Исследовательская работа "Изучение процесса формирования «Я-концепции» у воспитанников (подростков) школы-интерната и ее роль в их успешной социализации"
Оценка 5

Исследовательская работа "Изучение процесса формирования «Я-концепции» у воспитанников (подростков) школы-интерната и ее роль в их успешной социализации"

Оценка 5
docx
07.02.2020
Исследовательская работа "Изучение процесса формирования  «Я-концепции» у воспитанников (подростков) школы-интерната и ее роль в их успешной социализации"
Исследовательская работа Изучение Я-концепции воспитанников.docx

       Индивидуальная тема по самообразованию

воспитателя высшей квалификационной категории

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школы-интернат»

Ивановой Елены Викторовны:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение процесса формирования

«Я-концепции» у воспитанников (подростков) школы-интерната и ее роль в их успешной социализации.

 

Период работы над темой: 2016 – 2019гг.

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

г.Свободный

Исследование формирования «Я - концепции»

у подростков школы-интерната.

 

 

Введение

Социально-экономическая и политическая нестабильность, неизбежно сопутствующая кардинальному реформированию России, привела к значительному увеличению численности детей и подростков, оказавшихся в чрезвычайно трудных условиях. Значительное число среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В последние годы в научный оборот вошло понятие «социальное сиротство», означающее сиротство при живых родителях.

Исследованием особенностей детей и подростков городских детских домов и интернатов занимались такие известные ученые, как И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан. В связи с ростом численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей стала весьма актуально изучение личностных особенностей, вместе с тем специфики личностных причин, усугубляющих дезадаптацию и отклоняющееся поведение подростков.

Это определило мою тему по самообразованию  «Изучение формирования «Я - концепции» воспитанников школы-интерната VIII вида, как основы регуляции и адаптации их в социуме»». Подростковый возраст является сензетивным для развития «Я - концепции». Представления человека о себе в этот период совершенно особенное, не похожее ни на то, что думает о себе маленький ребенок, ни на то, что думает о себе взрослый. Характерным и продуктивным для развития личности является острота, аффективная заряженность этого образа, часто противопоставление себя к миру взрослых, так и миру детей. Подросток находится в поиске себя, обретения своей идентичности.

 

Цель исследования - выявить особенности «Я-концепции» у подростков школы-интерната.

 

Объект исследования - дети 13-17-летнего возраста, воспитывающиеся в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

Предмет исследования - особенности содержания «Я - концепции» у подростков сирот и подростков оставшиеся без попечения родителей.

 

Гипотеза исследования состоит в том, что особенности содержания «Я-концепции» в подростковом возрасте зависят:

- от места проживания подростка (в семье или в детском доме);

- от половых различий;

- от возраста подростков.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

 

1. проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

2. исследовать особенности «Я - концепции» подростков сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей;

3. показать сравнительный анализ особенностей «Я - концепции» подростков интерната

4. выявить особенности «Я - концепции» у мальчиков и девочек интерната.

 

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

- анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования.

- тестирование и наблюдение, направленное на выявление особенностей «Я - концепции» подростков сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей;

- сравнение эмпирических данных.

 

1. Теоретическое обоснование понятия «Я - концепции»

1.1 Определение понятия «Я - концепция»

В современной психологии для описания «ядра личности», «Я» используются разные понятия: «Я - концепция», «Я - образ», самосознание, идентичность. Самым широким понятием является «Я - концепция», которая традиционно трактуется как система представлений человека о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах. Эти представления неразрывно связаны с его самооценкой и выражаются в соответствующем поведении.

Понятие «Я-концепция» родилось в 50-е годы XX века в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности человека. В «Я-концепции» выделяют три структурных компонента:

1) Когнитивный компонент - «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе;

2) Эмоционально-ценностный (аффективный) компонент - переживаемое отношение к себе в целом (общее принятие или неприятие себя) и к отдельным сторонам своей личности, деятельности; к этому компоненту относят систему самооценок;

3) Поведенческий компонент, характеризующий проявления «Я» в поведении, в том числе в речи, высказываниях о себе.

