Исследовательская работа "Икона"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Икона"

Оценка 4.8
docx
19.02.2023
Исследовательская работа "Икона"
Икона.docx

XVII – Грачевская учебно – исследовательская конференция учащихся

 

Секция: мировая художественная культура

 

 

Тема: «Икона»

 

                         

 

 

                                     Работу выполнила Шейкина Ангелина,

                                                    учащаяся 11 класса

                                                    МКОУ СОШ № 7 с. Старомарьевка

                                                    научный руководитель

                                                    Диканская Любовь Михайловна,

                                                    учитель музыки и МХК

                                                    МКОУ СОШ № 7 с. Старомарьевка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Старомарьевка 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Введение.  Обоснование выбора темы исследования

2.      Что такое икона

3.      Зачем нужна икона

4.      Самая первая икона

5.     Иконописцы и художники

6.     Символика иконописи

7.      Цвет в иконе

8.      Какие бывают иконы

9.     Чудотворные и мироточивые иконы

10.  Иконы в доме

11.  Заключение.

12.  Выводы.

13.  Приложение

14.  Список использованных источников по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моего исследования, выбрана неслучайно. В период изучения предмета «Мировой художественной культуры», меня заинтересовала тема о создании иконы. Я решила расширить и углубить свои познания в этой области. Тема очень интересна сама по себе, но я хотела, встречая иконы в жизни, книгах, телепередачах и т.д., знать и понимать, кто на них изображён и что они означают.

Цель исследования: показать духовно-эстетическое значение  православной иконы, как традиционной культурной ценности.


Задачи, которые ставила перед собой: 

1.     Изучение литературы по данному вопросу

2.     Сбор материала по теме исследования и его обработка. 

3.     Обобщение обработанного материала. 

4.     Выводы о проделанной работе. 

5.     Оформление обобщенного материала. 

6.     Подготовка презентации. 

7.     Презентация исследовательской работы. 

 

К  методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие:

·        Чтение и анализ специальной литературы;

·        Работа с медиа ресурсами

·        Анализ представлений об иконе у моих одноклассников.

 

Достичь названной цели я могла, решив поставленные задач, и они помогли мне сформулировать гипотезу.

 

Гипотеза исследования: иконы есть в каждом доме, но знают ли люди

название икон, историю их создания, символику, значение красок.

 

Предмет исследования - ИКОНА

 

Актуальность: в последнее время наблюдается повышение интереса к старине, православной культуре и традициям нашего народа, поэтому считаю, что моя работа является актуальной и современной.

Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы в школе на уроках ОДНКНР, в работе в библиотеки.

 

 

 

 

Что такое икона.

       «Святая святых» храма – икона. Иконами называют изображения Бога, святых, событий священной истории, написанные по особым правилам.

Слово «икона» пришло на Русь из греческого языка. В переводе греческое « означает «образ». Иконы никогда не рассматривалась, как картины. Они были святынями, им поклонялись, от них ждали помощи и чуда. И любуясь красками, думали: «Если изображение так прекрасно, то какое же великолепие скрывается там, в том мире, который через иконы только приоткрывается?» Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображенное на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда – то даже неграмотные люди могли «читать» икону, переживать какие – то события, подражать добрым примерам.

Икона является неотъемлемой частью православного Предания. Трудно представить православный храм, богослужение или просто жизнь христианина без икон. Иконы в храме являют нам незримое присутствие святых за богослужением.

 

Зачем нужна икона.

        Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами, тому, кого они видят на иконах. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви, никого не предали, ни от кого не отвернулись. В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу. На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье. Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает, как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям. Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека, в том числе и Богочеловека Христа. На иконах мы видим изображения тех святых, покровительства которых просят люди.

(Приложение №1).

 

Самая первая икона.

        Согласно церковному преданию первую икону создал, Сам Иисус Христос. Иисус приблизился, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник «Нерукотворный Образ Христа», или «Спас Нерукотворный». Обрадованный слуга поспешил с драгоценным полотенцем к царю Авгарю, и тот исцелился. Легенда рассказывает о самой первой иконе созданной в помощь и утешение людям. С тех пор дар Иисуса, бережно укрепленный на доске, хранился в нише над воротами города, защищая его от врагов. А царь и его подданные вскоре приняли христианство. С давних пор иконы с изображением лика Иисуса Христа на белом полотнище почитались особо – ведь сам Христос оставил свой образ, желая помочь своим изображением тем, кто оказался в беде. И потому на Руси икону «Спас нерукотворный» часто помещали на воинских стягах и над воротами городов и крепостей. Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни  –  необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса.  С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза.  Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного человека и ожидает столь же личного ответа. (Приложение №2)

 

Иконописцы и художники.

