Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
Исследовательская работа на тему
«Исследование температуры тела человека и температуры окружающей его среды как факторов, влияющих
на самочувствие».
Выполнила ученица 9б класса МОУ СОШ № 21.
Дресвянникова Екатерина
Руководитель: Соловьёва Марина Олеговна,
учитель физики МОУ СОШ № 21.
Г. Тверь 2021 г.
Оглавление:
1) актуальность проблемы исследования 3
2) объект, предмет и цель исследования 3
3) задачи исследования 4
4) значение работы 4
2. Основная часть
1) описание исследования № 1 5
2) описание исследования № 2 8
3. Заключение
1) результаты исследования 10
2) выводы по работе 17
4. Список литературы 19
1. Введение.
1. Актуальность проблемы исследования.
Одно из самых важных показателей здоровья – температура тела человека и его самочувствие. Средняя температура человеческого тела 36,6°С поддерживается организмом в самых разнообразных условиях жизни и деятельности человека. Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счёт регуляции теплоотдачи. Но при волнении даже у здорового человека ртуть в термометре, поставленном, как обычно, в подмышечную впадину, может подняться выше 36,6 °С. Было замечено, что у некоторых раненых в госпиталях в дни получения писем термометр показывал на 0,2-0,4°С выше обычного. Часто температура повышается, когда человек находится в состоянии азарта, захвачен, увлечён чем-либо, бурно проявляет радость, восторги, переживания. При многих болезнях температура тела повышается.
Человек находится в помещение 4/5 своей жизни. Самочувствие и производительность труда в значительной мере определяется его тепловым состоянием, а также процессами теплообмена человеческого тепла с окружающей средой. Приемлемой для человека температура окружающей среды может быть от 11 до 230С.
Всё это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в вопросах здоровья. Поэтому я считаю, что тема данной работы интересна и актуальна.
2. Объект, предмет и цель исследований.
Объектом моих исследований стали учащихся моего 8-ого класса. Предмет исследования – температура тела этих ребят и температура окружающей их среды (температура их личной комнаты).
Цель исследования – сравнить результаты опытов по измерению температуры. Выявить температурные изменения исследуемых учащихся и факторы, которые влияют на эти изменения. А также, - каким образом влияет температура комнаты на здоровье и самочувствие человека.
3. Задачи исследования.
Задачами исследований я ставила:
- проведение исследований, опирающихся на измерения температуры тела человека и температуры окружающей среды, а именно, комнаты, где они проживают.
- проведение исследований, опирающихся на изучение научно-популярной литературы, посвящённой этим вопросам.
- сравнение температурных изменений у разных людей - по стабильности величины температуры при разных факторах: спокойном состоянии, после нагрузки, при болезни.
- исследование факторов, влияющих на самочувствие человека, а, именно, температуры окружающей их среды.
- выявление связи физики и биологии.
4. Значение работы.
Этой работой я хотела показать и доказать, что существует большая связь между температурой нашего организма и нашим самочувствием. А также отрицательное влияние на организм лучистого теплообмена с горячими предметами. А именно, - большое влияние на самочувствие человека температуры поверхностей помещения.
Одно дело – прочитать об этом. Другое дело – на практике увидеть и доказать языком цифр, графиков и диаграмм. С языком цифр не поспоришь.
Речь идёт о нашем здоровье.
Каждый из нас может и должен понимать, что наше здоровье – это самое главное. Для того, чтобы его беречь нужно как можно больше знать о нём и факторах, влияющих на его состояние.
1. Описание этапов исследования № 1.
По моей просьбе ребята измеряли свою температуру несколько раз в день. Утром, вечером, до занятий в спортивной секции и после (время занятий 1,5 – 2,часа), в любое время. Результаты записывали в предложенную таблицу. А так же записывали своё самочувствие по критериям: «Бодрость, усталость, сильная усталость».