 

«Я концепция» - целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны. В «Я - концепцию» входят как осознаваемые, так и неосознаваемые элементы. Она может быть описана с точки зрения содержания представлений о себе.

Я-концепция - внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру. элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности. Является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. Частично существует и в сфере бессознательной.

Одной из наиболее распространенных является концепция Р. Бернеса. По Бернесу, «Я - концепция» представляет собой иерархическую структуру, вершиной которой является глобальная «Я - концепция», конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя.

В многочисленных исследованиях было показано, что «Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, в котором особо важную роль играют детско - родительские отношения. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые человек ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку достижений - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Важнейшей функцией «Я концепции» является обретение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Для формирования «Я концепции» важно, насколько человек принимает, ценит, любит себя, поэтому резко сменившиеся оценки со стороны окружающих могут быть восприняты человеком как угроза его идентичности.

 

1.2 Развитие «Я концепции» в подростковом возрасте.

 

В процессе становления «Я-концепции» и адаптации к новым условиям подростки осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих и опыт отношений. Процесс становления «Я-концепции» у подростков включает половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности - женственности и определяется закономерностями усвоения и присвоения существующих в обществе полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей.

Для подростков не безразлично отношение окружающих. Причем система отношений включает отношения к родителям, друзьям и сверстникам, противоположному полу, школе, нравственным взглядам, себе.

Представления отношений подростков к себе отражают стремление: у мальчиков - учиться хорошо, признаться девушке в любви, угнать мотоцикл, стать личностью; у девочек - любить других людей, быть хорошей женой, обеспечить себе будущее.

Проявляется негативная тенденция в отношении к школе. Основными ценностями для подростков являются: хорошая работа, машина, дача, дом капитал, красивая жена, муж. У подростков к будущему отношение противоречивое - от прекрасного до темного. Хотя о прошлом они вспоминают с теплотой.

Для них важно, что думают о них другие, им не безразлично впечатление, которое они производят на окружающих. Большинство детей осознают, что они бывают, раздражительны и угрюмы, когда все против них, и стремятся смягчить эту ситуацию, хотя многие чувствуют себя не в состоянии контролировать свои реакции. Внешний облик и здоровье являются составляющими отношения подростка к себе. Встречается разочарованность, пессимизм по отношению к жизни. В целом в суждениях подростков присутствует позитивный прогноз собственного будущего, вера в него и ожидание исполнения замыслов и достижения целей.

Современные подростки принципиально иные, со своими взглядами и духовными потребностями. Их отличает большая открытость, но и большая «заземленность» потребностей. У современных детей отмечается ярко выраженное стремление к индивидуальности, утверждению в достижении цели. Многие подростки не собираются строить всю свою жизнь в соответствии с определенными правилами, хотят только приспосабливаться к обстоятельствам.

Изменения «Я-концепции» личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов и многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели «Я-концепции», происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «Я-концепции», завершается преобразованием всей ее структуры.

Основным источником преобразования «Я-концепции» являются природные (мозг, тело), психологические (сознание, самосознание, психологическая «защита», опыт), и социальные (культура и общество) факторы. Развиваясь «Я-концепция» влияет на то, как личность воспринимает действительность и с кем взаимодействует. От нее зависит мотивация, уверенность в себе, самоуважение, самоэффективность, самораскрытие и самопредъявление личности.

Таким образом, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. «Я-концепция» участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.

 

2. Исследование «Я - концепции» воспитанников школы-интерната в подростковом возрасте

Всего в исследовании участвовало 8 девочек и 6 мальчиков в возрасте от 12 до 16 лет.

Исследование «Я - концепции» проводилось на протяжении двух месяцев, совместно с социальным педагогом  школы-интерната.

 

Изучение «Я - концепции» осуществлялось с помощью методов:

 

v Метод анкетирования. (Приложение №15).

v Опросник Смишека «Что вы знаете о себе, или различные стороны вашей личности». (Приложение №16).

v «Самооценка», «Измерение самооценки» Дембо–Рубинштейн. (Приложение №17)

v Методики М. Рокича «Кто Я?» (Приложение №18).

