ярд = 3 футам = 91,44см.
В XVIIIв. Россия стала больше торговать с Западной Европой. Нужны были меры, которые было бы легче сравнивать с западными мерами. Метрологической реформой Петра I к обращению в России были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте – ярды, футы, дюймы.
Основная единица длины в метрической системе – 1метр (от греческого слова " метрон"- мера). Первый прототип эталона метра был изготовлен из латуни в 1795 году.
Результаты анкетирования
Анкетирование показало, что из 20 учеников  – 11 учеников  знают старинные меры длины. Затруднялись ответить на этот вопрос – 1. Не знают о них нечего – 8 человек.
Название мер назвали все 20. Задачи решали со старинными мерами 5, но затруднения вызывали у – 2, справлялись – 3, остальные не решали.
  | Длина шага  | Количество шагов  | Расстояние  | Фактическое расстояние  | Погрешность  | %  | 
Светлана Николаевна  | 0,55м  | 130  | 588  | 600м  | -12м  | +0,005  | 
Ольга Валериевна  | 124  | 579м  | -21м  | - 0, 018  | ||
Наталья Сергеивна  | 0,53м  | 119  | 564  | -36м  | - 0,02  | 
1.экспериментальные результаты отличаются от фактического незначительно;
2.расхождения в измерениях между членами семьи очень малы;
3.на расхождения в измерениях влияют: отклонения в маршруте следования, непостоянность длины шага в движении, состояние человека, проводящего измерения;
4.для более точного измерения расстояния необходима единая мера длины.
№  | Фамилия учащихся  | см  | сажень  | аршин  | фут  | 
1  | Дорофеев Илья  | 154  | 0,70  | 2,09  | 4,89  | 
2  | Маточенко Ангелина  | 161  | 0,71  | 2,14  | 4,99  | 
3  | Ваня Рыбалко  | 171  | 0,69  | 2,07  | 4,82  | 
4  | Бойцов Иван  | 151  | 0,71  | 2,12  | 4,95  | 
5  | Агер Андрей  | 157  | 0,74  | 2,21  | 5,15  | 
6  | Никитина Нина  | 155  | 0,73  | 2,18  | 5,09  | 
7  | Шмелёва Полина  | 153  | 0,72  | 2,15  | 5,02  | 
8  | Мясковская Ирина  | 152  | 0,71  | 2,14  | 4,99  | 
9  | Прудник Вика  | 160  | 0,75  | 2,25  | 5,25  | 
10  | Шкляр Екатерина  | 161  | 2,26  | 5,28  | 
Измерение роста одноклассников и перевод его в сантиметры, сажени, аршины, футы.
Таблицамер и соотношений между русскими и иностранными мерами
Верста  | 1 верста = 500 сажень = 1,0668 км = 1066,8 м  | 
Сажень  | 1 сажень = 3 аршина = 7 футам = 2,1336 м  | 
Аршин  | 1 аршин = 16 вершков = 28 дюймам = 71,12 см  | 
Фут  | 1 фут = 12 дюймам = 30,48 см  | 
Вершок  | 4,445 см  | 
Дюйм  | 1 дюйм = 2,54 см  | 
Соотношения между наиболее часто используемыми в школе метрическими единицами измерения длины
  | мм  | см  | дм  | м  | км  | 
1 мм  | 
  | 0,1  | 0,01  | 0,001  | 0,000001  | 
1 см  | 10  | 
  | 0,1  | 0,01  | 0,00001  | 
1 дм  | 100  | 10  | 
  | 0,1  | 0,0001  | 
1 м  | 1000  | 100  | 10  | 
  | 0,001  | 
1 км  | 1000000  | 100000  | 100  | 1000  | 
  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.