МУНИЦИПАЛЬНОЕ ФВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
Исследовательская работа на тему:
« Подвижные игры, как средство развития двигательных качеств младших школьников»
Выполнила: учитель физической культуры Рябова Е.В.
Г. Северодвинск 2023г.
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Введение………………………………………………………. … …..3 стр.
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-10 лет ..4 стр.
1.3 Значение игр. Игра, как средство развития двигательных качеств . 4 стр.
1.4 Характеристика основных двигательных качеств.… ……………. ..6 стр.
2.1 Цель, задачи методы исследования……………………………… ....10 стр.
2.2 Оценка развития двигательных качеств 3 «а» класса… 11 стр.
2.2.1 Эксперимент по определению влияния внеклассных форм занятий на уровень развития двигательных качеств …...11 стр.
2.2.2 Результаты эксперимента за проведенными внеурочными занятиями 14 стр.
2.2.3 Сравнительный анализ развития двигательных качеств контрольной и экспериментальной групп…………… …………………… ……15 стр.
3. Выводы………………………………………… …………… …………...17 стр.
4. Список использованных источников……………… ………… ………..18 стр.
1. Глава 1
1.1. Введение
Физическая культура, как часть общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека.
Физическая культура входит в жизнь человека с раннего возраста. Она выполняет ряд важнейших функций: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительно гигиеническую, общекультурную. Для школьников развитие физических качеств имеет огромное значение. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Таким образом, физическая культура в школе, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка и занимать достаточно важное место в школе. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные и спортивные игры. Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровой методики обучения на уроках физической культуры, практическое исследование, направленное на выявление эффективности применения подвижной игры и анализа проведенного эксперимента.
Тема: « Подвижные игры, как средство развития двигательных качеств младших школьников»
Актуальность. Тема данной работы посвящена игре, как средству развития физических качеств. Здесь решается проблема особой важности – это развитие интереса и активности на уроках физической культуры с применением подвижной игры. Мы попытаемся проследить такой вид деятельности, который обеспечивает результативность урока, активность учащихся, т.е. мотивирует их на дальнейшую деятельность.
Проблема: каковы педагогические условия, способствующие развитию двигательных качеств младших школьников.
Цель работы: определение и экспериментальная проверка методики проведения подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу.
2. Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.
3. Выявить изменения, в результате применения подвижных игр, как средства развития двигательных качеств
Объект исследования: двигательные качества младших школьников.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития двигательных качеств.
Гипотеза: результативность, по проблеме развития двигательных качеств, можно осуществить выполнив ряд поставленных задач.
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-10 лет
Возраст 7-10 лет, характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития, постепенностью изменений структур и функций организма. Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени.
Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах
Статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым утомлением. Однако для поддержания правильной осанки во время сидения за партой, правильной позы во время выполнения физических упражнений необходимо применять статические усилия, обязательном контроле за дыханием.
Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их сращение, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.
Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи.
В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения.
1.3. Значение игр. Игра, как средство развития двигательных качеств
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. Определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
Для младших школьников игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, а также серьезная форма воспитания.
Потребность в игре и желании играть у младших школьников, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Результат подвижной игры для младших школьников состоит не только в выигрыше, хотя это и важно, но и в том, чтобы чувствовать радость движения физических усилий при преодолении препятствий в игре. Препятствиями в подвижной игре могут быть механические преграды, трудные приемы движений, замыслы и действия водящих или команды противника.
Подвижные игры могут быть малой, средней и большой интенсивности. Их в нашей практике очень много. Собственно, сюда относятся все дошедшие до нас и народные игры «Разрывные цепи», «Гуси-Лебеди», «Салки», «Чижик», «У медведя во бору» и т.д. Привлекательность подвижных игр - в их состязательном характере, в движении, наполненном каким-либо смыслом. Особенно любят подвижную игру маленькие дети. У мальчиков и девочек младших классов не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако некоторые различия все же имеются. Девочки больше любят хороводные игры с ритмическими движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в играх на скорость, с элементами борьбы, а так же в играх с метанием мяча, палок в цель и на дальность расстояния.
Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам - например, такие игры, как «Удочка», «Не попадись», «У медведя во бору» и т.д. Другие упражняют и развивают мышцы рук и пальцев - «Ловля Кузнечиков», многочисленные игры с мячом, битой и т.д. Третьи - универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка. Подвижная игра для младших школьников, является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение пройденного материала, по развитию движений, но и значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся. Игра доставляет им радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.