Таблица 1. Измерения температуры Евгения:
Число. |
Время. |
Температура. |
Самочувствие. |
08. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,4 36,7 36,5 |
Бодрость Бодрость Бодрость |
09. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,4 36,3 35,8 |
Бодрость. Усталость. Усталость. |
10. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,7 37,0 36,7 |
Бодрость. Усталость. Усталость. |
11. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,4 36,6 37,1 |
Бодрость. Бодрость. Сильная усталость. |
12. |
Утро. Обед Вечер. |
36,5 36,7 36,3 |
Бодрость. Бодрость. Бодрость. |
13. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,9 37,0 37,2 |
Усталость. Усталость. Сильная усталость. |
14. |
Утро. Обед Вечер. |
35,9 36,6 36,7 |
Бодрость. Бодрость. Бодрость. |
Таблица 2. Измерения температуры Алексея:
Число. |
Время. |
Температура. |
Самочувствие. |
08. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,5 36,6 36,5 |
Бодрость. Небольшая усталость. Бодрость. |
09. |
Утро (после чая). Обед. Вечер (после секции). |
36,7 36,3 35,8 |
Бодрость. Усталость. Усталость. |
10. |
Утро (поздно лёг). Обед. Вечер. |
36,5 36,6 36,7 |
Усталость. Бодрость. Небольшая усталость. |
11. |
Утро. Обед (до секции). Вечер (после секции). |
36,6 36,5 36,7 |
Бодрость. Бодрость. Усталость. |
12. |
Утро (после чая). Обед Вечер. |
36,7 36,5 36,6 |
Бодрость. Бодрость. Бодрость. |
13. |
Утро. Обед. Вечер. |
36,6 36,7 36,5 |
Бодрость. Бодрость. Усталость. |
Таблица 3. Измерения температуры Михаила:
Дата |
Утро, t, 0 С |
День, t, 0 С |
Вечер, t, 0 С |
После нагрузки, t, 0 С |
29. |
35.5 |
36.3 |
36.4 |
36.7 |
30. |
36.1 |
35.9 |
35.9 |
36.4 |
31. |
36.6 |
36.5 |
36.3 |
36.3 |
01. |
36.8 |
36.5 |
36.6 |
36.1 |
02. |
35.8 |
35.9 |
36.2 |
36.6 |
03. |
35.7 |
36.4 |
37 |
36.8 |
04. |
36.6 |
36.3 |
36.3 |
36.5 |
Таблица 4. Измерения температуры отца Михаила (35 лет):
подсчёты отца |
|
|
|
|
дата |
Утро, t, 0 С |
День, t, 0 С |
Вечер, t, 0 С |
После работы t, 0 С |
29. |
36.7 |
36.7 |
36.2 |
36.6 |
30. |
36.9 |
36.7 |
36.9 |
36.5 |
31. |
36.6 |
36.8 |
37.3 |
36.9 |
01. |
36.5 |
36.6 |
36.6 |
36.7 |
02. |
36.8 |
36.4 |
36.6 |
36.6 |
03. |
36.7 |
36.6 |
36.7 |
36.8 |
04. |
36.6 |
36.5 |
36.5 |
36.7 |
Таблица 5.Результаты измерений моей температуры:
Число. |
Время. |
Температура. |
Самочувствие. |
10. |
День. Вечер. |
36,6 36,7 |
Бодрость. Бодрость. |
11. |
День. |
36,7 |
Усталость. |
12. |
15ч 30 мин. После ужина. |
36,6 36,7 |
Бодрость. Бодрость. |
13. |
Утро. День. Вечер. |
36,6 36,7 36,6 |
Бодрость. Бодрость. Бодрость. |
18. |
День. Вечер. |
36,6 36,9 |
Бодрость. Усталость. |
19. |
День. Вечер. |
36,7 36,7 |
Бодрость. Усталость. |
20. |
Утро. День. Вечер. |
36,6 36,6 37,5 |
Бодрость. Бодрость. Усталость. |
21. |
Утро. День. Вечер. |
36,6 36,7 37,0 |
Бодрость. Усталость. Усталость. |
Таблица 6. Ежедневное измерение температуры Екатерины (6 класс, 12 лет) во время болезни:
Время суток. |
Температура. |
Самочувствие. |
Вечер. |
37,3 0 С. |
Болит голова, чувство усталости. |
Утро. |
38,9 0 С. |
Ужасные головные боли, тело ломит, не могу вставать с постели. |
День. |
37,3 0 С. |
После процедур боли в голове ослабли, с постели встать не могу. |
Вечер. |
39,1 0 С. |
Голова «раскалывается», тело ломит, духота, жажда, отвращение к пище, кашель. |
Утро. |
38,7 0 С. |
Плохое самочувствие. Такое же, как прошлым утром. |
День. |
37,6 0 С. |
Приняла таблетки, сделала процедуры, стало легче. |
