Исследовательская работа на тему "НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ СОВРЕМЕННОМУ ШКОЛЬНИКУ"
Оценка 4.9

Исследовательская работа на тему "НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ СОВРЕМЕННОМУ ШКОЛЬНИКУ"

Оценка 4.9
docx
06.11.2021
Исследовательская работа на тему "НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ СОВРЕМЕННОМУ ШКОЛЬНИКУ"
НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ.docx

 

Муниципальное учреждение

«Управление народного образования г.Тирасполь»

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа №14»

 

 

 

Секция: «За страницами школьных учебников»

 

 

 

Исследовательская работа

«Нужна ли каллиграфия современному школьнику?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 4 «А» класса

Галушка Арина Викторовна

Руководитель: Прокопьева Лариса Леонидовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

г. Тирасполь

2021 год

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………  .3

1. Теоретическая часть

1.1 Что такое каллиграфия…………….……………………………………..4

1.2 История каллиграфии……………….. …………………………………. 4

2. Практическая часть

2.1 Нужна ли каллиграфия в школе…………………………………………5

2.2 Изучение мнения одноклассников ……………….…………………..…7

2.3. Рекомендации по улучшению почерка………………………………...8

Выводы………………………………………………………………………..9

Список литературы …………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

         Летом я отдыхала у бабушки и в шкафу нашла тетрадь. Это была тетрадь бабушкиной бабушки! Она была исписана ровным почерком. Это и подсказало мне  тему исследовательской работы. (Приложение 1)

Сейчас в школе урока каллиграфии нет. Только в начальной школе на уроке русского языка есть минутки чистописания. Но писать красиво требует учитель. А для чего? Нужен ли кому-то этот навык? Только если самому учителю, который каждый раз проверяя тетради учеников, пытается разобраться в каракулях. А зачем нам вообще учиться писать? Почему с первого класса нельзя учить сразу печатать на компьютере, и тогда разбирать наш почерк не нужно. Я однажды спросила у учителя: «А нужна ли нам каллиграфия?» На что учитель ответил, что каллиграфия влияет на наше развитие, творчество и самочувствие. Интересно как? А может учитель прав?

И тогда я решила сама выяснить: «А нужна ли нам каллиграфия? Нужен ли такой предмет в школе?»

         Актуальность моей работы заключается в том, что в век компьютеров и различных гаджетов, когда все тексты печатаются на компьютере, письма отправляются по электронной почте, используются для общения смс на телефоне, стоит ли учиться писать рукой?

           Моей целью является обосновать необходимость владения каллиграфическими навыками в современной школе.

         Гипотеза. Я выскажу своё предположение, что обучение каллиграфии положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося и, что уроки каллиграфии будут полезны в школе.

           Задачи проекта:

1.     Изучить литературу по теме «Почему нужно писать красиво».

2.     Выяснить значение терминов каллиграфия, почерк.

3.     Собрать материал по теме исследования.

4.     Выяснить, нужно ли учиться писать красиво и как   искусство каллиграфии влияет на человека, его развитие, здоровье, успешность.

5.     Провести анкетирование.

6.     Проанализировать полученные результаты.

7.     Сделать выводы.

Ключевым понятием для моего исследования стала: каллиграфия

          Методы, использованные в проекте:

Для достижения поставленной цели я:

-изучала литературу по теме, собирала материал, проводила наблюдения, анализировала результаты, делала выводы и теперь представляю вам свою работу.

 

Теоретическая часть

1.1 Что такое каллиграфия.

 

«Каллиграфия — это музыка,
только обращённая не к слуху, а к глазу»
В.В. Лазурский

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία —«красивый почерк») —одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

В толковом словаре Даля я нашла следующее определение термина каллиграфия. «КАЛЛИГРАФИЯ - чистописанье и краснописанье». В толковом словаре Ефремовой Т.Ф. дается следующее определение почерку – это «манера письма, характер начертания букв при письме». Я выяснила, что каллиграфия – это красивый почерк.

1.2 История каллиграфии.