       Следует отметить, что иконопись не является направлением живописи,  но ценится не менее высоко. У иконы есть своя история - были моменты расцвета, упадка, забвения и вновь возрождения. Икона самобытна, потому что неразрывно связана с культурой  русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность. Именно русская икона стала эталоном, который  воплощает в себе духовность народа, его веру. Иконопись - это не просто способ написания икон, это образ верования, образ мышления, определенный уклад, порожденный традициями. Иконами называли любые священные изображения, созданные на дереве, камне, кости, ткани или металле. Потом так стали называть только образы на досках. Они появились в Византии. Одновременно зарождалась наука о почитании икон, которая подробно объясняла, как относиться к иконе, что можно и чего нельзя изображать, какими должны быть краски и материалы. Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали легкими, бестелесными, жесты – значительными, взгляды – глубокими и неотрывными, «на века». По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Издавна художники многих стран считают его своим святым покровителем. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «пусть будет  с ним благодать сына Моего и Моя». На иконах евангелиста Луку изображали слушающим ангела, стоящего за спиной. Советы и указания ангела символизировали божественное участие в сотворении иконы. С творения апостола Луки бережно и благоговейно писали копии, веря, что чудесная сила первого изображения Богоматери перейдет и на повторения (списки). Очень скоро иконы богоматери прославились, как чудотворные, описания этих событий сохранились в летописях. Иконописцы в своих работах открывали великолепие окружающего мира – небо, море, горы, цветы – они считали отблеском вечной, неземной красоты созданной по мудрой воли Бога. Мастера старались подчеркнуть мощь и незыблемость святых образов. Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочестие и непрестанная молитва. Работу над иконой называли «умным деланием». Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. Иконописец, приступая к работе, всегда помнил, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах иногда не ставили имени мастера – человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Зарождение русской иконописи связано с именем Алипия Печерского. Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

 

Символика иконописи.

       В старинных наставлениях иконописцам напоминали о каноне и запрещали писать тела мясистые, щеки красные, взоры неспокойные. Все это могло принадлежать обычным людям. А те, кто устремлялся душой к Богу, кто забывал о еде и сне ради добрых дел, являл людям внутреннюю красоту. Изображенные на иконах тела святых утрачивали земную тяжесть. Лики святых сосредоточенны. Они очень далеки от земных переживаний – гнева, горя, радости и удивления. Святые смотрят на людей задумчиво и строго, напоминая о чем- то важном. Иконописцы подчеркивали прозрачность и бестелесность святых образов. Как и все в иконе -  одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников. Иконописцы изображали одеяния плоскими яркими пятнами. Часто одежды и волосы покрывали золотыми бликами. Чтобы подчеркнуть сияние святых образов, к иконам начали прикреплять накладные украшения – оклады. Оклады переливались всеми цветами и оттенками: металлы, жемчуг, бисер, драгоценные камни – все создавало пышный узор и символизировало сказочную красоту небесного Царства. Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе  «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его называют – нимб – в переводе с латинского означает «облако». На иконах часто изображали - белые омофоры (покрывало) – напоминание о поучительной истории Доброго Пастыря.

 

Цвет в иконе.

       Еще не зная икон, люди понимали, что краски, живопись могут передать очень многое и при этом оставить простор для фантазии. Иконописцы считали, что смысл любого искусства в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивали, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. На Руси цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Русские мастера – иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Краски на иконах стали более живыми, яркими и звонкими.

Золотой цвет – позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Пурпурный или багряный цвет – это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Кожаные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах Богоматери – царицы Небесной.

Красный цвет – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом.

Синий и голубой цвет – означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом богоматери, соединившей в себе земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю.

Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый. Смешав в себе черное и белое, зло добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия, Такому цвету не было места в лучезарном мире икон.

Какие бывают иконы.

       Заходя в церковь, мы видим огромное количество разных икон, которые размещены по определенному порядку на стенах. Мы задумываемся, к каким иконам поставить свечку за упокой, каким за здравие, кому помолиться, чтобы ушли болезни, кому за благополучие детей, кому за удачу в делах, кому за мир в семье, за любовь. Чтобы начать разбираться в большом разнообразии святых ликов, надо узнать, какие есть иконы и для чего они. Да, действительно, икон много, но все они делятся на несколько основных видов. На каждой стене церкви можно увидеть, что иконы сгруппированы в композиции, одни иконы всегда находятся в центре (иконостасные), другие с краю, сверху или снизу (заамвонные). Так вот первое деление икон – по месту нахождения. Ближе к иконостасу всегда располагаются иконы Спасителя и Божьей Матери. Так же всегда в центре размещается икона Святой Троицы. По бокам и ближе к выходу (входу) вешают иконы всех Святых, Апостолов, Мучеников, Праведников. (Приложение№3)

 

Чудотворные и мироточивые  иконы.

       Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением. О том, что лик Казанской Божьей Матери чудотворный свидетельствует легенда ее появления. Появление этой иконы произошло во время сильных пожаров. Маленькой девочке Матроне, которая была дочерью обычного купца, во сне пришел образ Богоматери и он велел ей вместе с мамой пойти на место пожара и найти там икону Приказ был выполнен, и среди завалов девочка нашла образ, который не имел никаких повреждений и все краски были свежими. Именно в этот день ежегодно православная церковь отмечает праздник – Явление иконы Казанской Божьей Матери. Как уже было сказано, само появление образа является чудом, но в дальнейшем икона удивляла людей еще не один раз. Одно из наиболее значимых и известных проявлений силы образа произошло во время крестного хода, когда икону переносили из места, где ее нашли в Успенский собор. В этом процессе участвовало два слепых человека, которые дотронувшись до иконы, прозрели. С тех пор Казанскую Божью Матерь используют для лечения слепоты и других телесных заболеваний. Святитель Николай Чудотворец – один из самых любимых и почитаемых святых в христианском мире. Иконы Николая Чудотворца есть в каждой церкви и в каждой верующей в Иисуса Христа семье. Николай Угодник – это святой, который помогает всем, молитвенно обращающимся к нему за помощью. Икона Святителя Николая Чудотворца, помещённая на почётном месте, сопровождает моряков, отправляющихся в плавание. Водители прикрепляют её в своих автомобилях как оберег от неприятностей на дорогах. К нему обращаются с проблемами в учёбе, с просьбами об исцелении от болезней.  Справиться с трудностями в семейной жизни, осуществить желание вступить в брак людям также помогают иконы Николая Чудотворца. Наверно, нет поприща, на которое не распространялась бы благая и чудотворная сила этого святого. Говорят, что он скоро откликается на самые отчаянные молитвы, когда уже не веришь в возможность избавления от неминуемой беды.

Святая Матрона — это одна из самых любимых и почетных московских святых. Она имела дар чудотворения еще с рождения. Еще при жизни она стала знаменита, как подвижница слова Божьего и молитвенница. Ее земную жизнь ставят в пример большого подвига духа, сострадания, самоотречения, любви и терпения. Молитва перед этим священным образом поможет обойти стороной все нежелательные события. Она защищает от недоброжелателей, стихий и болезней, поможет вывести на чистую воду врагов. Главное, что нужно просить святую только горячим, искренним сердцем.

Не секрет, что у каждого человека есть свой Ангел хранитель, который оберегает нас всегда. Беспокоится он не только о теле, но и о душе.  В трудную минуту для человека, необходимо помнить, что есть Высшие силы, которые всегда стоят на страже  благополучия и молят Господа о защите души. Одной из наиболее почитаемых  считается икона Ангела-Хранителя. Она поможет справиться со страхом, убережет от бед, защитит от опасности.  Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи поломников. (Приложение №4)

 

Иконы в доме.

       Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно. Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли  на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где   бы,  не стояли  в красном углу чтимые образа. Простые, незатейливые иконы на выскобленных полках крестьянских домов и домашние иконостасы личных молелен, сверкающих разноцветьем стеклянных и серебряных лампадок. Замечали ли вы, что жилищу, в котором нет икон, словно чего-то не хватает? Это будто бы бездушное помещение. Лишь стены, пол и крыша. А в доме, в котором есть иконы — светло и уютно, чувствуется что-то родное. Считается, что разместив в доме такую святыню, можно уберечь себя и своих родных от многих бедствий и напастей. Поэтому каждый верующий должен знать, в чем помогает и куда вешать чудотворный образ. Каждая крестьянская семья, даже самая бедная, имела образок (маленькую иконку) в красном углу, а в зажиточных домах иконам отводились целые комнаты, называемые моленными или крестовыми. (Приложение№5)  Иконы часто помещали над крыльцом дома, на воротах монастырей. Традиции размещения икон дома сейчас уже почти никем не соблюдаются, но их свято чтили в начале прошлого века, до активного насаждения атеизма. В каждом доме присутствовали все виды икон, которые полагалось иметь домовому хозяйству. Это была семейная икона, то есть та, которая передавалась от поколения к поколению рода. Обязательно вешали венчальную икону, которой благословляли и венчали молодых. И для каждого, живущего в доме, размещали тезоименную икону, то есть с изображением святого, по имени которого зовут человека. Так же дома были путные иконы, которые давали с собой в дорогу путешествующему. А выносными иконами называли те, которые брали с собой на Крестный ход.  Были еще обетные иконы, их писали, когда кто-либо давал обещание чего-либо и хотел закрепить свое слово навечно.