Для наиболее результативного решения задач проводимого урока, используемые в нем игры должны соответствовать программному материалу данного учебного заведения. При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий (чистота воздуха, температура используемого помещения, чистота тела и одежды занимающихся). В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличивается газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело, обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем: - если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и проводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Например, «Всадник», «Перетягивание каната». Основные содержательные компоненты таких игр, включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющими тягощениями - наклоны, приседания, отжимания, подъемы, по повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития, метания различных предметов на дальность.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости, необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровки.
Для развития выносливости нужно находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми поворотами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
В рамках запланированных педагогом задач урока помогающие их решению подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями.
При планировании нужной для данного конкретного занятия вспомогательной подвижной игры следует учитывать общую нагрузку урока и соответственно определять его основную цель, время, место среди других используемых упражнений и учебных заданий.
Уровень трудности, применяемых на уроках игр по нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников, должен быть доступен, и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.
В процессе практического проведения запланированных игр, серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей. Творчески развивая и целенаправленно трансформируя применительно к условиям урочных занятий в коррекционной школе двигательное содержание и идейную направленность как широко распространенных, так и мало известных или совершенно новых игр для детского возраста, в нашей работе разработан модифицированный комплекс специализированных, вспомогательных и подводящих игр для уроков физической культуры. В отличие от обыденного или стихийного употребления, эти игры требуют целенаправленного, избирательного развития четко определенной группы физических и психических качеств, умений и навыков, способствующих более успешному выполнению запланированных на данном уроке основных учебных или тренировочных заданий.
1.4 Характеристика основных двигательных качеств.
Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них.
Ловкость - это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях ( Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). По форме проявления выделяют виды: активные и пассивные, активные - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности и соответствующих мышц, пассивные - способность выполнять движение под воздействием внешних растягивающих сил (специальные приспособления и внешние отягощения). Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем - глубокое приседание.
Выносливость — способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. (Холодов Ж .К., Кузнецов B. - М.,1990). Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.
Сила - выполнение какого либо действия или сохранение какой либо позы человека (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам- разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья .
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота движений; 3) быстрота двигательной реакции.
Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакций), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Быстрота одиночного движения как изолированная характеристика может рассматриваться только при биомеханическом, расчлененном анализе двигательных актов (например, при необходимости узнать быстроту отталкивания, выноса бедра во время бега). В реальных же условиях одиночные движения объединены в циклические или ациклические системы. Поэтому говорить о самостоятельных средствах и методах развития одиночных движений можно лишь условно. Скоростные упражнения, особенно отвечающие специфике соревновательных упражнений, развивают и другие скоростные особенности (в циклических движениях - частоту, в ациклических - быстроту реакции). В некоторых видах спортивных упражнений (например, в метаниях) быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность - резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно-силового характера развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу мышц (особенно при больших внешних сопротивлениях, характерных для большинства видов метаний). Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Для этого используют Метод динамических усилий: максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения.
Частота движений характеризует циклические движения. Максимальная частота движений рук выше, чем ног; частота движений дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.
Измерение частоты движений производится, как правило, за короткие интервалы времени. Частоту движений, а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью
2. Глава 2
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной работы является: определить и экспериментально проверить методику проведения подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников
Задачи исследования:
– с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения подвижных игр учащимися младших классов.
– разработать экспериментальную методику занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся 3-го класса.
– экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие двигательных качеств и повышение их уровня физической подготовленности.
Объект исследований: Учащиеся 3 «а» класса МБОУ «СОШ №11»
Методы исследования
При проведении эксперимента применялись следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Тестирование физической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы
В качестве контрольных испытаний нами была разработана программа, состоящая из 4 тестов, направленных на исследование уровня развития двигательных качеств.
· 1. Подъем туловища в сед за 1 минуту.
Испытуемый ложится на мат или другую ровную поверхность. Ноги согнуты в коленях под прямым углом, пальцы рук скрещены за головой. Партнер придерживает ступни испытуемого, таким образом, чтобы пятки касались пола или поверхности мата. По команде испытуемый садится и касается локтями колен, затем тут же возвращается в исходное положение, касаясь мата спиной и руками, после чего снова садится. В течении 30 секунд он повторяет упражнение с максимальной частотой. Результатом является число подъемов за 1 минуту.
2. Прыжок в длину с места. Выполняется по горизонтальной плоскости на полу, на резиновой дорожке или в яму с песком. Прыжок выполняется с места двумя ногами от стартовой линии с махом рук (старт пловца). Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предлагается три попытки. При проведении применяется поточный метод.