 В средние века, когда все надписи выполнялись вручную, искусство каллиграфии ценилось намного выше живописи и скульптуры.

          В Японии и в Китае, каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств. Поэтому каждый житель страны учился не только поэзии и живописи, но и каллиграфии. По качеству письма можно было узнать не только уровень образования пишущего, но и его характер.

            Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и орудия труда, «четыре драгоценности ученого» - бумагу, кисть, тушь и тушечницу.

            Среди самураев каллиграфия сравнивалась с пятым видом боевого искусства. Существует даже такое выражение: «Гармония пера и меча». Перо и меч многие века составляли основу жизни японской знати.

            Кроме Японии и Китая, каллиграфия являлась, и является, одним из направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах запрещено изображать людей и животных. Поэтому всё, что остаётся несчастным мусульманским художникам – это плести узоры из орнаментов и букв.    (Приложение 2)

            Известный восточный афоризм гласит «Красота человека – в красоте его письма». На Востоке, в Японии и Китае, каллиграфия сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием.  (Приложение 3)

             Но, оказывается, в дореволюционной России каллиграфии тоже уделялось большое внимание. Раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец был вторым человеком после государя.

            А теперь давайте обратимся к изданию «Курс каллиграфии и конторской скорописи» книгоиздательства «Круг самообразования» 1915 года:

«Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякого грамотного человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковских служащих, приказчиков, чертежников, торговцев…. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материального неустройства  лиц…». (Приложение 4)

             В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов.

            А вы знаете, что Александр Сергеевич Пушкин, когда учился в лицее, занимался каллиграфией 18 часов в неделю?!

  Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик.

    После революции этот вид искусства и предмет фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями.   (Приложение 5)                                                                       Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

             А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. 
Вместо него ввели шариковую ручку. И это привело наше общество к тотальной дисграфии.

        Оказывается, шариковая ручка, в отличие от перьевой, создаёт сильное мышечное напряжение.

        И об этом предупреждал известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году. (Приложение 6)

 

Практическая часть

2.1. Нужна ли каллиграфия в школе

        Для того, чтобы выяснить, почему нужно красиво писать, я решила собрать материал о влиянии каллиграфии на здоровье и развитие человека.

         Оказывается, уже давно во многих странах проводились исследования по теме каллиграфии. И выводы практически совпадают.

Я хочу рассказать вам об отечественном исследовании, проведённом в реальной жизни.

          В Санкт-Петербурге целых 15 лет существовала школа каллиграфии, основанная энтузиастами. В школе занимались дети с отклонениями в умственном и физическом развитии. Так вот, шариковой ручкой пользоваться было запрещено с первого по последний класс. Уроки начинались с занятия каллиграфией в течение 15 минут. К 7 классу результаты превосходили ожидания. У детей раскрывались способности к искусствам, поэзии, математике… (Приложение 7)

          Когда специалисты смотрели на письменную работу учеников, то не верили, что это писали дети с отклонениями. Форма письма у них стала красивой и чёткой. После окончания этой школы, многие ребята поступали в вузы и получали гранты для обучения за границей. А были и такие, кому снимали инвалидность совсем.

Вдумайтесь – умственно отсталые дети инвалиды становились полноценными!

         А вот факты из современной Японии. Японцы – очень креативная и продвинутая нация и, наверное, самая работоспособная. А вы знали, что оказывается, многие крупные компании устраивают на работе для сотрудников занятия каллиграфией по 30 минут в день, приглашая специальных учителей. Руководство компаний считает, что это развивает не только творческие способности сотрудников, но и польза для здоровья. (Приложение 8.)

         А вот факты из Китая.