 

Заключение.

       В наши дни, после долгих лет забвения, иконописное искусство стало возрождаться. Снова появились иконописные мастерские, вспомнились древние традиции. Мир иконы по-прежнему открыт самым разным людям. Кто-то изучает икону как драгоценный памятник истории, для кого-то она служит проводником в загадочный мир символов. Но чаще всего к иконе приходят в ожидании чуда, с надеждой на помощь и утешение. Как и в старину, в образах иконы видят радостный и вечный свет небесной красоты.  На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощи им. Икона- это не просто картина с изображением тех, кому поклонятся верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний  народа того периода, когда она была написана.

 

Выводы

В нашем стремительном мире человек кардинально изменился. У каждого из нас уже совершенно другие взгляды на жизнь по сравнению с теми, что были у наших предков. Соответственно нет ничего странного, что в наше время изменилась отношение к иконам людей. На данное время в подавляющем большинстве случаев икона играет роль своеобразного талисмана. Например, повесил в машине икону, значит, все будет хорошо. А вот молишься ли ты на нее, да и какая именно это икона уже никого, по сути, и не волнует. Конечно, все это очень горько осознавать, но таковы реалии современного мира и нам никуда от них не деться. Однако, все же стоит стараться донести до людей истинное значение иконы, обучить их правильному чтению молитвы. Поэтому, имея в доме икону, стоит все-таки задуматься о её предназначении и правильном её расположении. Закончить хочется словами выдающегося подвижника XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова). Он давал такой совет стоящим перед иконами: «Стой перед иконой Спасителя, как перед Самим Господом Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стой перед иконой Божией Матери, как перед Самой Пресвятой Девой… ибо ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх и вводит в неё спасительное чувство благоговения». 

Список литературы.

 

1. Архиепископ Вениамин (Пушкарь) «Священная библейская история».

Санкт-Петербург, Владивосток, 2006

2. Б.И.Пивоваров Учебное пособие «Православная культура России» на CD-ROM. Новосибирск, 2004

3. «Благовещение» на CD-ROM, Интернет-сайт.

4. Д.Басов, С.Басов «Иконы в храме и в вашем доме». А.В.К., 2001

5. Православный календарь 2000 г

6.http://sobory.ru/articlc?objekt=14742 Народный каталог православной архитектуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

faith.jpg3.jpg

 

Приложение №2

 

https://www.proza.ru/pics/2011/12/10/1537.jpg

 

Приложение №3

 

962624846.jpg

Приложение №4

 

http://viktorkravtsov.com/wp-content/uploads/matrona.jpghttp://nikmonas.ru/d/352112/d/image_14.jpghttp://www.arnapress.kz/i/Posts/72696.jpghttp://www.spb-ikona.ru/database/132906636.jpg

 

https://otvet.imgsmail.ru/download/200759190_feea54d7b0cfaedfc88779c3172a49f6_800.jpghttp://www.chitalnya.ru/upload2/144/8011307334527373.jpg

 

Приложение №5

 

http://learnteach.ru/img/2015/120603/2127842http://i72.fastpic.ru/big/2015/0625/9b/ec21160d71b4ae0f42e6663badce449b.jpg

http://podolsk50.ru/_pu/0/40331946.jpg


 

XVII – Грачевская учебно – исследовательская конференция учащихся

XVII – Грачевская учебно – исследовательская конференция учащихся

Содержание 1. Введение

Содержание 1. Введение

Введение Тема моего исследования, выбрана неслучайно

Введение Тема моего исследования, выбрана неслучайно

Что такое икона. «Святая святых» храма – икона

Что такое икона. «Святая святых» храма – икона

И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик

И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик

Богоматери перейдет и на повторения (списки)

Богоматери перейдет и на повторения (списки)

На иконах часто изображали - белые омофоры (покрывало) – напоминание о поучительной истории

На иконах часто изображали - белые омофоры (покрывало) – напоминание о поучительной истории

Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый

Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый

К нему обращаются с проблемами в учёбе, с просьбами об исцелении от болезней

К нему обращаются с проблемами в учёбе, с просьбами об исцелении от болезней

В каждом доме присутствовали все виды икон, которые полагалось иметь домовому хозяйству

В каждом доме присутствовали все виды икон, которые полагалось иметь домовому хозяйству

Стой перед иконой Божией Матери, как перед

Стой перед иконой Божией Матери, как перед

Приложение №1 Приложение №2

Приложение №1 Приложение №2

Приложение №4 Приложение №5

Приложение №4 Приложение №5

Исследовательская работа "Икона"

Исследовательская работа "Икона"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023