3. Наклон вперёд из положения сидя. На полу обозначается центровая и перпендикулярные линии. Участник, сидя на полу, ступни находятся рядом с линией пересечения разметки, но не касаются её, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикально, расстояние между ними 20 – 30 см. Выполняется 3 наклона вперёд, на 4-м фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании её кончиками пальцев. Время фиксации этого результата не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается. Измерение производится в точности до 1 см.(измеряется расстояние от пяток до кончика пальцев). Результат выше нулевой отметки засчитывается со знаком «+», ниже со знаком «-». Желательно, в качестве опоры для ног использовать неподвижную рейку.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Исходное положение: упор лёжа на полу (мальчики), упор лёжа на гимнастической скамейки (девочки). Голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью предмета (книги ) высотой не более 5 см., не нарушая прямой линии тела. Разгибание производится до полного выпрямления рук. Даётся одна попытка. Пауза между повторениями не должна превышать 3 секунд. Фиксируются количеств отжиманий при условии правильного выполнения упражнения. Тест выполняется в парах. Один выполняет, а другой считает.
Примерные оценочные данные двигательной подготовленности учащихся 3 классов
Таблица 1
Виды испытаний |
Поднимание туловища 1 (мин) Мал. |
Поднимание туловища 1 (мин) Дев. |
Прыжок в длину с места (см) Мал. |
Прыжок в длину с места (см) Дев. |
Наклон вперед (см) Мал. |
Наклон вперед (см) Дев. |
Сгиб. и разгиб. Рук в упоре лежа (кол-во раз) Мал. |
Сгиб. и разгиб. Рук в упоре лежа (кол-во раз) Дев. |
|||||||||||||||||||||
Оценка Класс |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||
3 |
20 |
30 |
33 |
16 |
20 |
25 |
6.6 |
120 |
130 |
155 |
110 |
125 |
145 |
140 |
+3 |
+5 |
+8 |
+4 |
+7 |
+9 |
|
6 |
10 |
12 |
4 |
6 |
9 |
||
2.2 Оценка развития двигательных качеств
3 «а» класса МБОУ «СОШ № 11»
2.2.1. Эксперимент по определению влияния внеклассных форм занятий на уровень развития двигательных качеств
Для проведения педагогического эксперимента было сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная по 6 человек. В контрольную группу вошли дет, занимающиеся 2 раза в неделю по программе уроков физической культуры, в экспериментальную – дети, занимающиеся дополнительно по субботам подвижными играми.
С учащимися 3 «а» класса, мною, в порядке эксперимента в течении 1,5 месяцев, с 03.10.2022 по 21.11.2023г. проводились дополнительные занятия по подвижным играм 1 раз в неделю. Мною была поставлена задача: определить влияние дополнительных занятий по подвижным играм на уровень развития двигательных качеств. До начала занятий были проведены тестовые испытания, которые отображены в таблице №1 и №2. По окончании эксперимента тесты были проведены повторно.
Таблица №1 – Экспериментальная группа (n-1)
№ |
ФИ |
Поднимание туловища 1 (мин)
|
Наклон их положения сидя |
Прыжок в длину с места |
отжимание |
1 |
Буланов Тимофей |
30 |
1 |
150 |
16 |
2 |
Атанов Артем |
29 |
1 |
152 |
15 |
3 |
Казаков Артем |
31 |
3 |
160 |
20 |
4 |
Чухина Валерия |
30 |
10 |
163 |
18 |
5 |
Белова Маргарита |
27 |
6 |
140 |
12 |
6 |
Лиханина Маша |
25 |
5 |
140 |
10 |
Таблица №2 – Экспериментальная группа (n-2)
№ |
ФИ |
Поднимание туловища 1 (мин)
|
Наклон их положения сидя |
Прыжок в длину с места |
отжимание |
1 |
Басацкий Женя |
27 |
1 |
145 |
11 |
2 |
Квакин Тимур |
25 |
2 |
143 |
13 |
3 |
Норицын Денис |
30 |
1 |
138 |
16 |
4 |
Карбашева Полина |
29 |
8 |
150 |
13 |
5 |
Петровская Полина |
27 |
10 |
145 |
10 |
6 |
Тюрикова Алина |
29 |
7 |
150 |
14 |
Игры и игровые упражнения, применяемые в ходе эксперимента:
На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.
«Удочка». Дети образуют круг. В его центре учитель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Учитель вращает веревку с мешочком по кругу по самой земле, а дети подпрыгивают, стараясь не задеть веревку или мешочек. Тот, кто заденет, считается проигравшим.