         Исследователь одного из пекинских институтов Юань Пу утверждает, что каллиграфия способствует продолжительности жизни, положительно влияет на мозговую активность. Движение пером развивает мельчайшие мышцы рук, стимулируя при этом работу мозга и воображения. Юань Пу пришёл к выводам, что учащиеся и студенты, занимающиеся каллиграфическим письмом, легче и быстрее запоминают и воспринимают информацию, чем те, кто ей не занимается. (Приложение 9)

         А Генри Као – китайский профессор, на основании своих исследований считает, что каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний. Потому, что во время занятий каллиграфией, человек спокоен эмоционально и расслаблен, дыхание равномерно, пульс замедляется, уменьшается мускульное напряжение, снижается кровяное давление. (Приложение 10)

              Различные исследования показали, что многие заболевания можно лечить  каллиграфическим письмом.  При этом развивается логическое мышление, рассуждение, происходит укрепление памяти, улучшается ориентация в пространстве и координация движений, улучшается эмоциональный фон.

             Люди, занимающиеся каллиграфией, живут дольше.

То, что каллиграфия продлевает жизнь — это научный, доказанный факт. Древние и современные каллиграфы все жили дольше обычных людей, например, четверо известных каллиграфов — У, Янь, Ли и Чжао — каждый прожил более 90 лет. А современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94лет, а Ци Гун прожил 93 года.

                Умение красиво писать – это великое искусство, которому долгое время в нашей стране не уделялось должного внимания.  Но сегодня наука наконец-то начала обращать внимание на значимость каллиграфии и доказала её необходимость для всех на практике:

Во-первых, в процессе письма улучшается память.

Во-вторых, у пишущего человека лучше развита речь, чем у тех кто печатает на компьютере.

В-третьих, письмо концентрирует наше внимание и помогает сосредоточиться.

В-четвёртых, письмо снимает стресс.

В-пятых, письмо сохраняет молодость мозга.

            В процессе письма мы задействуем различные зоны мозга, связанные с мышлением, языком и памятью. Когда мы пишем, мозг получает дополнительную тренировку.

Именно поэтому занятия каллиграфией так важны для всех. Таким образом,  гипотеза подтверждена.

             В настоящее время в России появились учёные, которые стоят за возвращение каллиграфии в систему обязательного образования. Один из таких реформаторов - Чобитько Пётр Петрович. (Приложение 11)

              В ходе своей работы я ознакомилась с различными источниками информации и пришла к выводу, что и сегодня очень важно заниматься каллиграфией.

              Мне было интересно заниматься этой работой. Работа помогла мне по-новому взглянуть на свой почерк и ответить на вопрос «Для чего мне нужна каллиграфия?».

               Своей работой я хотела привлечь внимание всех к проблеме аккуратного, красивого и правильного письма, сформировать отношение к каллиграфии как к необходимому условию успешного обучения в современной школе, а также повысить осведомленность о влиянии каллиграфии на здоровье, и донести это знание до других.

2.2 Изучение мнения одноклассников

         А теперь я хотела бы, чтобы одноклассники высказали своё мнение на вопросы анкеты. (Приложение 12)

           В современную эпоху смартфонов и ноутбуков, аккуратно и изящно пишут единицы. Это работники архивов, библиотекари и учителя. Но на это их обязывает профессия. А как же все остальные? Как пишут они? Всех ли устраивает собственный почерк? Помочь мне разобраться в этой теме я попросила своих одноклассников, задав им следующие вопросы: 

Из ответов на мои вопросы я узнала, что:

        На самом деле только 7 из 23 учащихся моего класса нравится свой почерк.

         При этом 14 человек не всегда понимают, что они написали, а двое и вовсе очень часто не могут разобрать написанное. (Приложение 13)

 К тому же почти все дети надеются, что улучшить почерк можно, нужно только для этого немного постараться.

         Все опрошенные (20 из 23) хотели бы, чтобы их почерк стал лучше.                    (Приложение 14)

          Ведь, по мнению большинства, неразборчивость и нечёткость написания часто мешает им получать более высокие оценки. (Приложение 15)

Выводы анкетирования:

1. Большинство считает необходимым умение красиво писать, чтобы было понятно, чтобы лучше запоминать, для заполнения документов.

2. Почти все согласились, каллиграфия нужна в школе.

3. Почти всем было бы интересно попробовать писать чернилами.

4. Многие признают, что почерк влияет на успешность человека.

5. Никому не нравится писать ’как курица лапой’, но почему-то не все хотят стараться.