 

2.2 Данные диагностики «Я концепции» у подростков

 

С помощь методов указанных выше изучалась «Я - концепция» подростков сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей (см. Таблица 1).

 

Таблица 1. Результаты исследования самооценки и самокритичности подростков проживающие в интернате (в %)

 

 

12 – 13 лет

14 – 17 лет

По всем

 

м

д

общий

м

д

общий

 

С-ц

С-кр

С-ц

С-кр

С-ц

С-кр

С-ц

С-кр

С-ц

С-кр

С-ц

С-кр

С-ц

С-кр

высокая

0

0

0

0

0

0

0

0

11

11

5,5

5,5

2,25

2,25

норма

45

50

0

16

31

25

75

100

11

66

43

83

37,8

54

низкая

35

0

83

100

59

50

25

0

77

22

51

11

55

30,5

 

 

Из результатов видно, что у 55% подростков выявлена низкая самооценка и нормальная самокритичность и у 37% нормальная самооценка и низкая самокритичность. Если рассматривать отдельно по выборкам, то можно отметить, что в первой выборке у подростков проявляется внутриличностный конфликт, а во второй, у 51% подростков проявляется заниженная самооценка и у 43% самооценка в норме. Внутриличностного конфликта нет. Как в первой, так и во второй выборках у девочек самооценка занижена, а у мальчиков в норме.

С помощью методики Дембо-Рубинштейн у детей выявлен средний уровень самооценки. Только у девочек двух выборок проявляется низкая самооценка.

На вопрос «Кто Я?» подростки интерната в первую очередь отмечают категории «воспитанник интерната», «ученик», «пол» и свои интересы.

 

Таблица 2. Результаты самоописания подростков по методике «Кто Я?» (в %)

 

Категория

     М

          12-14 лет

 Д

    12-14 лет

         М

      15-17 лет

            Д 

       15-17 лет

           Общий

Воспитанник          

            66

       100

         75

           66

               76

Ученик

            33

       50

         50

           33

                30

Пол

            100

        66

         50 

           100

                 79

Интересы

              0

        50

          25

           100

                 43

Подростки начинают свое самоописания с принадлежности своего пола и с категории «воспитанник интерната». Если рассматривать мальчиков и девочек в отдельности, то можно отметить что мальчики 12-14 лет отмечают свой пол, а девочки этого же возраста и мальчики 15-17 лет отмечают, что они воспитанники интерната. Девочки 15-17 лет указывают свою половую принадлежность и интересы.

Таким образом, можно отметить, что у детей, воспитывающихся в интернате, выявлен низкий уровень самооценки. Самооценка значительно занижена у девочек. Это подтверждается двумя методами. Дети осознают и воспринимают себя воспитанниками детского учреждения.

У воспитанников проявляется выраженность противоречивости Я-концепции: с одной стороны, у подростков низкая самооценка, им свойственна самонепринятие, склонность к самообвинению, низкий уровень притязаний. Они используют неадекватные формы психологической защиты (чаще - подавление). Большой самоконтроль и сдержанность и, одновременно, выраженная депрессивность и напряженность, у них фиксируется также большая выраженность противоречивости ценностных ориентации (целей и мотивов), связанных со значимыми отношениями (тенденция опасения, боязни окружающих, недоверия к ним, при одновременной излишней зависимости, надежде на их помощь); ограниченность интересов текущей жизнедеятельностью; размытость представлений о будущем, их слабая связь с прошлым и настоящим. Это все влияет на формирование «Я-концепции» у подростков, воспитывающихся в детском учреждении.

 

Заключение

Настоящее исследование выполнено в одной из наиболее сегодня актуальной сфере - психологии сиротства. В работе раскрываются такие категории, как «самооценка», «образ - Я». Они являются фундаментом, на основе которого может формироваться «Я - концепция» подростка.