«Не попадись». Чертится круг. Все играющие располагаются за кругом. Выбирается водящий, который встает в центр круга. По сигналу учителя все дети прыгают в круг и из круга, а по мере приближения водящего стараются быстро прыгнуть обратно. Тот, кто не успел выпрыгнуть, и был осален в пределах круга, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40 секунд игра останавливается, и подсчитываются проигравшие. Выбирается новый водящий, но из числа тех, кто ни разу не был осален.
«Волк во рву». На середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70-80 см одна от другой - это ров. С одной стороны площадки очерчивается круг - дом коз. Один из играющих водящий - волк. Все козы располагаются в доме, а волк - во рву. По сигналу учителя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем учитель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут в другую сторону площадки в свой дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать – коснуться рукой. Пойманные козы остаются во рву. После двух перебежек пойманные козы возвращаются в свой дом, выбирается новый водящий и игра продолжается.
«Кто быстрее до флажка». Играющие выстраиваются в 2-3 колонны с равным количеством играющих за стартовой линией. Напротив каждой команды, на расстоянии 6 метров ставятся по одному предмету – флажку (кубику, мячику). По сигналу учителя игроки, стоящие первыми в колонне прыгают на правой ноге до предмета, огибают его с определенной (внешней) стороны и бегом возвращаются обратно, касаются рукой второго игрока (передают эстафету) и затем встают в конце своей колонны и т.д. при повторении игры прыжки выполняются на другой ноге.
«Пингвины».
Играющие строятся на две колонны. Первые номера берут по одному мешочку (150-200г), зажимают его между коленями, на двух ногах передвигаются к флажку. Огибая его, берут мешочек в руки и возвращаются бегом в свою колонну, передают мешочек следующему игроку, а затем встают в конец своей колонны. Выигрывает та колонна, которая без потерь мешочка выполнила задание.
«С кочки на кочку».
Играющие делятся на несколько команд и строятся в колонны по одному у стартовой линии. Перед каждой колонной от стартовой до финишной черты (10-15м) чертят кружки - 10-12 кочек диаметром 25-ЗОсм. По сигналу учителя игроки, стоящие первыми, начинают прыгать с кочки на кочку, а достигнув финишной черты, возвращаются назад бегом. Прибежавшему первым и его команде дается очко. Игра повторяется 2-3 раза, и после каждого раза объявляется победитель. В заключении подсчитывается, кто персонально набрал большое количество очков, и какая команда оказалась победителем.
«Веревочка под ногами».
Игроки становятся в 3-4 колонны по одному. Расстояние между ними примерно 2-2,5м. Первые игроки каждой команды получают по короткой скакалке. По сигналу учителя первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами своей колонны, она почти касается пола (земли). Стоящие в колонне, прыгают через нее. Когда все игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне ребят и т.д.
Игры, направленные на развитие равновесия (Гимнастика с основами акробатики)
Основная цель таких игр: развитие координационных способностей, смелости и расчетливости.
«Переправа по узким жердям».
Основная цель: развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебной работы на гимнастическом бревне.
Организация. Ребята делятся на две равные команды, строятся в колонну по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами – 3 м. Через 10 м перед каждой колонной вдоль устанавливают по две перевернутые гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг к другу), символизирующие походную переправу по узким жердям через воображаемую речку.
Проведение. По стартовому сигналу каждая команда, взявшись за руки, подбегает к своей «переправе» и начинает переходить «речку» по узким граням перевернутых скамеек - цепочкой, не отпуская рук соседей. Выигрывает та команда, члены которой быстрее совершат «переправу», не теряя равновесия и не разрывая групповой цепочки.
«Ловля кузнечиков».
Основная цель: развитие силы, быстроты ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с опорными прыжками.
Организация. На дистанции 10.12м отмечают стартовую и финишную линии. В 1,5м перед стартовой линией размечают вторую такую же. Одна из двух команд становится за стартовой линией и принимает упор присев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды.
Проведение. По сигналу педагога все участники начинают прыжки вперед «кузнечиком», отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков - Догнать и касанием руки осалить как модно дольше «кузнечиков» передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних – как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Участники, прыгающие без опоры руками, выбывают из игры. Затем обе команды снова возвращаются на старт, меняются местами и ролями, и игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, поймавшая большее количество «кузнечиков»
«Тачка».
Основная цель: развитие силы рук, быстроты и внимания.
Организация. Все дети встают парами. Расстояние между ними не менее 3-х метров. В 6 метрах перед ними ставится поворотный флажок.