2.3 Рекомендации по улучшению почерка

Компьютеры, планшеты и смартфоны облегчили жизнь всем, но особенно обладателям плохого почерка. Теперь никто может даже и не узнать, что он плохой. Но все же если нам нужно писать от руки — то писать лучше красиво. Выработка каллиграфического почерка - это достаточно трудоемкая работа, но если приложить усилия, можно существенно улучшить свой почерк, сделав его не только понятным, но и красивым.                                                                                   Предлагаю сделать первые шаги на пути к исправлению почерка.

Виды упражнений для коррекции почерка

1. Рисуем «заборы» на нелинованной бумаге. «Забор» стараемся рисовать без отрыва руки, равномерной высоты на протяжении всего листа и по возможности не «съезжать» вниз и вверх.

 2. Рисуем «гармоничные кривые» или «восьмёрки» горизонтально и вертикально, а также различные спирали и петельки

 3. Двуручное рисование. Рисуем узоры, спирали, восьмёрки двумя руками одновременно.

 4. Рисуем узоры в нотной тетради.

5. Письмо под копирку. Под лист с рукописным текстом, написанным каллиграфическим подчерком, подложить лист копировальной бумаги и чистый лист. Карандашом пишем текст (обводим буквы) с проговариванием. По окончании упражнения анализируем результат, получившийся на чистом листе.

 6. Письмо пером для чернил (лучше старинным, у которого носик при надавливании раздваивается).

7. Письмо в тетрадях с косыми линиями.

 Тренируйтесь писать целые слова и предложения. Для этого вы можете использовать одну из панграмм (предложения, в которых присутствуют все буквы алфавита), например:«Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Переписывайте это предложение снова и снова. Возможно, это занятие покажется вам монотонным, однако здесь стоит вспомнить поговорку: «Повторение — мать учения».

Всегда пишите от руки. Если вы будете записывать информацию от руки при каждом удобном случае, это принесет вам большую пользу и позволит улучшить почерк настолько, насколько это возможно. Процесс улучшения потребует времени — мышцы, необходимые для легкого и гладкого письма, будут развиваться постепенно.

         По результатам своей проделанной работы, я выяснила и доказала, что учителя и большинство учащихся считают, что каллиграфия нужна в современной школе. Поэтому цель работы достигнута.

 

Вывод.

        Таким образом, на основании изучения материалов по каллиграфии, анализе анкетирования я пришла к выводу, что уроки каллиграфии будут полезны в школе. Каллиграфия приучает к порядку и дисциплине, воспитывает эстетический вкус, приобщает к истории, положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося, раскрывает творческие способности, может перерасти из увлечения в призвание.

           А пока я буду самостоятельно осваивать навыки каллиграфии, потому что в человеке должно быть все прекрасно, в том числе и почерк. (Приложение 16)

 

 

Литература.

1.Проненко Л.И. Каллиграфия для всех – Москва: Книга, 1990.

2. П.П.Чобитько Азбука древнерусского письма Москва 2008.

3. Илюхина В.А. Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников //Дис. канд. пед. н. – М., - 171 с.

4.Что такое каллиграфия и откуда она взялась, - режим доступа: http://shkolala.ru/razvivashki/chto-takoe-kalligrafiya/

5.Для чего нужен и почему важен красивый почерк, - режим доступа: https://kidsletters.club/blog/467936.

6.Искусство письма в Китае, - режим доступа: https://planete-zemlya.ru/iskusstvo-pisma-v-kitae/.

7.Каллиграфия. Забытая и возрожденная, - режим доступа: https://www.perunica.ru/vospitanie/8626-kalligrafiya-zabytaya-i-zrozhdennaya.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

                                                                                                       Приложение 1

 

 Бабушкина тетрадь                                                                       Приложение 2

 

                              Арабская каллиграфия

 Приложение 3

 

    Каллиграфия в Японии и Китае

Приложение 4

 

 «Курс каллиграфии и конторской скорописи» книгоиздательства «Круг самообразования» 1915 года.