Вечер. |
39,3 0 С. |
Боли в голове, чувство тошноты, ломота в теле, кашель не могу встать, тело «горит». |
Утро. |
37,3 0 С. |
Чувствую себя лучше, но есть боли в голове, кашель. |
День. |
38,1 0 С. |
Лежу в постели, борюсь с температурой и насморком. |
Вечер. |
37,9 0 С. |
Приняла антибиотики, боли в голове ослабли, но тело «ломит», кашель, жажда. |
Утро. |
37,9 0 С. |
Приняла таблетки есть силы передвигаться по квартире, кашель горло болит. |
День. |
37,2 0 С. |
Становится лучше, но есть ощущение недомогания. |
Вечер. |
38,8 0 С. |
Кашель, головные боли, насморк. |
Утро. |
37,0 0 С. |
Чувствую себя гораздо лучше, не есть кашель и боли в горле. |
День. |
36,8 0 С. |
Немного болит голова. Делаю процедуры. |
Вечер. |
38,0 0 С. |
Головные боли, кашель слабый, насморк почти прошёл, ощущение слабости. |
Утро. |
36,7 0 С. |
Чувствую себя очень хорошо. Головные боли утихли, насморка почти нет, горло почти не болит. |
День. |
36,6 0 С. |
Настроение и самочувствие хорошее. |
Вечер. |
37,0 0 С. |
Чувство слабости. Почти ничего не болит. |
Утро. |
36,6 0 С. |
Чувствую себя хорошо! |
День. |
36,7 0 С. |
Всё хорошо, горло не болит, насморк и горло прошли. |
Вечер. |
36,6 0 С. |
Всё отлично! |
2. Описание этапов исследования № 2.
Мы провели второе исследование. Я и мои одноклассники проводили ежедневные измерения температуры внешней стены и середины комнаты. А также записывали свои ощущения: «Тепло, жарко, прохладно» и самочувствие по критериям: «Бодрость, усталость, сильная усталость». Результаты заносили в предложенную таблицу.
Таблица 7. Измерение температуры воздуха в комнате Людмилы
Дата |
Внешняя стена комнаты. |
Центр комнаты. |
Какие обстоятельства повлияли на данную температуру в комнате. |
14. |
20°С. Тепло. |
22 °С. Бодрость. |
Максимальная работа обогревательного устройства. |
16. |
17° С. Прохладно. |
18° С. Бодрость. |
Обогревательное устройство работает на средней мощности и смешено ближе к внутренней стене. |
19. |
18° С. Тепло. |
21° С. Бодрость. |
Обогревательное устройство работает на полную мощность. Ветер направлен на внешнюю стену. |
22. |
18° С. Тепло. |
19° С. Бодрость. |
Обогревательное устройство работает в течение суток при средней мощности, ветра нет. |
24. |
14° С. Прохладно. |
16° С. Бодрость. |
Минимальная работа обогревательного устройства. |
04. |
21° С. Тепло. |
23° С. Усталость. |
Максимальная работа обогревательного устройства в течении двух суток. |
Таблица 8.Измерение температуры воздуха в комнате Елены
Число |
Середина комнаты. |
Внешняя стена. |
Ощущения. |
14. |
20° С. |
19° С. |
Тепло. Бодрость. |
15. |
20° С. |
20° С. |
Тепло. Бодрость. |
16. |
20 °С. |
20° С. |
Жарко. Усталость. |
18. |
20° С. |
19° С. |
Жарко. Усталость. |
19. |
20 С. |
19 С. |
Жарко. Усталость. |
20. |
19° С. |
18 ° С. |
Прохладно. Бодрость. |
22. |
20 °С. |
19° С. |
Тепло. Бодрость. |
|
Другая комната. |
|
|
24. |
20 °С. |
11° С. |
Тепло. Бодрость. |
25. |
20° С. |
12° С. |
Комфортно. Бодрость. |
27. |
19° С. |
11° С. |
Прохладно. Бодрость. |
29. |
19° С. |
12° С. |
Комфортно. Бодрость. |
01. |
20° С. |
11° С. |
Комфортно Бодрость. |
02. |
19 °С. |
11° С. |
Холодно. Бодрость. |
03. |
20° С. |
11° С. |
Уютно. Бодрость. |
04. |
19° С. |
10° С. |
Тепло. Бодрость. |
05. |
18° С. |
12° С. |
Очень холодно. Бодрость. |
07. |
18° С. |
10 °С. |
Холодно. Бодрость. |
Таблица 9. Измерение температуры комнаты Ильи.