Проведение. По сигналу педагога первые номера, приняв упор лежа, ноги врозь, изображают собой тачку, а вторые номера, взяв их за голени, как можно быстрее бегут к повторному флажку своей колонны, огибают его налево и возвращаются назад к линии начала. Затем меняются ролями.
Эстафета «Фантазеры».
В эстафете главное - интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время, соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, предмет) партнеру: преодоление препятствий, выдумка, скорость. Например, бег на четвереньках, бег «задним ходом», бег прыжками на одной ноге, бег по - лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках), бег, вдвоем обнявшись и т.д.
По мере повышения интереса к занятиям физической культуры возрастает мышечная работоспособность, т.е. игра обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. Игра помогает включить, сформировать и развить отдельные группы мышц. Наиболее сильные среди них – разгибание бедра и туловища.
2.2.2. Результаты эксперимента за проведенными внеурочными занятиями
По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого представлены в таблице №3 и №4
Таблица №3 – Экспериментальная группа (n-1)
№ |
ФИ |
Поднимание туловища 1 (мин)
|
Наклон их положения сидя |
Прыжок в длину с места |
отжимание |
1 |
Буланов Тимофей |
33 |
2 |
153 |
20 |
2 |
Атанов Артем |
30 |
1 |
152 |
17 |
3 |
Казаков Артем |
36 |
3 |
162 |
24 |
4 |
Чухина Валерия |
32 |
12 |
165 |
23 |
5 |
Белова Маргарита |
27 |
8 |
145 |
13 |
6 |
Лиханина Маша |
26 |
5 |
143 |
10 |
Таблица №4 – Экспериментальная группа (n-2)
№ |
ФИ |
Поднимание туловища 1 (мин)
|
Наклон их положения сидя |
Прыжок в длину с места |
отжимание |
1 |
Басацкий Женя |
27 |
2 |
145 |
13 |
2 |
Квакин Тимур |
26 |
4 |
142 |
14 |
3 |
Норицын Денис |
30 |
1 |
140 |
16 |
4 |
Карбашева Полина |
29 |
8 |
150 |
15 |
5 |
Петровская Полина |
29 |
8 |
148 |
15 |
6 |
Тюрикова Алина |
31 |
7 |
146 |
16 |
2.2.3. Сравнительный анализ двигательной подготовленности экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
Таблица №5 – Сравнительный анализ двигательной подготовленности экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.
Название теста |
этапы |
ЭГ (n-1) |
КГ (n-2) |
||
Среднее арифметическое |
Прирост% |
Среднее арифметическое |
Прирост% |
||
Поднимание туловища 1 (мин)
|
До |
28,6% |
7% |
27,8% |
2,9% |
После |
30,6% |
28,6% |
|||
Наклон их положения сидя |
До |
4,3% |
21% |
4,8% |
4,2% |
После |
5,2% |
5% |
|||
Прыжок в длину с места |
До |
150,8 |
1,7% |
145,2% |
0% |
После |
153,3% |
145,2% |
|||
отжимание |
До |
15,2% |
17,1% |
12,8% |
15,6% |
после |
17,8% |
14,8% |
В Экспериментальной группе прирост достоверен по всем показателям. Самый высокий прирост наблюдается в отжимании – 17,1%. В контрольной группе прирост достоверный прирост произошел только по 3 показателям, наиболее высокий зафиксирован также в отжимании – 15,6%. Неизменным прирост оказался – 0% в одном тесте –прыжок в длину с места.
В результате эксперимента, поставленная перед нами задача выявила, что: влияние внеклассных форм занятий, которые проводились 1 раз в неделю в течение 1,5 месяцев, способствуют развитию двигательных качеств
3. ВЫВОДЫ
1. В программу тестов для определения уровня развития двигательных качеств легли, на наш взгляд, наиболее информативные тесты по определению двигательных способностей именно этого возраста, что соответствовало цели работы;
2. В результате эксперимента поставленная перед нами задача выявила, что: влияние внеклассных форм занятий, которые проводились 1 раз в неделю в течение 1,5 месяцев, способствуют развитию двигательных качеств.
3. При анализе полученных данных можно сделать вывод, что показатели физической подготовленности во многом зависят от возможностей и методов физического воспитания, реализация которых не всегда помогает достигнуть желаемых результатов по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Поэтому необходимо изменить подходы к физическому воспитанию в сторону адекватного увеличения физической активности. Для этого мы предлагаем информировать учащихся об открытии новых секций, привлекать и стимулировать их интересы к спорту за счет проведения разнообразных спортивных мероприятий и поощрять соответствующими призами.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
2. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
4. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 1995. – 68 с.
5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
7. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 1980. – 197 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.