 Приложение 5

http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-05/1462212672_7657559.jpg

  Тетради   первоклассников 1964 года

Приложение 6 

   Эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн

 

Приложение 7 

 

  Школа каллиграфии в Санкт-Петербурге

 

Приложение 8

 Каллиграфия в Японии

 

Приложение  9

Каллиграф, доцент Пекинского института графической коммуникации, главный редактор издательского дома Print China

Приложение 10

 ГЕНРИ КАО    китайский профессор

 

 

 Приложение 11

ЧОБИТЬКО Пётр Петрович Санкт-Петербург, Россия, Художник-каллиграф

 

 

 

        

1. Нравится ли вам ваш почерк?    ДА     НЕТ                                                               2.Хотели   бы вы писать красиво?     ДА     НЕТ                                                        3.Считаете  ли вы, что в современной школе необходим урок каллиграфии?                                    ДА      НЕТ                                                                                                           

4.Пробовали ли Вы писать чернилами, как и раньше? Хотелось бы попробовать? ДА          НЕТ

5.. Как Вы думаете, может ли почерк влиять на успешность человека в его деятельности?   ДА          НЕТ

 

Приложение 12

 

 

Приложение 13

 

 

 

 

 7 из 23 учащихся моего класса нравится свой почерк.

  При этом 14 человек не всегда понимают,  что они написали, а 2  и вовсе очень часто не могут разобрать написанное.

 

 

 

                                                       Приложение 14

 

 

 

 

 

         Все опрошенные (20 из 23)  хотели бы, чтобы их почерк стал лучше

 

                                                     

                                                    Приложение 15

 

 

 

 

Ведь, по мнению большинства, неразборчивость и нечёткость написания часто  мешает им получать более высокие оценки

 

Приложение 16

 

          


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение «Управление народного образования г

Муниципальное учреждение «Управление народного образования г

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение. Летом я отдыхала у бабушки и в шкафу нашла тетрадь

Введение. Летом я отдыхала у бабушки и в шкафу нашла тетрадь

Теоретическая часть 1.1 Что такое каллиграфия

Теоретическая часть 1.1 Что такое каллиграфия

Известный восточный афоризм гласит «Красота человека – в красоте его письма»

Известный восточный афоризм гласит «Красота человека – в красоте его письма»

В Санкт-Петербурге целых 15 лет существовала школа каллиграфии, основанная энтузиастами

В Санкт-Петербурге целых 15 лет существовала школа каллиграфии, основанная энтузиастами

Умение красиво писать – это великое искусство, которому долгое время в нашей стране не уделялось должного внимания

Умение красиво писать – это великое искусство, которому долгое время в нашей стране не уделялось должного внимания

При этом 14 человек не всегда понимают, что они написали, а двое и вовсе очень часто не могут разобрать написанное

При этом 14 человек не всегда понимают, что они написали, а двое и вовсе очень часто не могут разобрать написанное

Рисуем узоры в нотной тетради. 5

Рисуем узоры в нотной тетради. 5

Литература. 1.Проненко Л.И.

Литература. 1.Проненко Л.И.

Приложение.

Приложение.

Арабская каллиграфия Приложение 3

Арабская каллиграфия Приложение 3

Курс каллиграфии и конторской скорописи» книгоиздательства «Круг самообразования» 1915 года

Курс каллиграфии и конторской скорописи» книгоиздательства «Круг самообразования» 1915 года

Эстонский мастер и педагог Пауль

Эстонский мастер и педагог Пауль

Приложение 8 Каллиграфия в

Приложение 8 Каллиграфия в

Приложение 10 ГЕНРИ КАО китайский профессор

Приложение 10 ГЕНРИ КАО китайский профессор

Нравится ли вам ваш почерк?

Нравится ли вам ваш почерк?

Все опрошенные (20 из 23) хотели бы, чтобы их почерк стал лучше

Все опрошенные (20 из 23) хотели бы, чтобы их почерк стал лучше

Исследовательская работа на тему "НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ СОВРЕМЕННОМУ ШКОЛЬНИКУ"

Исследовательская работа на тему "НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ СОВРЕМЕННОМУ ШКОЛЬНИКУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021