|
3.12. |
4.12. |
5.12. |
5.12. |
7.12. |
8.12. |
9.12. |
|
Внешняя стена. |
20° С. 20 °С. |
18 °С. 18 °С. |
19° С. 18° С. |
19° С. 19 °С. |
20° С. 20°С. |
18° С. 19 С. |
20°С. 19° С.
|
День вечер |
Середина. |
25 °С. 25° С. |
21 °С. 21 °С. |
20° С. 20 °С. |
21° С. 21° С. |
21 °С. 20° С. |
20° С. 19° С. |
20° С. 19° С. |
День веч. |
Ощущения.
|
Жарко Уста- лость |
Тепло Бод- рость |
Тепло Бод- рость |
Тепло Бод- рость |
Тепло Бод- рость |
Тепло Бод- рость. |
Тепло Бод- рость. |
|
Таблица 10. Измерение температуры в комнате Юли.
|
3.12. |
4.12. |
5.12. |
6.12. |
7.12. |
8.12. |
9.12. |
|
Внешняя стена. |
24 °С. 24° С. |
24° С. 25° С. |
24° С. 25°С. |
23° С. 24 °С. |
24° С. 24° С. |
24° С. 24° С. |
23 °С. 23° С. |
Д В |
Ощуще ния |
Жарко Уста- лость |
Жарко Уста- лость |
Жарко Уста- лость |
Жарко Уста- лость |
Жарко Уста- лость |
Жарко Уста- лость |
Жарко Уста- лость |
|
Середина комнаты |
27° С. 27° С. |
26 °С. 26 °С. |
25° С. 27°С. |
25 °С. 27°С. |
25° С. 25° С. |
24 °С. 24° С. |
23° С. 25° С. |
Д В |
3. Заключение.
1. Результаты исследований.
В ходе всех наших исследований были получены следующие результаты:
1. Таблицы результатов (№ 1 – 6) измерения температуры тела (две даны мне в электронном варианте и одна сделана во время болезни).
2. Таблицы результатов (№ 7 – 10) измерения температуры воздуха в комнате (внешняя стена и середина комнаты).
3. По результатам исследований были сделаны диаграммы по тематике: «Измерение температуры тела человека».
Диаграмма 1. Трёхразовое ежедневное измерение температуры
Диаграмма 2. Средняя температура в обычном состоянии и при болезни
Диаграмма 3. Сравнительные диаграммы средней температуры тела
Я также попыталась сделать к этим диаграммам графики.
График 1.
График 2.
График 3.
График 4.
График 5.
График 6.
Я составила диаграммы и ко второй части своих исследований по измерению температуры воздуха в комнате - внешняя стена и середина комнаты.
Диаграмма 4. Диаграмма по измерению температуры воздуха в двух комнатах Елены
Диаграмма 5. Измерение температуры воздуха в комнате Ильи
Диаграмма 6. Измерение температуры в комнате Юли
Диаграммы состояния человека при определённой температуре окружающей среды.
После всех видов исследований я сравнила величины, полученные в ходе исследования с теоретическими данными научно-популярной литературы.
2. Выводы по работе.
1. При изучении теории вопроса о температуре тела человека и сравнении данной теории с полученными нами результатами, диаграммами и графиками было выяснено, что температура его остаётся постоянной. Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счёт регуляции теплоотдачи. Средняя температура человеческого тела 36,6°С, поддерживается организмом в самых разнообразных условиях жизни и деятельности человека.