Психологические аспекты «Я - концепции» у подростков сирот и подростков оставшихся без попечения родителей до сего времени не нашли полно раскрытия и анализа в психологических исследованиях. Поэтому, в ходе работы было важно провести диагностику уровня самооценки и то кем себя подросток видит.

Гипотеза, которая перед нами стояла, была подтверждена. Исследование показало, что подростки интерната не видят себя членами семьи, хотя у многих из них есть мама и папа, есть братья и сестры. У них очень развито «чувство - Мы». У большинства занижена самооценка. Ориентация в самооценке на мнение других. Неприятие себя, недоверие себе.

Обобщая можно сказать, что формирование «Я - концепции» зависит от того где ребенок проживает (детский дом, семья) от возраста и пола.

Таким образом, образом можно сказать, что семья является главным фактором для формирования «Я концепции» у подростка. Поэтому в учреждении интерната необходимо создать условия приближенные к домашним, что бы дети чувствовали себя комфортно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Агапов В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности. - М.:

     Владос, 2006 - 245 с.

 

2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. –

     Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.

 

3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в

    семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей.

    - М., 1982.

 

4. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического

    развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи –

    Вопросы психологии, 1985, №4.

 

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,

    2005. -583 с.

 

6. Психология. Полный энциклопедический справочник /Сост. И общ. ред.

    Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.

 

7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер,

    2005 - 405 с.

 

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологий: в 2т. Т.II. - М.: Педагогика,

    1989.-328 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №18

 

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

 

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

 

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

 

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, обращают внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

 

 

 

Инструкция

 

Особенности проведения процедуры тестирования:

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

"В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"

"Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

"Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"

"Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

"Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

"Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"

"Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

Инструкция:

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

 

 

                           

 

 

Приложение №17

 

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

 

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1.      здоровье;

2.      ум, способности;

3.      характер;

4.      авторитет у сверстников;

5.      умение многое делать своими руками, умелые руки;

6.      внешность;

7.      уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

 

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

a.      уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

b.      высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

c.      значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

 

Уровень притязаний

 

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

 

Высота самооценки

 

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

 

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100

 

 

 

          Индивидуальная тема по самообразованию

воспитателя ГОАУ школы-интерната №12

Ивановой Елены Викторовны:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение процесса формирования

«Я-концепции» у воспитанников (подростков) школы-интерната и ее роль в их успешной социализации.

 

Период работы над темой: 2010 – 2013гг.

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

г.Свободный


 

Индивидуальная тема по самообразованию воспитателя высшей квалификационной категории

Индивидуальная тема по самообразованию воспитателя высшей квалификационной категории

Исследование формирования «Я - концепции» у подростков школы-интерната

Исследование формирования «Я - концепции» у подростков школы-интерната

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи : 1

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи : 1

Я - концепцию» входят как осознаваемые, так и неосознаваемые элементы

Я - концепцию» входят как осознаваемые, так и неосознаваемые элементы

Проявляется негативная тенденция в отношении к школе

Проявляется негативная тенденция в отношении к школе

Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни

Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни

На вопрос «Кто Я?» подростки интерната в первую очередь отмечают категории «воспитанник интерната», «ученик», «пол» и свои интересы

На вопрос «Кто Я?» подростки интерната в первую очередь отмечают категории «воспитанник интерната», «ученик», «пол» и свои интересы

Психологические аспекты «Я - концепции» у подростков сирот и подростков оставшихся без попечения родителей до сего времени не нашли полно раскрытия и анализа в психологических…

Психологические аспекты «Я - концепции» у подростков сирот и подростков оставшихся без попечения родителей до сего времени не нашли полно раскрытия и анализа в психологических…

Список литературы 1. Агапов

Список литературы 1. Агапов

Приложение №18 Методика «Ценностные ориентации»

Приложение №18 Методика «Ценностные ориентации»

Инструкция Особенности проведения процедуры тестирования:

Инструкция Особенности проведения процедуры тестирования:

Приложение №17 Исследование самооценки по методике

Приложение №17 Исследование самооценки по методике

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам

Индивидуальная тема по самообразованию воспитателя

Индивидуальная тема по самообразованию воспитателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020