2. Температура тела колеблется в течение дня: она максимальна в дневное время и минимальна в предутренние часы. Колебания температуры - один из многих суточных ритмов. Если даже исключить внешние сигналы (свет, температурные измерения, часы приемы пищи), температура тела продолжает колебаться ритмически, но период колебаний в этом случае составляет от 24-25 часов. То есть действуют «биологические часы». Я ещё раз подтвердила своими исследованиями все эти высказывания теории.
3. Часто температура повышается, когда человек находится в состоянии азарта, захвачен, увлечён чем-либо, бурно проявляет радость, восторги, переживания, мышечная работа также может повысить температуру. Это связано с ощущением усталости. Например,- 36,9 °С – усталость; 37,0 °С – усталость, 37,1 °С - сильная усталость; 37,2 °С - сильная усталость.
4. При многих болезнях температура тела повышается.
5. Человеческое тело имеет отличную от окружающей среды температуру и поэтому непрерывно участвует в процессе теплообмена. Человеческое тело имеет температуру 36,6° С, температура воздуха может быть значительно ниже, а иногда – выше. Поэтому человеческое тело и окружающий его воздух всегда обмениваются теплом. Так как человек не может переносить температур, значительно отличающихся от температуры его тела, то он всегда стремится управлять этим теплообменом: создаёт отопительные системы, одежды, строит здания.
Исследовались факторы, влияющие на самочувствие человека, а, именно, температура окружающей их среды. Было выяснено, что наиболее комфортно - 20°С. Тепло - 22 °С. Бодрость – 17 °С. Прохладно – 18 °С. Бодрость – 18 °С. Тепло - 21° С. Бодрость - 14° С. Прохладно - 16°С. Чувство усталости наступает уже при 23° С.
Даже при очень большой разнице температур между серединой комнаты и внешней стеной сохраняются те же состояния организма. Например, 20 °С - 11 °С – тепло, бодрость; 19 °С – 11 °С – прохладно, бодрость; 19 °С – 12 °С – комфортно, бодрость; 18 °С – 12 °С - очень холодно, бодрость. А при разнице температур в 20 °С - 25 °С – жарко, усталость; 24 °С – 27 °С - жарко, усталость.
Подтвердились факты теории о том, что самочувствие и производительность труда человека в значительной мере определяется его тепловым состоянием, а также процессами теплообмена человеческого тепла с окружающей средой. Температура помещения существенно влияет на производительность труда. Если при температуре окружающей среды 18 С производительность принять за 100 %, то с повышением температуры до 25 С производительность труда снизится на 5 – 12 %. Т.Е. проявляется чувство усталости. Человек находится в помещение 4/5 своей жизни, и очень важно какова температура окружающей его среды.
6. Считаю, что со всеми задачами, поставленными перед началом исследований, я справилась:
- провела исследования, опирающиеся на простой способ измерения температуры тела человека и температуры окружающей среды, а именно, комнаты, где они проживают.
- изучила научно-популярную литературу, посвящённую этим вопросам.
- постаралась сравнить температурные изменений у разных людей - по стабильности величины температуры при разных факторах: спокойном состоянии, после нагрузки, при болезни.
- исследовала факторы, влияющие на самочувствие человека, а, именно, температуру окружающей их среды.
- выявила связь физики и биологии/ физиологии человека – науки изучающей функции организма, как единого целого, и механизмы деятельности этого организма/.
Список литературы:
1. Богданов К. Ю. «Физик в гостях у биолога». Москва: «Наука», 1986
2. Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Москва: «Просвещение», 1978
3. Кац Ц. Б. «Биофизика на уроках физики». Москва: «Просвещение», 1988
4. Ландеберг Г. С. «Элементарный учебник физики». Москва: «Наука»,1985
5. Роджерс Э. «Физика для любознательных». Москва: «Мир», 1970
6. Смородинский Я. А. «Температура». Москва: «Наука», 1987
7. В К. Щукин «Теплообмен в природе и технике». Москва: «Наука», 1965
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.